Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: о коммерциализации медиации


Центр медиации и права
Медиация —
разрешение конфликтов, урегулирование споров

Добрый день, уважаемые читатели!

В этом выпуске нашей рассылки мы обратимся к вопросу о коммерциализации медиации.

«Коммерциализация медиации» - понятие, которое в молодом российском медиативном сообществе означает явление, связанное с наплывом значительного числа самого разного рода «медиаторов», как будто единственной целью которых является — занять новую нишу, установить свои порядки и назначить цены. Далеко не все из них могут похвастаться хотя бы базовыми медиативными навыками, а некоторые и вовсе могут быть причислены к шарлатанам и мошенникам.

По нашему убеждению, бороться с коммерциализацией медиации как таковой не надо. Разумеется, есть на этом поле примеры недобросовестной деятельности, попытки действовать грязными методами. Все это возможно в силу неинформированности граждан о медиации и незнания, чего ждать от процедуры медиации. А непорядочные «решатели конфликтов», подменяя понятия, выступая в качестве банальных посредников, пытаются выдать свою деятельность за медиативную, пользуясь этой непросвещенностью граждан. Поэтому одна из приоритетных задач сообщества профессиональных медиаторов – заниматься массовой просветительской работой, формировать компетентное предложение медиативных услуг и просвещенный, информированный спрос на них.

Согласно Закону о медиации, медиативная деятельность не является предпринимательской, да и ничего плохого не будет в том, что у нас в стране появятся люди, которые не только посвятят себя этой профессии, но и смогут, благодаря ей, зарабатывать на жизнь. Поэтому опасна не столько коммерциализация медиации, сколько ее профанирование.

В США, к примеру, есть несколько организаций, в которых ежегодно оборот от услуг медиации составляет десятки и даже сотни миллионов долларов. При этом они никоим образом не дискредитируют медиацию, наоборот, такая «самоокупаемость» стала частью профессиональной культуры. Более того, эти организации и медиаторы, работающие в них, активно поддерживают дальнейшее развитие медиации, в том числе в незащищенных социально значимых областях (споры, связанные с опекой над детьми, пожилыми людьми, работа с несовершеннолетними правонарушителями, общинные, этнические, межконфессиональные споры).

В каждом городе, населенном пункте найдутся свои проблемы, требующие решения, но не административными методами, а такими, которые помогают людям исчерпать эти проблемы. Чтобы люди и дальше могли сосуществовать, понимая, что жить без разногласий невозможно, но бояться их не следует, так как работа над проблемами позволяет не только разрешить противоречия, но и вывести отношения на качественно новый уровень взаимопонимания. Понятно, что столь высокое призвание должно справедливо оплачиваться — это действительно непростая работа.

А что касается стремления подменить понятия и использовать новый термин для того, чтобы старыми методами «выкручивания» рук попытаться проводить какие-то свои решения, то мы надеемся, что при помощи механизма саморегулирования профессиональное сообщество сможет поставить заслон таким недобросовестным действиям.


Материал подготовил медиатор Центра медиации и права Сергей Хаванский на основе интервью Президента Центра медиации и права Ц.А. Шамликашвили журналу «Саморегулирование и бизнес» (№ 8 (16), август 2011 года).


В избранное