Получите Сертификат от разработчика - подтверждение Вашего профессионализма!
Дистанционное тестирование на знание системы ГАРАНТ для зарегистрированных пользователей (подробности на www.garant.ru)
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 9 июля 2003
Заявитель - гражданин Российской Федерации Сергей Витальевич Посохов - работал сотрудником Таганрогского таможенного терминала. В 1996 г. в отношении заявителя и некоторых других лиц было возбуждено уголовное дело в связи с контрабандой товаров. В мае 2000 г. Посохов был признан виновным в пособничестве при уклонении от уплаты таможенных платежей и злоупотреблении служебным положением, а после вынесения приговора - освобожден от отбывания наказания частично в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности и частично по акту амнистии.
Жалоба Посохова в Европейский суд по правам человека связана с оспариванием состава суда, вынесшего приговор по его делу. Обжалуя приговор в российских инстанциях, Посохов указал на нарушение положений Федерального закона "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", а именно - на нарушение порядка отбора народных заседателей, истечение срока полномочий некоторых их них.
Европейский Суд вынес решение в пользу заявителя и признал за российскими властями нарушение пункта 1 статьи 6 Конвенции о правах человека, который гласит: "Каждый... при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое... разбирательство дела... независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона". Европейский Суд отметил, что словосочетание "созданный на основании закона" относится не только к правовому основанию самого существования суда, но и к составу суда по каждому делу.
Европейский суд обязал Россию в течение трех месяцев со дня вступления Постановления в законную силу выплатить заявителю в возмещение морального вреда 500 (пятьсот) евро (в российских рублях по курсу на день выплаты).
В новой редакции приводится определение "федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности)" , под которым понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства РФ с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка.
Корректируются полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Определяется порядок разрешения споров, возникающих при осуществлении государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Устанавливаются таможенные льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин для товаров (оборудования, включая комплектующие и запасные части к нему) в соответствии с утверждаемым Правительством РФ перечнем, ввезенных (ввозимых) по договорам, финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 г. включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства РФ.
Также устанавливается, что не уплачиваются таможенные пошлины, начисленные за ввоз в РФ товаров, а также не взыскиваются пени и штрафы, начисленные в связи с неуплатой таможенных пошлин, которые не были уплачены на момент вступления в силу Федерального закона. Возврат ранее уплаченных пошлин, пеней и штрафов не производится.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Законом разграничиваются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения государственных гарантий на получение гражданами бесплатного общего образования, а также уточняется порядок финансирования государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Так, к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Законом предусматриваются следующие изменения и дополнения:
- финансирование мероприятий по осуществлению антитеррористической деятельности;
- компенсационные выплаты гражданам, утратившим жилье и имущество в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике;
- финансирование автоматизированной обработки материалов Всероссийской переписи населения 2002 года;
- изменение (продление) срока корректировки лимитов бюджетных обязательств.
В целях оказания финансовой помощи субъектам РФ по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2003-2004 годов, в том числе для проведения ремонта систем теплоснабжения, инженерных сетей и оборудования, предусматривается выделение в 2003 г. средств бюджетам субъектов РФ на возвратной основе в размере 5500 млн.рублей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГС, могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти.
Перечисляются условия, при наличии которых государственная регистрация актов гражданского состояния, произведенная органами местного самоуправления до вступления в силу соответствующих законов субъектов РФ, но не позднее 1 декабря 2003 г., признается действительной.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Законом корректируются виды оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. В частности, страховщиком оплачивается приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, посторонний уход за застрахованным, а также проезд к месту лечения и обратно.
При задержке страхователем производимых им выплат пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, более чем на один календарный месяц указанные выплаты по заявлению застрахованного производятся страховщиком.
Страховщик наделяется правом участвовать в освидетельствовании, переосвидетельствовании застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы. Закрепляется обязанность органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния, сообщать страховщику сведения о смерти застрахованных.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Изменениями и дополнениями предусматривается снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18% и индексация ставок акцизов. Отменяются акцизы, взимаемые с углеводородного сырья, и повышаются ставки налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью.
Действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Также вносится ряд технических изменений в часть вторую НК РФ, связанных с отменой с 1 января 2004 г. налога с продаж.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Уточняется понятие "близкие родственники", к ним относятся супруг, родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки.
Требования закона о минимальном размере земельного участка не распространяются теперь на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков меньшего размера. Ограничение минимального размера земельного участка остается для вновь образованных участков.
Уточняется порядок приватизации земельных участков. Сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта РФ. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с 1 января 2004 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.
На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Настоящая норма вступает в силу с 1 января 2004 г.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.
Расширяется круг прав несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и соответствующих обязанностей администрации этих учреждений, в том числе установлена их обязанность уведомлять родителей или законных представителей о поступлении несовершеннолетнего в соответствующее учреждение в течение 12 часов с момента его поступления при наличии сведений о месте их жительства или пребывания. На администрацию учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается обязанность по обеспечению соблюдения прав несовершеннолетних. Устанавливается исчерпывающий перечень взысканий, применяемых к несовершеннолетним, находящимся в этих учреждениях, а также основания для применения таких взысканий. Устанавливается запрет на применение к несовершеннолетним мер физического и психического насилия.
Законом предусматривается судебный порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Соответствующие изменения вносятся в УК РФ, УПК РФ и Закон "О милиции" . Так, в статье 92 УК РФ уточняется юридическая природа помещения несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа: эта мера отнесена к категории мер принудительного воспитательного воздействия, которые применяются к несовершеннолетним. Такая мера может быть применена только при осуждении несовершеннолетнего к наказанию в виде лишения свободы
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
С 1 января 2002 г. вступили в силу федеральные законы от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В связи с этим признаются утратившими силу некоторые законодательные акты РФ, которые с 1 января 2002 г. не могут применяться, поскольку предусматривают условия и нормы пенсионного обеспечения, противоречащие новым пенсионным федеральным законам.
Так, подлежит отмене ряд постановлений Верховного Совета РФ и федеральных законов, регулирующих вопросы повышения минимального размера пенсий, индексации и перерасчета государственных пенсий. Это связано с тем, что в новых пенсионных федеральных законах отсутствует понятие минимального размера пенсии, а трудовая пенсия, состоящая из базовой и страховой частей, индексируется в соответствии с новым порядком.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополняются новыми разделами 7 "Внутренний контроль качества аудита ", 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" , 9 "Аффилированные лица" , 10 "События после отчетной даты" и 11 "Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица" .
Дополнениями устанавливаются единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей, а также единые требования в отношении выявления и изучения в процессе осуществления аудиторской деятельности хозяйственных операций с хозяйствующими субъектами, являющимися аффилированными лицами аудируемого лица.
Также определяются требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты, т.е. событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, а также фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения.
Кроме того, устанавливаются единые требования в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе при рассмотрении представленной руководством аудируемого лица оценки способности указанного лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность.
Изменения и дополнения вносятся в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и положение о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем. Изменяются размеры установленных пошлин и регистрационных сборов.
Уплата пошлин и регистрационных сборов, размер которых ранее не был определен, производится в течение 2 месяцев с даты получения уведомления о необходимости их уплаты. При этом заявления, возражения и ходатайства, уплата пошлин по которым не произведена в течение 2 месяцев, не рассматриваются.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Размер оплаты труда адвоката составляет за один день участия не менее одной 1/4 МРОТ и не более 1 МРОТ - в зависимости от сложности уголовного дела, которая определяется подсудностью, числом и тяжестью вменяемых преступлений, количеством подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объемом материалов дела и другими обстоятельствами.
Оплата труда адвоката производится по его заявлению на основании постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия, прокурора или суда. При длительном участии адвоката в качестве защитника постановление (определение) об оплате труда адвоката выносится ежемесячно.
Банк России, в соответствии с предоставленными Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 116-ФЗ полномочиями, устанавливает, что обязательной продаже подлежат 25% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
Мониторинг подготовлен компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящего мониторинга ссылка на компанию "Гарант" обязательна.
Также на сервере www.garant.ru Вы можете бесплатно получить следующую информацию :