Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других" Бывшие военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях жилищными
комиссиями по месту службы, теперь тоже имеют право на компенсацию за наем жилья. Предметом оспаривания стала отдельная норма Закона о статусе военнослужащих, связанная с выплатой денежных компенсаций бывшим военнослужащим за наем (поднаем) жилья. Такая выплата производится гражданам, уволенным с военной службы и принятым до 1 января 2005 г. на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По мнению
заявителей, указанное положение является неконституционным в той мере, в какой оно связывает право на компенсацию с принятием на учет исключительно органами местного самоуправления, а не жилищными комиссиями по месту прохождения военной службы. КС РФ пояснил следующее. Оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, предполагает признание права на компенсацию только за теми, кто после увольнения изъявил желание изменить место жительства и при этом до 1 января 2005
г. был принят на учет органом местного самоуправления по новому месту постоянного жительства. Между тем такое истолкование неправомерно лишает возможности получения данной меры социальной поддержки гражданами, прослужившими более 10 лет и принятыми на учет жилищными комиссиями по месту службы. К ним относятся также граждане, которые после увольнения избрали местом постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они служили
непосредственно перед увольнением. Установление различий исключительно в зависимости от того, каким органом военнослужащие были приняты на учет, порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории. Данный подход не согласуется с принципом равенства прав и свобод граждан перед законом и неправомерно ограничивает их право на жилище. В связи с этим оспариваемая норма является неконституционной в указанном
заявителями аспекте.
Приказ Минфина России от 19 марта 2013 г. N 32н "Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации" Экзамен на получение аттестата аудитора: обновленные правила. Заново утверждено Положение о порядке проведения экзамена на получение аттестата аудитора. Экзамен предусматривает вопросы в форме тестов с многовариантным ответом и вопросы экзаменационных билетов. Минимально допустимое количество вопросов билетов сокращено с 1000 до 800. Единая аттестационная комиссия размещает перечень вопросов билетов на своем сайте. Уточнено, что это делается не позднее 22 рабочих дней
до даты проведения очередного экзамена (ранее - не позднее 30 календарных дней). Закреплено, что перечень должен обновляться с учетом изменений, внесенных в нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и аудита. Для участия в экзамене претендент по-прежнему заполняет регистрационную анкету. Регистрация проходит в электронном виде на сайте комиссии. Претендент считается сдавшим экзамен, если он получил за ответы
на все вопросы билета и решение практической задачи суммарно не менее 67% максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы билета не менее 84% максимально возможного количества баллов). Приказ об утверждении прежнего положения признан утратившим силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 июня 2013 г. Регистрационный № 28638.
Указ
Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также
политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" Кандидатам лучше честно рассказать о крупных покупках и зарубежном имуществе. Прописано, как проверяется достоверность сведений о зарубежном имуществе и расходах кандидатов на выборах в органы госвласти и местного самоуправления, а также
кандидатов на должность главы региона. При проведении выборов кандидаты сообщают в соответствующую избирательную комиссию, какой зарубежной недвижимостью владеют они сами, их супруги и несовершеннолетние дети, на какие средства она приобретена, а также об имеющихся за границей обязательствах имущественного характера. Кроме того, необходимо отчитаться о крупных расходах (покупка недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, долей в уставных капиталах) за
последние 3 года, если сумма сделки превысила общий 3-х годовой доход кандидата и его супруги(а). В субъектах Федерации, где главу региона определяют не на всенародных выборах, а из предложенных Президентом РФ кандидатур, указанные сведения представляют главе страны политические партии вместе с предложениями о кандидатурах. Установлены формы справок о вышеназванных обязательствах, имуществе и расходах. Даже если их нет, справки все равно необходимо представить (в соответствующих графах пишут об отсутствии
имущества, обязательств, сделок). Основанием для проверки сведений является поступившая в избирком или руководителю Администрации Президента РФ информация об их недостоверности или неполноте. Определены источники такой информации. Это госорганы, российские организации, руководящие органы политических партий и общероссийских общественных объединений, Общественная палата РФ, общероссийские СМИ, зарубежные банки и международные организации, работники
антикоррупционных подразделений, должностные лица госорганов и органов местного самоуправления. Анонимки не являются основанием для проверки сведений. Установлено, кто и в какие сроки принимает решение о проверке, как она проходит. Так, председатель избиркома вправе направить запросы в банки, налоговые органы, Росреестр, Росфинмониторинг. Могут наводиться справки у физлиц и организаций. Отметим, что установленные факты недостоверности представленных кандидатами сведений публикуются в СМИ. Указ
вступает в силу со дня его официального опубликования.
