Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Медиация - переговоры, посредничество, разрешение конфликтов: в чем ее цель?


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Международная конференция по медиации, прошедшая в октябре этого года в Москве, стала, по крайней мере, для нашего Центра, источником огромного количества интереснейших вопросов и замечательных тем для возможного обсуждения, так что, возможно, в наших дальнейших выпусках мы не раз вернемся к материалам этого события. Сегодня нам бы хотелось поразмышлять и, надеемся, узнать ваше мнение как людей думающих и, кроме того, интересующихся проблемами дружественного разрешения споров, о следующем: что можно считать главной целью медиации? Ведь во многом профессионализм медиатора и его успех зависят от того, как он или она отвечает для себя на этот вопрос.

Изначально данная тема была предложена одним из участников конференции Лилой Лав (Lela Love), директором Kukin Program for Conflict Resolution при Школе права Cardozo, экс-председателем Секции по альтернативному разрешению споров Американской ассоциации юристов, США, в таком виде: «многие медиаторы считают целью процесса медиации разрешение спора, но при этом гораздо более важно сначала обеспечить достижение определенного уровня взаимопонимания между сторонами». Однако, цель медиации в ее современном истолковании гораздо шире, взять хотя бы случаи, когда стороны начинают понимать, что достижение взаимопонимания между ними нереально! Медиация – это не просто посредничество в споре, она основана на принципах предоставления равного пространства всем участникам конфликта, при котором обеспечивается понимание не только сторонами друг друга, но и понимание стороной самой себя.

Собственно разрешение конфликта заключается в проработке сложной ситуации, возникших разногласий, где рассматриваются часто несовместимые точки зрения и возможные выходы из трудного положения. В результате удачной медиации появляется взаимоудовлетворяющее и исполняемое соглашение, отражающее интересы всех сторон спора. При этом заметьте – варианты решения становятся именно решениями только тогда, когда каждый отдельный участник спора признает их приемлемыми.

Договоренности могут пересматриваться до тех пор, пока они не признаны взаимоудовлетворяющими и не оформлены в медиативное соглашение. Часто участники конфликта сами вносят коррективы, когда понимают, что их интересы значат в процессе медиации ничуть не меньше, чем интересы оппонента, и наоборот – когда каждая из сторон осознает, что потребности оппонента так же важны, как и ее собственные. Чем более открыто ведется обсуждение заявленных позиций и выявление потребностей сторон, тем выше вероятность выполнения окончательного соглашения. Создать и поддержать атмосферу доверия и принятия, ощущение, что участников понимают и ценят их открытость – также цель медиатора, здесь он может внести самый ощутимый вклад в процедуру разрешения спора.

Медиация служит неким «последним шансом перед битвой», задачей которого является вернуть сторонам способность к конструктивным переговорам, утраченную в результате конфликта. Наделение участников спора достаточной внутренней силой, «катализация» их уверенности в себе и, соответственно, пробуждение желания восстановить диалог с другой стороной – это необходимые элементы процесса, в результате чего становится возможным преодоление негативных эмоций. У спорщиков исчезает желание продолжать конфликт, пребывая в состоянии эмоционального диссонанса. Обсуждение сути дела во всем многообразии его содержательных, психологических, этических, эмоциональных аспектов происходит вслух. Цель здесь - не вечный мир и блаженное всепрощение, а ясность и умение управлять неизбежно возникающими противоречиями и разногласиями, сохраняя при этом общение в будущем. Это очень близко к тому, о чем говорила Лила Лав, ключом служат слова «достижение определенного уровня взаимопонимания».

Немаловажно отметить и эффект медиации, которая не привела к разрешению собственно спора. Даже в этом случае нельзя говорить о неудаче, а тем более провале медиации. Ведь если стороны пытаются наладить диалог, то у них формируется уже другой уровень понимания себя и своего оппонента в существующей ситуации, к тому же появление более ясного, а не только эмоционально-окрашенного взгляда на проблему позволяет сторонам спора быстрее и адекватнее оценить как собственные, так и чужие требования и аргументацию. В большинстве случаев последующее разбирательство в государственном или третейском суде проходит на качественно новом уровне.

Поэтому так важно не сужать цели медиации и ее поле деятельности. Не ограничиваясь целью только разрешить спор, мы сами себе даем множество других возможностей, мы мыслим шире и глубже, этим принося ощутимую пользу всем сторонам конфликта. Разрешение спора будет наградой за те усилия, которые были приложены мыслящими, глубоко чувствующими творческими людьми в попытке понять друг друга.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Всем подписчикам рассылки Subscribe.ru в нашем Центре предоставляются определенные бонусы и скидки.

Желаем вам успехов!

Если у вас есть дополнительные вопросы или пожелания, пожалуйста, пишите нам на электронную почту subscribe@mediacia.com, мы будем рады вам ответить.



В избранное