Гарант. Ежедневный мониторинг федерального законодательства
Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
Оспаривались нормы, в т. ч. касающиеся обязательного личного страхования
военнослужащих за счет федерального бюджета. Ими предусматривается выплата
единовременного пособия в равных доля членам семьи указанных лиц в размере 120
окладов в определенных случаях. К таковым относится гибель военнослужащего или
гражданина, призванного на военные сборы, наступившая при исполнении
обязанностей службы (на сборах). Также это смерть, наступившая из-за увечья
(ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных при исполнении
указанных обязанностей, до истечения 1 года со дня увольнения со службы
(отчисления со сборов или их окончания). Вред в таком случае возмещается по
общим правилам ГК РФ. КС РФ счел, что эти положения не противоречат
Конституции РФ. Вместе с тем он отметил следующее. Оспариваемые нормы не
предполагают, что возмещение указанного вреда, причиненного членам семьи
погибшего военнослужащего-контрактника, которые имеют право получать пенсии по
случаю потери кормильца, ограничивается выплатой только страховых сумм и
единовременного пособия. Это касается и случаев, когда нет виновных
противоправных действий со стороны госорганов и их должностных лиц. Данные
нормы направлены в т. ч. на восполнение указанным гражданам имущественных
потерь, причиненных смертью кормильца. Такое регулирование предполагает, что
причитающиеся им в соответствии с законодательством выплаты в совокупности не
могут быть меньше той части заработка (денежного довольствия), которая
приходилась на долю каждого из них при жизни военнослужащего. КС РФ
отметил, что в законодательство должны быть внесены изменения, направленные на
совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного указанным лицам. Во
всяком случае им должна гарантироваться возможность восполнить имущественные
потери. Это должно быть сделано путем предоставления (в рамках указанного
механизма) выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы им
получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из
них при жизни военнослужащего.
Подведены итоги работы СК по уголовным делам ВС РФ в качестве суда надзорной
инстанции. Отмечены типичные ошибки, допускаемые судами при рассмотрении
уголовных дел. В частности, приведены примеры неверной квалификации некоторых
преступлений. Относительно грабежа разъясняется, что он считается
оконченным, если имущество изъято и виновный имеет реальную возможность им
пользоваться или распоряжаться по своему усмотрению. Действия виновного при
разбойном нападении могут квалифицироваться как совершенные в крупном размере,
только если стоимость имущества превышает 250 тыс. руб. Если при приведении
приговора в соответствие с новыми законодательными поправками изменяется
квалификация содеянного на более мягкий закон, то наказание должно назначаться в
пределах, определяемых всей совокупностью норм УК РФ, - не только Особенной
части, но и Общей. Приведены случаи, иллюстрирующие неверное применение
норм при назначении наказания. Такое смягчающее обстоятельство, как явка с
повинной, должно учитываться и тогда, когда она дана на предварительном
следствии, а в судебном заседании лицо изменило свои показания. При
признании рецидива не должны приниматься во внимание судимости за преступления,
осуждение за которые было условным, если последнее не отменялось и лицо не
направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы. Если лицо
совершило несколько неоконченных преступлений, то окончательное наказание при
этом не может превышать половину максимального срока или размера наказания,
которое может быть назначено за наиболее тяжкое из совершенных неоконченных
преступлений. Также затронуты вопросы применения амнистии, выделены
особенности назначения наказания несовершеннолетним. Если часть
материального ущерба, причиненного преступлением, была возмещена добровольно, на
эту величину должна уменьшаться сумма при взыскании с осужденного (в рамках
рассмотрения гражданского иска в уголовном деле).
Проанализированы результаты кассационной проверки уголовных дел Судебной
коллегией ВС РФ. Выделены ошибки судов, допускаемые при применении норм как
материального, так и процессуального права. Приведены примеры неверной
квалификации преступлений. Отмечены следующие выводы. Как пособничество в
преступлении, совершенном организованной группой, не могут рассматриваться
действия лица, не знавшего о том, что другие участники входят в ее состав. Члены
преступного сообщества, не руководившие им и не организовавшие его, отвечают
только за те преступления, в подготовке или совершении которых они
участвовали. Недекларирование не расценивается как способ контрабанды, если
товары перемещаются через границу помимо таможенного контроля (к примеру, в
объезд пунктов пропуска). Рассмотрены особенности применения некоторых
правил назначения наказаний. Разъяснен порядок, действующий при наличии
смягчающих или отягчающих обстоятельств. Если имеются первые (и отсутствуют
вторые) при неоконченном преступлении, предел в 2/3 наказания, который может
применяться в этом случае, исчисляется от максимума, предусмотренного за
неоконченное преступление (т. е. 2/3 от половины - за приготовление, 2/3 от 3/4
- за покушение). Если явка с повинной вместе с другими доказательствами
положена в основу обвинительного приговора, она должна учитываться и как
смягчающее обстоятельство. Указаны отдельные моменты, которые должны
приниматься во внимание при назначении наказания по совокупности преступлений
или приговоров, при рассмотрении дела с участием присяжных, при применении мер
процессуального принуждения. Названная мера в виде денежного взыскания не
применяется к подозреваемому, обвиняемому подсудимому. Не может служить
основанием для продления срока содержания под стражей обвиняемому, который
ознакомился с делом, факт того, что этого еще не сделали остальные обвиняемые по
делу, находящиеся на свободе. Если о компенсации морального вреда не
заявлялось, суд не вправе применять ее по своей инициативе. Мотивированный отказ
гособвинителя от части обвинения обязателен для суда.
