Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - разрешение конфликтов, урегулирование споров: Медиация и переговоры


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Тема данной статьи – особенности переговоров в медиации.

Многие особенности проведения переговоров в медиации обусловлены субъектным составом: в отличие от традиционных прямых переговоров в медиации участвует третье лицо - медиатор. Далее, говоря «третье лицо», либо «третья сторона», мы будем иметь в виду медиатора, содействующего ходу переговоров, а не арбитра или судью.

К третьей стороне, как правило, обращаются за помощью когда прямые переговоры перестали быть продуктивными, или стороны по разным причинам утратили способность к конструктивным переговорам, а договоренность, тем не менее, необходима. Перечислим некоторые аргументы в пользу привлечения третьей стороны к переговорному процессу:

  • стороны в дальнейшем хотят продолжать отношения, но в данный момент не могут самостоятельно преодолеть существующие разногласия;

  • во взаимоотношениях сторон присутствует явный или неявный конфликт, затрудняющий непосредственное общение сторон;


Привлечение медиатора целесообразно, когда:

  • участники конфликта заинтересованы в том, чтобы процесс разрешения конфликта не был формализованным;

  • есть потребность в сохранении конфиденциальности. Очень часто из-за избыточной формализации процессов, например, при судебном разбирательстве, возникает риск придания спора огласке;

  • стороны хотят сохранить контроль над принимаемым решением;

  • стороны хотели бы наладить диалог и готовы к совместным действиям по поиску решения, но по неким причинам не могут этого сделать самостоятельно;

  • присутствует необходимость «сохранить лицо» и не выглядеть проигравшей или сдавшейся стороной;

  • есть неуверенность в исполнении решений, если они будут навязаны кем-то, а не достигнуты путем взаимных договоренностей;

  • не все аспекты спора могут быть урегулированы правом (применением права).


Таким образом, нейтральная третья сторона – медиатор создает участникам спора условия, в которых у них появляется возможность решать те задачи, которые они не могут решить сами, без помощи третьей стороны, по причине существующего между ними конфликтного напряжения. В эти задачи входит создание атмосферы комфорта и безопасности, выявление спорных и бесспорных моментов, разделение фактического материала и эмоционального содержания, признание эмоций участников и выражение этих эмоций в конструктивной форме, не травмирующей партнеров, поиск истинных интересов участников.

В процедуре медиации ключевой момент - то обстоятельство, что одной из главных задач медиатора является работа по созданию условий для установления конструктивного диалога между участникам и, соответственно, началу переговоров на основании истинных интересов сторон, возможность которых была утрачена из-за конфликта.

Только после того, как сторонам удалось с помощью медиатора выразить свои эмоции в конструктивной форме, прояснить как свои интересы, так и интересы партнера, можно достичь договоренности иного качества, чем при обычных прямых переговорах. Стороны, заинтересованные в исполнении собственных решений, будут сами прилагать усилия для их реализации.

Переговоры как самостоятельный способ урегулирования споров могут основываться и не на интересах сторон. Например, они могут представлять собой «позиционную торговлю», когда стороны обмениваются формальными требованиями с заранее заготовленных переговорных позиций, тем самым раскрывая лишь верхушку «айсберга» конфликта. Медиатор же в процедуре медиации помогает сторонам преодолеть сложности, которые мешают им договориться. Соответственно, медиатор может выступать в самых различных ипостасях: как «интерпретатор», «переводчик», «слушатель» и т.д.

Зная об истинных интересах партнера и хорошо осознавая свои интересы, участники медиации могут сосредоточиться не на противостоянии, а на совместном поиске взаимовыгодного и взаимоприемлемого решения, основанного на согласовании истинных потребностей и интересов. Таким образом к ним возвращается способность к диалогу. По итогам медиации стороны вновь могут вести успешные прямые переговоры – это и есть практический результат работы медиатора.

Мы хотели бы акцентировать ваше внимание на том, что в медиации, по крайней мере на начальных этапах процедуры, переговоры сторон как таковые не ведутся (каков смысл, если договориться самостоятельно не получилось?). Поэтому называть медиацию видом переговоров нельзя.

Медиатор неизбежно оказывает влияние на стороны и ход спора. Это влияние может быть и деструктивным, так как любое вмешательство третьей стороны неизбежно вначале обостряет конфликт. Важно, способен ли этот «третий» справиться с последствиями своего вмешательства и структурировать процесс, не прибегая к угрозам и авторитарности.

Медиатор, прошедший соответствующее обучение, должен обладать необходимыми навыками, руководствоваться принципами медиации и, главное - обладать установками личности, помогающими ему оставаться нейтральным и беспристрастным, не вовлеченным в противостояние сторон. Медиатор занимается ведением процедуры медиации по определенным этапам и на каждом необходимо решать вполне конкретные задачи, без решения которых в дальнейшем ведение переговоров будет неэффективно.


Благодарим за внимание!

Материал подготовили: Андрей Бушев, Сергей Тюльканов.

 

Читайте нас также на Twitter и Facebook.


В избранное