Приказ Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. №390 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую
Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства» Обновлена процедура выдачи приглашений на въезд в Россию. Принят новый административный регламент, регулирующий выдачу приглашений на въезд в Россию иностранцев и лиц без гражданства. Это обусловлено пересмотром правил разработки и утверждения административных регламентов. Также претерпело изменения миграционное законодательство. Названную госуслугу по-прежнему оказывают ФМС России и ее территориальные органы.
Приведены график их работы, адреса и контактная информация. Приглашение является основанием для выдачи визы или для въезда в нашу страну в безвизовом порядке. Уточнен круг заявителей. К их числу более не относятся органы местного самоуправления. В то же время приглашающей стороной в отношении членов своей семьи может выступать иностранный высококвалифицированный специалист. В остальном перечень не изменился. Это юрлица и филиалы зарубежных организаций, вставшие на
учет в миграционном ведомстве, граждане России и иностранцы, постоянно проживающие в нашей стране. Дополнительно установлено, какие работодатели и заказчики работ (услуг) вправе приглашать иностранных высококвалифицированных специалистов. Уполномоченные представители российских юрлиц обращаются с ходатайством о выдаче приглашения по месту их нахождения (т. е. госрегистрации), иностранных организаций и их филиалов - по месту их постановки на налоговый учет. Граждане России - по месту жительства или пребывания. Иностранцы - по месту жительства. Высококвалифицированные специалисты - по месту временного пребывания (проживания), а в случае получения вида на жительство - по месту последнего. Ходатайство о выдаче приглашения подается при личном посещении или через Единый портал госуслуг (ранее возможность обратиться в электронной форме не предусматривалась). Скорректирован список прилагаемых документов, установлены требования к ним. Так, приглашающее физлицо
дополнительно представляет сведения о доходах. Сокращены сроки оформления приглашений. Ранее это занимало до 30 дней со дня обращения. Теперь - до 20 рабочих дней, а в случае въезда высококвалифицированных специалистов и членов их семей - до 14. В особых случаях (в частности, экстренное лечение, тяжелая болезнь или смерть близкого родственника) приглашение выдается в течение 5 рабочих дней. Госпошлина за выдачу 1 приглашения по-прежнему составляет 500 руб. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая
2013 г. Регистрационный № 28578.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" Религиозные организации вправе устанавливать условия деятельности священнослужителей и
религиозного персонала, а также требования к ним. Ранее в законе указывалось, что религиозное объединение выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установлениям. Уточняется, что оно делает это согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями. Закрепляется право религиозных организаций определять в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного
персонала, а также требования к ним, в т. ч. в части религиозного образования. Прежде религиозные организации в соответствии со своими уставами были вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками. Вместо этого закрепляется, что данные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Ограничивается круг организаций, заемные обязательства перед которыми могут погашаться за счет материнского капитала. Цель поправок - борьба с мошенническими схемами,
связанными с хищением и обналичиванием средств материнского (семейного) капитала. Согласно изменениям за счет такого капитала (его части) можно погашать займы на приобретение (строительство) жилья, предоставленные только определенными видами юрлиц. Это кредитные и микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, иные организации, выдающие займы на основании договоров, обеспеченных ипотекой. Если организация не соответствует данным
требованиям, то заявление о распоряжении средствами капитала на погашение займа не удовлетворяется. Лицо, имеющее сертификат на материнский (семейный) капитал, или его супруг (супруга) должны предоставить документ, подтверждающий получение займа путем безналичного перечисления на счет в кредитной организации. Иначе упомянутое заявление о распоряжении не удовлетворят. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Нововведения распространяются на лиц, заключивших
договор займа на приобретение (строительство) жилья после вступления поправок в силу.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекc Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской
Федерации" Уточнены основания и порядок изъятия земельных участков в случае их нерадивого использования. Поправки касаются принудительного прекращения права на земельный участок в случае его ненадлежащего использования. Речь идет о правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды. Уточнены основания и порядок такого прекращения. Согласно поправкам причинами изъятия земли могут стать: грубое нарушение правил рационального использования
земли (в том числе не по целевому назначению либо приводящее к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки); порча земель; непроведение рекультивации, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанности привести земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Участок, предназначенный для с/х производства либо жилищного или иного
строительства, могут изъять, если он не используется в этих целях в течение 3-х лет. Причем в этот период не включается время, необходимое для освоения участка. Исключено такое основание изъятия участка, как систематическая неуплата земельного налога. Изъятию участка во всех случаях должна предшествовать выдача предписания об устранении нарушений. Вводится внесудебный порядок изъятия нерадиво используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий.
