Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рефераты и статьи по географии



''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 32. -- 7 ноября 2011 г. -- Сайт ''Русловые процессы'' http://rusloved.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Приветствую Вас, дорогие географы!!!


 

Набор рабочих инструментов естествоиспытателя

Большинство понятий и рабочих приёмов взято из работ Митрофанова, Лимаренко, Альтшуллера, Кузьмина, Пургина, Злотина, Зусман, Мурашковского, Пащенко.

Система

Явление – изменение или состояние (последствия изменений) системы.

Цели научного исследования: понять причины явления, научиться прогнозировать развитие явлений, уметь управлять развитием явлений.

Причинность. Каждое явление имеет свою причину.

Динамическое равновесие. Каждое явление проходит через различные стадии, характеризующиеся динамическим равновесием, то есть состоянием, когда воздействие внешних факторов не приводит к его видоизменения.

Диссимметрия. Причиной каждого явления есть некая разность (неравенство, несоответствие и т.п.). Ищешь причину – ищи диссимметрию, видишь диссимметрию – ищи порождаемое ею явление.

Компенсация. Система ответно реагирует на воздействие движущей диссимметрии таким образом, что диссимметрия уменьшается.

Инерция. Часто явление – это результат компенсации причины, которая действовала ранее.

Причинно-следственная цепочка. Каждое порождённое явление в свою очередь является причиной других явлений.

Принцип компенсации. Порождаемых новых явлений может быть несколько. По сумме они соответствуют первоначальному воздействию. Ищи ещё другие порождаемые явления.

Родственные явленияявления, порождаемые одной причиной (диссимметрией), при разной степени этой диссимметрии. Ищи родственные явления и затем их общую причину. Бесперспективно искать причину одного явления.

Классификация. Собрать коллекцию всех родственных явлений.

Противоположные явления. У каждого явления существует противоположный ему, у которого знак диссимметрии противоположный (а также есть ещё средний вариант, когда диссимметрия равна 0).

Утверждение наоборот. Сформулируй полученную формулировку причины (ди) с частицей «не» (несколько вариантов).

Причинная ось. При различных значениях диссимметрии явление проявляется в различных формах. Эти родственные явления выстраивай по такой причинной оси.

Белые пятна. В случае, если известные родственные явления, выстроенные по определяющей оси, не заполняют весь её диапазон, значит существуют другие родственные явления, которые или ещё не открыты, или традиционно не рассматриваются в этой отрасли науки.

Переступить пределы. Рассмотреть экстремальные значения причинной диссимметрии: что меньше меньшего? больше большего? Аналогично с белыми пятнами.

Лишний элемент. Случай, когда родственные явления не удаётся разместить на выбранной причинной оси. Толчок к поиску других причинных осей.

Объединение альтернативных гипотез. Обычно большинство гипотез, объясняющих генезис родственных явлений, одновременно верны. Даже в случае их внешнего несогласия. Объединяйте противоположные взгляды.

Объединение ортогональных осей. Рассматривать одновременное воздействие нескольких факторов (каждый из них – ди).

Таблица (Морфологический ящик). Построить несколько таблиц с сочетаниями различных причинных осей.

Первый эксперимент. Имеющиеся эксперименты.

Противоположный эксперимент. Для поиска причинной оси проведи (или найди уже готовый) противоположный эксперимент. Это такой эксперимент, при котором все факторы неизменны, а меняется только один. Противоположный эксперимент получится в том случае, если следствие резко изменится по сравнению с первым экспериментом.

Ограничивающий фактор – пассивный фактор, который самостоятельно не воздействует на следствие (изделие),  но не даёт проявиться воздействию причинной диссимметрии. Ограничивающий фактор сам является диссимметрией.

Ложный противоположный эксперимент. Противоположный эксперимент может не сработать при значительном воздействии ограничивающих факторов.

Перенапряжение – состояние, при котором сдерживающее воздействие ограничивающего фактора больше причинной диссимметрии.

Переход количество в качество – превышение действующей диссимметрии через сдерживающее действие ограничивающих факторов, что приводит к новому явлению.

Идеальный эксперимент – такой противоположный эксперимент, в котором действие ограничивающих факторов минимально. Идеальный эксперимент сам наглядно показывает порождающую причину.

Инструмент – изделие. Выясни, что в рассматриваемых явлениях причина, и что следствие.

Ресурсы. Порождающая причина имеется на том же системном уровне (здесь, рядом). Ищи!

Что? Полезный вопрос для поиска ресурсов: «что нужно сделать, чтобы это получить?».

Противоречие. Сформулируй противоречие: «явление не может быть, а оно есть».

Рисунок. Сделай рисунок. Сделай рисунок в динамике.

Принцип эмерджентности. Причина лежит на том же системном уровне, что и само явление. Бесперспективно искать причину в надсистеме или подсистеме.

Обобщение. Найденное объяснение всегда можно обобщить. Например, правило «Х является причиной Y», можно обобщить, заменив конкретные Х и Y на более общие формулировки.

Постулат. На основе нескольких последовательных обобщений одного конкретного правила сформулируй постулат.

Конкретизация. На основе постулата получи аналогичные закономерности для явлений в других областях науки.

Аналогия. Ищи похожие 1) явления, 2) причины, 3) следствия, 4) закономерности.

''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 32. -- 7 ноября 2011 г. -- Сайт ''Русловые процессы'' http://rusloved.ru  -- ancondratyev@peterlink.ru

 



В избранное