Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рефераты и статьи по географии. Методики научных открытий на основе ТРИЗ


В каталог рассылки "Рефераты и статьи по географии" http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz


''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 22. -- 9 января 2007 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Приветствую Вас, дорогие друзья!

Сегодня статья не по географии. А по методике научных открытий. Надеюсь, Вам будет интересно и полезно.

Также представляю свою книжку НОТЫ ОТКРЫТИЙ. Сборник статей по открывательству за 1997-2003 года. 

Описывается применение приёмов решением научных задач в русловедении. Показывается продуктивное применение приёмов диссимметрия, объединение альтернативных гипотез и других.

Описание статей и детальное содержание здесь: subscribe.ru/archive/science.natural.triz/200611/20225644.html

В электронном виде большая часть статей находится здесь: http://bedload.boom.ru/MyPapers/index.html. Там же есть и другие статьи.

Заказ делайте издателю - Филичев Сергей coba77@mail.ru.

 

Методики научных открытий на основе ТРИЗ

«Ничто не мешает повторить путь, 
пройденный при построении теории изобретательства, 
и построить теорию решения научных задач, 
теорию открывательства»
Г.С. Альтшуллер [4]

Говоря о применении ТРИЗ в педагогике, обычно подразумевают, что ТРИЗ подходит для научных дисциплин. Но понятно, что науке более подходила бы методика решения не изобретательских, а научных задач.

Одной из первых работ Г.С. Альтшуллера была статья «Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы)» [2]. В списке трудов Г.С. Альтшуллера [6] эта статья стоит под № 4, т.е. можно сказать, что работа, посвящённая методике открывательства, была одной из его первых его работ!

Этот факт даёт повод утверждать, что вначале Г.С. Альтшуллер не разделял свою работу на методику открывательства и методику изобретательства. Уже потом он сконцентрировался на методике изобретательства по известной всем причине: фонд примеров  в изобретательстве был больше, чем по научным открытиям.

Работа [2] невелика, но в ней сконцентрированы ценные приёмы научных открытий. Интересно отметить, что связь их (кроме противоречия и аналогии) с современным аппаратом ТРИЗ прослеживается слабо.

Расширение методики изобретательства до методики открывательства пронизало всю жизнь Г.С. Альтшуллера. В 17-ом выпуске рассылки Фонда Альтшуллера В.Н. Журавлева писала: «Г. Альтшуллер проводил заочные семинары, отрабатывал свои материалы для новой книги “Алгоритм открытия”. Поэтому он хотел провести в 1999 году суперсеминар для корифеев ТРИЗ и предоставить им новый материал по ТРИЗ» [21].

В 1991 году Альтшуллер разослал Информационное письмо: «О многоцелевом заочном семинаре “От алгоритма изобретения – к алгоритму открытия”»   [1]. Г.С. Альтшуллер писал: «Главная цель  этого многоэтапного эксперимента состоит в том, чтобы внимательно присмотреться к механизмам ТРИЗ (АРИЗ) и попытаться отыскать такие механизмы, которые сработали бы и в задачах “на открытие”».

В 1989 году Г.С. Альтшуллер вместе со своими учениками выпускает систематическое изложение инструментов ТРИЗ [3] с главой «Решение исследовательских задач» и алгоритмом обработки таких задач. Алгоритм основан на обращении задачи (переформулировке в изобретательскую задачу) и поиск ресурсов, ответственных за явление. В.А. Курышев показал, что этим методом решаются только задачи, в которых существует неопределённость в принципе действия [12].

П.Р. Амнуэль также занимался прогнозированием открытий: «Обсуждал разные идеи по этому поводу с Г.С. Альтшуллером». В книге «Загадки для знатоков» [5] П.Р. Амнуэль описывает историю открытия и исследования пульсаров; особое внимание уделено морфологическому подходу, фантограммам, противоречию и другим методам, используемых в ТРИЗ.

А.В. Лимаренко на основе анализа значительного количества открытий разработал Алгоритм поиска и решения открывательских задач (АПРОЗ), основанный на диалектике,  общей теории организации и ТРИЗ [10].

К.И. Кузьмин и В.Т. Пургин развивали подход Г.С. Альтшуллера, изложенный в первой работе [13]. Они описали применение приёма «причинная ось».

Несомненно, под влиянием Г.С. Альтшуллера и ТРИЗ написал свою «Лоцию будущих открытий» [7] писатель-фантаст и методолог науки Г.И. Гуревич. В ней использованы многие приёмы решения научных задач; особенно – морфологический метод. Эти же приёмы описаны и в фантастических романах Г.И. Гуревича «Темпоград», «Делается открытие» и др.