Соответствующее решение будет принимать исполнительный орган госвласти (орган местного самоуправления). В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование. Это не касается государственных академий наук и подведомственных им учреждений. Уточняется срок подачи властями в Росреестр пакета документов для госрегистрации прекращения права на участок. На это отводится 10 дней после вступления в силу решения суда об
изъятии участка (или принятия такого решения соответствующими властями). Если в ЕГРП нет сведений о прекращенных правах, власти должны сообщить о прекращении прав на участок налоговым органам и в Росреестр в 7-дневный срок. Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.
Федеральный
закон от 7 июня 2013 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" Уголовное судопроизводство: пересмотрен размер пособия обвиняемому, отстраненному от должности, и уточнен состав процессуальных издержек. Поправки касаются возмещения расходов, связанных с производством по уголовному делу. К процессуальным издержкам отнесены затраты не только на пересылку вещественных
доказательств, но и на их перевозку (транспортировку), а также расходы на перевозку (транспортировку) трупов и их частей. Кроме того, уточнена величина ежемесячного государственного пособия, выплачиваемого обвиняемому, временно отстраненному от должности. Ранее она составляла 5 МРОТ. При этом на практике суды, определяя размер данного пособия, руководствовались не базовой суммой МРОТ (100 руб.), применяемой при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а величиной, установленной
для регулирования оплаты труда (с 1 января 2013 г. - 5 205 руб. в месяц). Таким образом, пособие зачастую превышало зарплату обвиняемого. Согласно поправкам теперь выплачивать его будут в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране (за IV квартал 2012 г. - 7 263 руб.). Отметим, что вышеназванные издержки возмещаются из федерального бюджета.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 109-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства" Урегулированы вопросы сотрудничества в сфере трудовой миграции между Россией и
Монголией. Ратифицировано Соглашение между Правительствами России и Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого. Соглашение подписано в г. Москве 17 февраля 2012 г. Им предусмотрено, что работники осуществляют трудовую деятельность в принимающем государстве только при наличии соответствующего разрешения. При этом выполнять можно только ту работу, на которую оно выдано. Если это требование не
исполняется (в т. ч. произошла смена работодателя), разрешение аннулируется, а работник обязан покинуть страну в течение 15 календарных дней. Закреплено, что трудовой договор заключается до выезда лица из своего государства, а по соглашению сторон - по прибытии работника (при его заблаговременном извещении об условиях труда). При этом зарплата и иные положения договора не должны быть менее благоприятными, чем те, которые установлены для граждан принимающего государства, занимающихся аналогичной
работой. Прописан порядок расторжения договора по независящим от сторон обстоятельствам, правила медицинского, пенсионного и социального обеспечения, налогообложения в отношении таких работников и др. Соглашение заключено сроком на 5 лет с возможностью его автоматического продления на 2-летние периоды.
Федеральный Закон от 7 июня 2013 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Арбитражные суды: уточнена подведомственность. Уточнена подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают
в т. ч. дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Закреплено, что данные дела рассматриваются арбитражным судом только в том случае, если это отнесено к его компетенции федеральным законом. Этот подход основан на Законе об арбитражных судах. Он устанавливает, что указанные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные
дела, отнесенные к их компетенции Конституцией РФ, названным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 107-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся Государств и их финансовых и инвестиционных учреждений" Доходы финансовых и инвестиционных учреждений России и ОАЭ: как устранить
двойное налогообложение? Ратифицировано соглашение, направленное на устранение двойного налогообложения доходов пассивного характера финансовых и инвестиционных учреждений России и ОАЭ. Речь идет о доходах от инвестиций, займов и владения недвижимостью. Соглашение распространяется на российский налог на прибыль организаций, а в ОАЭ - на налог на корпорации и подоходный налог, в т. ч. провинциальные налоги на доходы, взимаемые в каждом из эмиратов. Доходы от использования недвижимости облагаются налогами в том государстве, в котором она находится. Также в этой стране удерживается налог с доходов от отчуждения этого имущества либо акций и других прав, более 50% стоимости которых прямо или косвенно представлено данной недвижимостью. Дивиденды, выплачиваемые компанией - резидентом одного договаривающегося государства другой стороне или ее финансовым или инвестиционным учреждениям, облагаются налогом только в этом другом государстве. Также проценты,
возникающие в одном государстве и выплачиваемые другой стране или ее финансовым или инвестиционным учреждениям, облагаются налогом только в этой другой стране. В предоставлении льгот, установленных соглашением, могут отказать, если оно используется в противоправных целях. Сделана оговорка о праве любого политического подразделения или местного правительства применять свои собственные законы и нормы, касающиеся налогообложения доходов и капитала,
относящихся к владению, управлению, производству, разведке, эксплуатации, транспортировке и распределению природных ресурсов и углеводородов, включая нефть и газ, а также их конденсаты, производные и основные побочные продукты. Компетентные органы России и ОАЭ могут обмениваться информацией по любым налогам.