В Закон об электроэнергетике внесли изменения. В нем закрепили исчерпывающие
перечни цен (тарифов), подлежащих госрегулированию на оптовом и розничном
рынках. Это обусловлено тем, что с 2011 г. утрачивает силу Закон о
госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию. Госрегулированию подлежат в том числе предельные уровни тарифов на
электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на
территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Исключение -
электроэнергия (мощность), поставляемая населению и приравненным к нему
потребителям. Утверждены минимальные и максимальные уровни указанных
тарифов в среднем по региону. При этом не учтены календарная разбивка на 2011 г.
и дифференциация по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу
часов использования заявленной мощности, зонам (часам) суток. Самый низкий
уровень тарифов установлен для Красноярского края (минимальный - 112,77 коп. за
кВтч, максимальный - 118,16 коп. за кВтч). Самый высокий - для Чукотского
автономного округа (минимальный - 951,51 коп. за кВтч, максимальный - 953,91
коп. за кВтч). Конкретный размер тарифов устанавливается региональными
органами. Предельные уровни вводятся в действие с 1 января 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2010 г. Регистрационный N 18794.
Установлены предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения и
приравненных к нему категорий потребителей на 2011 г. Так, в Москве тариф
должен составлять от 376 до 380 коп/кВтч (для сравнения: в 2010 г. - от 331 до
345 коп/кВтч), в Санкт-Петербурге - от 276 до 281 коп/кВтч (вместо 254-255
коп/кВтч). Самый низкий уровень тарифов предусмотрен для Иркутской области
- 68-69 коп/кВтч (в 2010 г. - 62-70 коп/кВтч), самый высокий - для Чукотского
автономного округа (620-626 коп/кВтч против 547-569 коп/кВтч в 2010 г.). Тарифы указаны с учетом НДС. Регионам поручено в недельный срок со дня
принятия решения об установлении тарифов представить его заверенную копию в ФСТ
России. Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 2010 г. Регистрационный N
18795.
Вводится единый образец медицинской справки о допуске к управлению
транспортными средствами. Она выдается по результатам медосвидетельствования
кандидатов в водители и водителей на допуск к управлению транспортным средством
любой категории (кроме тракторов и иных самоходных машин). В справке
указываются Ф.И.О., дата и место рождения лица, заключение врачебной комиссии. В
отношении граждан с ограниченными физическими возможностями приводятся показания
к управлению транспортным средством с определенными конструктивными
характеристиками. Непосредственно в справке делаются отметки врачей о наличии
(отсутствии) противопоказаний. Напомним, что необходимо пройти осмотр у
терапевта, хирурга, невролога, окулиста, отоларинголога, нарколога и
психиатра. Приводятся данные медицинской организации, выдавшей справку
(полное наименование, код ОГРН, адрес, телефон, номер, дата предоставления и
срок действия лицензии). Как и ранее, вклеивается фотография водителя. В
справке указывается дата ее выдачи. Таким образом, при переосвидетельствовании
оформляется новый документ. Бланк справки защищен от подделок (в частности,
имеет водяной знак). Все выданные справки регистрируются в специальном
журнале. Установлена его форма. Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября
2010 г. Регистрационный N 18784.
