21 марта 2008 года
с ОАО «Страхование» я заключил договор страхования средств наземного транспорта, застраховав таким образом грузовой автомобиль самосвал.
18 октября 2008 года на строительном объекте произошло опрокидывание машины, в результате чего этот автомобиль был поврежден.
Обратившись к ответчику, 26 ноября 2008 г. сдав все необходимые документы, за выплатой страхового возмещения, 29 декабря 2008 года получил ответ, из которого усматривается, что, поскольку « в соответствии с п. 3.2.1
Правил страхования, риском, по которому проводится страхование, является: «Ущерб» - повреждение или уничтожение ТС (его частей) в результате дорожно-транспортного происшествия …, пожара, взрыва, стихийных бедствий, падения инородных предметов, повреждения ТС животными, а также повреждение ТС в результате противоправных действий Третьих лиц».
Этим самым я получил отказ в выплате страхового возмещения с определением « территория строительной площадки не является дорогой, в
связи с чем, событие, наступившее на территории строительного объекта, не является дорожно-транспортным происшествием».
Полагаю, что отказ страховой компании от выплаты страхового возмещения является незаконным по следующим основаниям.
∙ Страховая компания дает определение «Дорога» в соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения. Согласно указанной норме « Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств
полоса земли либо поверхность искусственного сооружения . Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии».
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ « по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю)
или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)».
Как следует из ч. 2 ст. 929 и ст. 930 ГК РФ риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества может быть застрахован.
Как следует из ст. 943 ГК РФ « условия,
на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида».
Согласно п. 1.7 Правил страхования средств наземного транспорта (являются неотъемлемой частью заключенного мной договора страхования) обозначены определения, которые применяют стороны. Понятия «дорога» и «дорожно-транспортное происшествие» в них не указаны.
Как видим, договор страхования является гражданско-правовой сделкой , т. к. на основании
ч. 1 ст. 1 ГК РФ « основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».
Действительно, Правила дорожного движения содержат определения таких терминов как «дорога» и «дорожно-транспортное происшествие»,
однако ПДД относятся к сфере административных правоотношений. Их применение в гражданском договоре страхования должно было быть специально оговорено. Это сделано не было. Каких-либо специальных исключений и освобождений в соответствии со ст. 964 ГК РФ относительно строительных площадок заключенное нами соглашение (п. 4 договора) не содержит, так как самосвал – спецтранспорт, предназначенный для работы на объектах строительства.
Вместе с тем, понятие «дорога» содержится в многочисленных
нормативных актах, в том числе и касающихся строительства, оборудования строительных площадок.
Как следует из п. 6.2.6 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», утвержденных Постановлением Госстрой РФ № 80 от 23 июля 2001 г., «в нутренние автомобильные дороги производственных территорий должны соответствовать строительным нормам и правилам и оборудованы соответствующими дорожными знаками, регламентирующими
порядок движения транспортных средств и строительных машин в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации», т.е. приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, при этом под производственными территориями согласно п. 6.1.1 указанных норм и правил понимаются « площадки строительных и промышленных предприятий с находящимися на них объектами строительства, производственными и санитарно-бытовыми зданиями и сооружениями».
Пункт 3.3 Государственных строительных норм и правил СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», утвержденных Постановлением Госстрой РФ № 123 от 17 сентября 2002 г., устанавливает, что « до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая:…устройство временных автомобильных дорог»
.
Такую же норму содержит и Свод правил СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ», утвержденные Постановлением Госстрой РФ № 122 от 17 сентября 2002 г. (п. 3.3).
Пункт 4.12 этого документа определяет также, что « учет требований безопасности труда осуществляется при подготовке в ППР следующих видов документации: б) стройгенпланах, разрабатываемых на подготовительный и основной
периоды строительства с расположением: … автомобильных дорог и проходов работников».
Как следует из п. 6.2.12 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства г. Москвы № 857-ПП от 7 декабря 2004 года, обустройство строительной площадки включает в себя « устройство постоянных и временных внутриплощадочных дорог» , при этом согласно п. 6.5 этих Правил « временные автомобильные
дороги и другие подъездные пути устраиваются с учетом требований по предотвращению повреждений древесно-кустарниковой растительности» .
Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства можно сделать вывод, что происшествие на автомобильной дороге производственной территории строительной площадки с участием транспорта (самосвал) является дорожно-транспортным.
В этой связи отказ страховой компании в выплате мне страхового возмещения является незаконным.
∙ Мой
автомобиль использовался ООО «Фасид» на основании договора.
Самосвал поврежден на объекте, на котором работы проводили ЗАО «С-7» и ООО «Строй-7».
Согласно п. 3.2.1 Правил страхования средств наземного транспорта, риском, по которому проводится страхование, является: «Ущерб» - повреждение или уничтожение ТС (его частей) в результате противоправных действий Третьих лиц.
Как следует из пунктов 7.2.3 и 7.2.4 Строительных норм и правил Российской
Федерации СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», утвержденных Постановлением Госстрой РФ № 80 от 23 июля 2001 г., « при размещении и эксплуатации машин, транспортных средств должны быть приняты меры, предупреждающие их опрокидывание или самопроизвольное перемещение под действием ветра, при уклоне местности или просадке грунта , а также перемещение, установка и работа машины, транспортного средства вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.)
с неукрепленными откосами разрешаются только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном организационно-технологической документацией».
При ведении строительных работ эти нормы были нарушены.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ взятые стороной на себя обязательства должны быть исполнены, при этом согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от них не допускается.
Уважаемые друзья!
Я очень надеюсь, что эта рассылка будет интересна и полезна
всем. И тем, кто интересуется юриспруденцией, и тем, чья деятельность далека от этой сферы. Ведь практически на каждом шагу нам приходится сталкиваться с правом. Я попытаюсь на примере конкретных дел довести до вас те проблемы, с которыми нам, адвокатам, приходится соприкасаться. Думаю, и вам небезинтересно о них узнать. Неюристы увидят любопытные ситуации, а юристы могут поглубже вникнуть в правовые коллизии. Надеюсь на отклики и совместные обсуждения! С уважением, Стенькин Алексей Иванович,
адвокат.