Федеральный закон
от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными юрлицами: сужена сфера применения. Скорректирован Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Из предмета его регулирования исключены отношения, связанные с заключением и исполнением договоров,
обязательных для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности. Дело в том, что особенности указанного рынка делают невозможным выполнение требований, установленных названным законом. Торговля на этом рынке ведется централизовано в соответствии с Законом об электроэнергетике и правилами оптового рынка, утвержденными Правительством РФ. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный
закон от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" С 1 января 2014 г. изменится порядок финансирования выплаты "детских" пособий отдельным гражданам. Изменяется порядок финансирования выплаты государственных
пособий отдельным гражданам, имеющим детей. Речь идет об уволенных в период отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком по причине ликвидации работодателя, а также о не подлежащих соцстрахованию лицах, в том числе студентах. В настоящее время средства на выплату госпособий указанным гражданам выделяются из федерального бюджета в виде трансфертов, передаваемых ФСС РФ. В дальнейшем деньги распределяются между территориальными органами Фонда и перечисляются регионам. С 1 января 2014
г. ассигнования на выплату названных пособий в форме субвенций будут направлять напрямую в бюджеты субъектов Федерации через Минтруд России. Тем самым ФСС РФ освобождается от несвойственных ему функций, поскольку данные выплаты носят нестраховой характер. Одновременно региональным властям передаются полномочия федерального центра по назначению и выплате пособий указанным гражданам. Контролировать расходование субвенций будет Минтруд России. Ряд
поправок носит юридико-технический характер и направлен на приведение терминологии в соответствие с законодательством в сфере здравоохранения и образования. В частности, уточнено, что единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности полагается женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях (а не учреждениях). Также уточняется, что право на "детские" пособия имеют в том числе лица, обучающиеся очно в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях
высшего образования, дополнительного профессионального образования и научных организациях. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации" Медработникам предложат дежурить на дому. Скорректирован ТК РФ. Закреплено, что медработникам с их согласия может устанавливаться дежурство на дому. Под ним понимается пребывание сотрудника дома в ожидании вызова на работу (для оказания медпомощи в экстренной или неотложной форме). Час дежурства будет учитываться как 1/2 часа рабочего времени. Особенности учета и режима рабочего времени в рамках дежурств установит федеральный орган власти по выработке госполитики и
нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Вопросы и ответы Правового консалтинга:Бухучет и отчетность, 7 июня 2013
18-19 Июня 2013 г., Москва, Группа компаний ITE проведет юбилейную 10-ую Международную выставку и конференцию "Современные технологии обучения в компаниях и учебных учреждениях". Подробнее
18-19 Июня 2013 г., Москва, Группа компаний ITE проведет 3-й Международный книжный форум. Подробнее
18 июня 2013 г., Москва, CNewsConferences и CNewsAnalytics проведут круглый стол "Страхование: актуальные проблемы информатизации". Подробнее
19, 20 и 21
Июня 2013 г., Москва, Московский налоговый институт проведет Информационно-разъяснительные семинары с применением дистанционных технологий при участии ведущих специалистов в области косвенного налогообложения Минфина России и ФНС России. Подробнее
20 июня 2013 г., Москва, Объединение Корпоративных Юристов и международная юридическая фирма Quinn Emanuel
Urquhart & Sullivan проведут конференцию "Секреты победы в международных арбитражах сегодня - руководство для юриста корпорации". Подробнее
20-21 июня 2013 г., Москва, III ежегодная конференция Противодействие внутрикорпоративному и коммерческому мошенничеству. Подробнее
02 июля 2013 г., Москва, CNews проведет конференцию "Открытое ПО 2013". Подробнее
4-5 июля 2013 г., Москва, портал CFO-Russia и Клубом финансовых директоров проведет V конференцию "Корпоративные
системы риск-менеджмента". Подробнее