Развитием подхода Г.С. Альтшуллера к методике научных открытий занимались также В.А. Бухвалов, П.А. Вертинский, Г.Г. Головченко, В.А. Ефимов, И.В. Иловайский, И.М. Кондраков, В.Г. Сибиряков, А.В. Тригуб, В.Р. Фей, Г. Фильковский, В.М. Цуриков и др.

В.В. Митрофанов всю свою творческую жизнь связал одновременно с ТРИЗ и разработкой методологии решения научных задач. Он является автором книги «От технологического брака до научного открытия» [15] и компьютерной программы «Машина открытий» [14].

В.В. Митрофанов пришёл к формулировке приёмов решения научных задач через решение большого количества научных задач. Он выделяет семь «нот»: ресурсы; противоположный и идеальный эксперименты; противоречие; принципы эквивалентности и компенсации; идеальность; объединение альтернативных гипотез; «что?» и ключ – диссимметрию [14, 15].

Под влиянием В.В. Митрофанова разработкой и применением приёмов научных открытий занялся А.Н. Кондратьев [8]. Он применил приёмы, предложенные В.В. Митрофановым, для русловедения, и показал, что полезно использовать принцип Ле Шателье как расширение диссимметрии [9].

Разработкой применения достижений ТРИЗ к научным задачам занимается Ю.С. Мурашковский: капитальный труд «Путь в океан» [17], работа [18] и др. В них синтезированы ТРИЗовские и другие подходы к решению научных задач, показаны закономерности научного развития, перечислены задачи исследователей на разных этапах развития науки и др. Семинар Ю.С. Мурашковского и М.С. Рубина во время тризовской конференции 2005 г. явился претворением в жизнь планов Альтшуллера и эпохальным событием для тризовцев.

Однако нельзя признать, что в методике открывательства есть окончательное решение всех проблем. На наш взгляд, деятельность отдельных исследователей обычно не связана между собой. Требуется синтезированное знание, которое объединит всё лучшее из методов ТРИЗ, что можно применить для решения научных задач, а также из других подходов.

Г.Е. Скворцов в книгах [19, 20] обобщил множество законов из различных отраслей науки. На основе анализа многих законов из различных отраслей естествознания он пришёл к выводу, что законы в разных науках имеют разное наименование и статус («постулаты», «принципы», «основные положения» и т.п.), но по сути они едины, и поэтому их можно обобщить, получив общие законы природы.

Система общих законов природы приведена в книге [20]. Система законов включает в себя 10 разделов: законы сохранения, основных взаимодействий, структурности и системности, причинности, реакции, динамики, статистические, эволюции, подобия и сложных природных проблем.

Применение общих законов природы для формулировки частных законов в конкретной области науки называется актуализацией. Согласно концепции построения отрасли науки, изложенной в книгах [19, 20], каждый закон оснащается необходимым количеством принципов. Принципы – это указания о том, как применять закон для определённых объектов или случаев.

Система законов реакции включает: закон меры действия, законы очень малых, малых и умеренных воздействий, противодействия, границы качества, аномальности, концентрации ресурса, чередования режимов, гистерезиса и разрушения системы.

В последнее время В.В. Митрофанов активно общается с Генрихом Евгеньевичем. В своих «Размышлениях» [16] В.В. Митрофанов говорит, что всем тризовцам стоит присмотреться к методу Г.Е. Скворцова.

А.Н. Кондратьев применил методологию, изложенную в работах [19, 20] к отдельной отрасли науки – русловедению и получил основу системного построения теории русловедения [10]. Системное представление позволяет наметить пути к приведению этой отрасли науки в единый вид. Определены функция, предмет, основное содержание, цель и задачи русловедения, перечислены основные объекты, понятия, законы, принципы и проблемы русловедения.

Предполагаю, что метод системного представления науки, предлагаемый Г.Е. Скворцовым, эффективно использовать в образовании для эффективного изложения материала отдельных предметов.

 Литература

1.      Альтшуллер Г.С. Информ. письмо 2. О заочном многоцелевом семинаре «От алгоритма изобретения к алгоритму открытий». 14.12.91.

2.      Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы). Баку, 1960, 12 с. Деп. в ЧОУНБ 11.07.1989. № 685.

3.      Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев. Картя Молдавеняскэ, 1989, 381 с.