Правительство РФ в распоряжении от 10 января 2009 г. поддержало предложение о
создании госинформсистемы "Правоохранительный портал РФ". В связи с этим МЧС,
МВД, Минюст, Минобороны, Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития,
ФНС, ФТС, ФМС, ФСБ и ФСКН России утвердили Положение о ней. Также разработаны 2
Регламента: подготовки и размещения данных в системе, межведомственного обмена
информацией с ее использованием. Система призвана обеспечить желающих
полной общедоступной информацией о деятельности всех вышеперечисленных ведомств
(за исключением Минкомсвязи и Минэкономразвития России). Она не содержит
сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами. Также система
позволит активизировать сотрудничество в области борьбы с преступностью,
наладить обмен информацией между указанными ведомствами. В системе
размещаются статинформация, акты, определяющие полномочия ее участников, формы
документов, необходимые для получения от последних госуслуг в рамках реализации
электронных сервисов, сведения об официальных сайтах указанных субъектов и иных
органов власти и др. Размещенная в системе информация носит справочный
характер. Она не имеет правоустанавливающего или правоподтверждающего
значения. Оператором системы является МВД России. Доступ к ней
обеспечивается через сайт www.112.ru. Вышеуказанным ведомствам поручено
обеспечить распространение информации, содержащейся в системе, начиная с 31
декабря 2010 г. В них же должны быть определены структурные подразделения,
которые отвечают за обмен между соответствующим федеральным органом
исполнительной власти и системой. Для обмена в т. ч. нужно использовать
инфраструктуру общероссийского госинформцентра. Приказ не нуждается в
регистрации (письмо Минюста РФ от 19 октября 2010 г. N 01/20900-ДК).
Переработка давальческого сырья, ввезенного на территорию государства-члена
Таможенного союза из иного участника ТС с последующим вывозом продуктов
переработки в другую страну, облагается НДС по нулевой ставке. При этом
вывоз может осуществляться в любую страну, в том числе не являющуюся членом ТС.
В последнем случае для применения нулевой ставки в налоговый орган вместе с
декларацией по НДС представляется таможенная декларация, подтверждающая вывоз за
пределы ТС. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не
требуется. Если продукты переработки вывозятся в страну-член ТС, таможенная
декларация не нужна. Обязательно заявление о ввозе товаров и уплате косвенных
налогов. Указанное разъяснение согласовано с Минфином России.
Разъяснен порядок заполнения декларации по НДС с учетом актов ТС. Это
Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте,
выполнении работ, оказании услуг и 2 Протокола: о порядке взимания косвенных
налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, о
порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Разъяснения применяются начиная с декларации за III квартал 2010 г. и
действуют до утверждения ее новой формы, учитывающей положения указанных
актов. При вывозе товаров из России в другое государство ТС в декларации
отражаются операции по их реализации на экспорт. Также в ней указываются
операции по переработке давальческого сырья, ввезенного в нашу страну с
территории иных членов Союза с последующим вывозом продуктов переработки в
другое государство. Лица, применяющие ЕСХН, УСН или ЕНВД, а также те, кто
освобожден от обязанностей по исчислению и уплате НДС, по общему правилу не
отражают названные операции в декларации. Операции отражаются в декларации,
представляемой плательщиком в налоговые органы по месту своего учета не позднее
20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - кварталом. Первым из названных протоколов установлено, что при вывозе товаров (предметов
лизинга) из России в другое государство ТС применяется нулевая ставка НДС.
Операции по их реализации отражаются в разделах 4-6 декларации, не касаясь
раздела 7. Для обоснования применения ставки 0% и налоговых вычетов при
вывозе товаров (предметов лизинга) и при переработке давальческого сырья нужно
представить пакет документов. Если он не собран в течение 180 дней,
соответствующие операции включаются в раздел 6 декларации за тот налоговый
период, на который приходится день отгрузки товаров (работ). При этом
применяется ставка в 10 либо 18%. Если впоследствии плательщик представляет
полный пакет обосновывающих документов, названные операции включаются в раздел 4
декларации за тот налоговый период, в котором собраны все материалы. Уплаченные
суммы налога при этом возвращаются.
Вопросы и ответы Правового консалтинга: Гражданское право от
26.10.2010
29 октября 2010 года в Москве состоится III
Межрегиональная научно-практическая конференция "Финансово-правовые
конфликты" на тему: "Факторы, влияющие на риски при
совершении сделок купли-продажи, залоге недвижимого имущества, в том числе
земли под зданиями". Организаторы: Методический альманах
"Финансово-правовые конфликты" (Москва). Предполагаемая аудитория:
инвесторы, застройщики, риэлторы, специалисты кредитных и юридических
подразделений банков. Узнать
больше
Компания infor-media Russia приглашает принять
участие в 4-ой Профессиональной конференции "Трудовое право:
актуальные вопросы и лучшие практики". Очередное мероприятие
пройдет 25-26 ноября 2010 г. в Москве, в отеле Hilton Moscow
Leningradskaya. Программа конференции составлена с учетом пожеланий и
предложений участников прошлых мероприятий и ведущих экспертов.
Подробнее
Приглашаем принять участие в Международном конкурсе
интернет-проектов "Золотая паутина". Целью
конкурса является демонстрация лучшего опыта применения интернет-технологий в
развитии информационного общества. Срок подачи заявок - 1 ноября 2010 года.
Награждение победителей состоится в декабре 2010 года. Узнать
больше о конкурсе