Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов: зачем это юристу?


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

В нашем первом в этом году выпуске мы хотели бы попробовать ответить на вопрос: почему юристу важно знать о  медиации, и для чего это нужно? Знать не только о том, что такое медиация, но и чем она полезна, что ее отличает от других форм разрешения спора, когда она наиболее полезна?

Вопрос этот отнюдь не риторический, так как в условиях российской действительности  множество, если не большинство практикующих юристов до сих пор крайне мало используют альтернативные формы разрешения споров. На сегодняшний день в России преобладает точка зрения, что без медиации (да и других форм альтернативного разрешения споров) можно спокойно обойтись. И это при том, что общая просвещенность в вопросах альтернативного разрешения споров среди юридического сообщества в последние годы заметно увеличилась.

Мы постараемся привести несколько аргументов в пользу утверждения, что медиация важна для современных российских юристов (в данном контексте мы не касаемся судейского сообщества):

1. Вопрос качества юридических услуг, связанных с профессиональной этикой юриста. Постепенно (хотя и не везде), уже стало аксиомой: то, что выгодно клиенту, выгодно самому юристу. Здесь мы говорим о необходимости формирования долгосрочных связей. Пора осознать порочность практики «выкачивания денег» из клиента, так как такой клиент будет потерян навсегда, его лояльность очень трудно вернуть. Партнерские же связи, расчет на дальнейшее сотрудничество позволяют получать стабильную прибыль всем участникам этого процесса в течение длительного времени. Поэтому любой юрист должен, по крайней мере:

  • уметь проконсультировать клиента, какие варианты разрешения спора возможны, указать плюсы и минусы каждой процедуры. Необходимо оценить риски и затраты, знать, что лучше в данном случае: судиться, перейти к арбитражу, или использовать медиацию, а может быть прямые переговоры.
  • Уметь проконсультировать клиентов, как будет проходить медиация, если они выберут ее. Как нужно себя вести клиенту, что он может делать. И очень важный момент: юрист четко должен понимать свою роль в процессе медиации, то, что отличает ее от иных процессов. Практика показывает, что многие отечественные юристы знают о медиации, но не умеют ее использовать!
  • Знать российское правовое регулирование альтернативных форм разрешения споров. И если с арбитражем все более-менее ясно, то по медиации у российских юристов возникает множество вопросов в силу недостатка юридических гарантий ее проведения. Отсюда и скептицизм к этой процедуре. Но при этом только имеющие опыт качественной медиации юристы знают, что как раз таки отличие и состоит в том, что если спор будет разрешен дружественным путем, не возникает необходимость в дальнейшем обеспечении этого решения!
  • Знать о зарубежной и международной практике внесудебного разрешения споров. В условиях глобализации юристам все чаще приходится либо работать с иностранными клиентами, либо участвовать в деле с иностранной стороной. Процедуры арбитража и судебного разбирательства зависят от национального законодательства. Медиация же, как наименее формализованная процедура, позволяет комфортно чувствовать себя сторонам, резидентами какой бы страны они ни были.

2.    Вопрос профессиональной образованности, актуальности знаний.

  • В силу специфики своей профессии юристу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, так как юридические нормы, особенно в нашей стране, меняются довольно часто и быстро, иногда – кардинально. То, что медиация не получила еще своего законодательного закрепления вовсе не значит, что так и будет продолжаться в будущем. Но нужно быть готовым к предстоящим изменениям. Кроме того, законопроекты по медиации уже находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Медиации невозможно научиться за один день или за одну неделю, это не набор юридических норм, который можно освоить теоретически, поэтому обучение требует временных затрат. Юрист, смотрящий на перспективу, должен быть готов и уметь использовать медиацию еще до того, когда к нему обратится клиент с соответствующей просьбой.
  • Юрист должен понимать, что количество таких клиентов, которые хотели бы использовать правовое внесудебное урегулирование споров, будет увеличиваться. Изучая вопросы применения медиации, юристу будет любопытно узнать, что еще 50 лет назад медиации в нынешнем виде не было в США. 20 лет назад о ней мало что знали и редко использовали в Европе. Если мы обратимся к современной зарубежной статистике, мы увидим крайне высокий процент (до 97-98% в некоторых странах) разрешения возникающих споров внесудебным способом. Повышение общей правовой культуры и просвещение населения в нашей стране также постепенно увеличивает потребность в альтернативном разрешении споров. А удачный зарубежный опыт это только ускорит. Поэтому нежелание юриста использовать альтернативные способы разрешения споров в определенный момент начнет уменьшать его клиентуру.

3.    Вопрос мировоззрения и ценностей юриста. Медиация – это совершенно иной, отличающийся от традиционных способ разрешения споров. Здесь нет привычной состязательности, нет необходимости выяснять, кто прав, а кто виноват. Главное – это урегулировать спор. Здесь важно научиться иначе относиться к конфликту, понимать его. Не стоит пренебрегать эмоциональной, психологической стороной конфликта. Как показывает наша практика, многие юристы пытаются убедить себя и других, что они работают только с материалом, фактами. Им не так легко признать, что зачастую именно личные желания и ожидания, а не объективные условия, руководят  спором. Научиться работать с конфликтом своих клиентов и конфликтом внутри себя становится необходимостью для современного юриста. И в этом состоит значительная часть обучения медиации.

И, наконец, интересный факт: многие юристы, которые получили удачный опыт медиации, проведенной на высоком профессиональном уровне, становятся настоящими поклонниками данного способа разрешения споров. А некоторые из них начинают глубже изучать медиацию, чтобы затем стать практикующими медиаторами. Их настолько привлекают преимущества данной процедуры, что они решают фокусироваться на урегулировании дел только с помощью медиации. Так что можно смело утверждать, что каждый юрист, начав ближе знакомиться с таким методом альтернативного разрешения споров как медиация, откроет для себя что-то новое и полезное именно ему.

Узнать подробнее об обучающих курсах медиации для юристов вы можете на сайте Центра медиации и права www.mediacia.com

Желаем вам успехов!

Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания по поводу тем будущих рассылок, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы с удовольствием ответим на ваши запросы и учтем пожелания. Спасибо!


В избранное