4.      Альтшуллер Г.С., Фильковский Г. Современное состояние теории решения изобретательских задач. Баку, 1975 // Фонд-Архив Генриха Альтшуллера (Г. Альтова). Выпуски 11-15. Информационный бюллетень ОО «ТРИЗ-Форум». Приложение. Челябинск, 2001, с. 30-64.

5.      Амнуэль П.Р. Загадки для знатоков: История открытия и исследования пульсаров. М., Знание, 1988, 192 с.

6.      Г.С. Альтшуллер, В.Н. Журавлева: Биобиблиогр. указ. 1956-1998 гг. / Сост. Л.А. Кожевникова; ЧОУНБ. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000, 84 с.

7.      Гуревич Г.И. Лоция будущих открытий. Книга обо всем. М., Наука. 1990, 208 с.

8.      Как делать открытия. Приёмы решения научных задач. http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz.

9.      Кондратьев А.Н. О проявлении принципа Ле Шателье – Брауна в русловых процессах // Известия Русского Географического общества, 2005, т. 137, вып. 6, с. 41-45.

10.  Кондратьев А.Н., Бадяй В.В. Системный подход к русловедению // Изменение природной среды на рубеже тысячелетий. Труды Междунар. электр. конференции. Тбилиси-Москва, 2006, с. 221-228. www.cetm.narod.ru

11.  Кузьмин К.И., Пургин В.Т. Приёмы поиска новых явлений, Петрозаводск, 1991, 5 с. Рукопись деп. в ЧОУНБ № 1284.

12.  Курышев В.А. Решение исследовательских задач по физике // Технологии творчества, 1999, № 1, с. 39-44.

13.  Лимаренко А.В. Алгоритм поиска и решения открывательских задач // Журнал ТРИЗ, 1997, № 1, с. 36-42.

14.  Машина открытий. Компьютерная программа. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2000610103  / Автор В.В. Митрофанов.

15.  Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. СПб, Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998, 395 с.

16.  Митрофанов В.В. Размышления на сайте Методолог. М., 2004.

17.  Мурашковский Ю.С. Путь в океан. trizway.com

18.  Мурашковский Ю.С. Стадии развития научных представлений // Научно-практ. конф. «Творчество во имя достойной жизни». МА ТРИЗ. Новгород, 2001.

19.  Скворцов Г.Е. Картина мира природы (К1). СПб., НИИХ СПбГУ, 2003. 100 с.

20.  Скворцов Г.Е. Система законов природы (К2). СПб., Петрополис, 2004, 116 с.

21.  Фонд-Архив Генриха Альтшуллера (Г. Альтова). Выпуски 11-15 // Информационный бюллетень ОО «ТРИЗ-Форум» «Новости ТРИЗ-движения». Приложение. Челябинск, ИИЦ «ТРИЗ-инфо». 2001, 64 с.

Эту и другие статьи разрешается беспрепятственно распространять и использовать с указанием ссылки на автора (Александр Кондратьев) и/или сайт (''Русловые процессы и открывательство'' http://bedload.boom.ru)


В предыдущих выпусках:

  1. Приёмы исследования природы

  2. Применение принципа Ле Шателье – Брауна для объяснения причин явлений (на примерах из русловедения и других естественных наук)

  3. Приём решения научных задач “Переступить пределы”

  4. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент

  5. Законы реакции в русловедении

  6. Поворот рек 

  7. Примеры и варианты использования определяющих «осей» явлений для решения научных задач (меандрирование, кавитация, гряды, кольцевые течения, циклон и др.)

  8. Каким образом нам использовать ТРИЗ для решения исследовательских задач?
    (В. Вариант решения)

  9. Как делать открытия?

  10. Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!

  11. Приём выведения общих правил (на примере причины меандрирования рек)

  12. ТРИЗ и реки

  13. Морфологический ящик природы

  14. Что значит "доказать"?

  15. Приёмы решения научных задач в русловедении

  16. Приёмы исследования природы в русловедении на разных стадиях развития научных представлений

  17. Письмо учителям об их великих учениках

  18. Научная школа по изучению русловых процессов

  19. Примеры изменений типов русловых процессов

  20. Сборник статей по открывательству

  21. Просто анекдот. Брошюра по методике открытий

Рассылка "Как делать открытия" здесь: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Дорогие читатели! Вы можете стать и писателем, жду Ваших писем.
Ведущий - Александр Кондратьев. ancondratyev@peterlink.ru

''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 22. -- 9 января  2007 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru



Рейтинг@Mail.ru

 

В каталог рассылки "Рефераты и статьи по географии" http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz  


В избранное