Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рефераты и статьи по географии


В каталог рассылки "Рефераты и статьи по географии" http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz


''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 12. -- 3 июня  2006 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Приветствую Вас, дорогие любознатели!

 

ТРИЗ и реки

В настоящей работе использованы приёмы решения научных задач (“ноты”), описанные в книге В.В. Митрофанова “От технологического брака до научного открытия” [1].

Эти “ноты” применены для решения некоторых задач флювиальной геоморфологии [2]. Использованы ноты Ди – диссимметрия, Альт – объединение альтернативных гипотез, Про – противоположный эксперимент, Ид – идеальный эксперимент. Активно использовались противоречия и аналогии. Решение этих задач позволило сделать проект нового постулата (обобщённого правила существования явлений).

Реки представляют собой поток не только воды, но и поток наносов, которые вода транспортирует по дну. Именно движение наносов и представляет собой внутреннюю сущность руслового процесса. Транспортировка и переоткладывание наносов проявляется внешне в различном морфологическом строении русел: реки могут быть прямые, извилистые и разветвлённые на рукава. До сих пор конкурируют около 30 гипотез существования извилистых (меандрирующих) русел. Самой распространённой является гипотеза Государственного гидрологического института (ГГИ) о влиянии транспортирующей способности потока на вид русла.

Нота “Ди”. Всесильная диссимметрия (разность) позволила выдвинуть новую гипотезу о влиянии на вид русла не абсолютного значения, а относительного. Это отношение того количества наносов, которое может транспортировать река, к тому, которое поступает с выше расположенного участка. Перегруженные русла исключают из своего транспорта “лишние” наносы, и появляются внутрирусловые острова. Недогруженные наносами русла приводят к равенству между транспортирующей способностью наносов и малым поступлением наносов за счёт уменьшения уклона реки из-за образования извилистости.

Обобщённая формулировка: Внешнее проявление (форма) объекта является реакцией на разность между тем, что он способен “делать”, и тем, что ему предлагают (или его заставляют) “делать”. Если нагрузка чрезмерна, образуется извилистость. В обратном случае – разрывы, разрежение.

Ноты Про и Ид позволили сформулировать противоположный и идеальный эксперименты. То есть такие эксперименты, которые бы сами ярко и наглядно подтвердили или опровергли нашу гипотезу. Если раньше все эксперименты проводились при постоянном уклоне дна по длине модели, то теперь предложено провести эксперимент с изменяющимся уклоном. При этом по длине модели будет автоматически обеспечено изменение транспортирующей способности потока, поступления наносов и, самое главное, их отношения.

Нота Альт (объединение альтернативных гипотез) позволила объединить односторонние взгляды двух ведущих русловых школ России – ГГИ и МГУ. Первая из них объясняет существование островов (как показано выше) перегрузкой реки наносами [3], а вторая затопляемостью поймы [4]. Каждый из этих подходов верен. Существуют два типа генезиса островов: 1) острова образуются внутри русла и 2) образуются пойменные протоки, что приводит к появлению пойменных островов. Логичное объединение этих двух подходов позволило расположить все типы русел в двумерной матрице, по одной оси которой отложена относительная транспортирующая способность потока (ГГИ), а по другой – затопляемость поймы (МГУ). Такое двухфакторное рассмотрение избавило от недостатков обеих существующих русловых школ. Теперь появился сверхэффект – способность прогнозировать изменение типа русел при изменении определяющих руслоформирующих факторов.

Рассмотрение причины образования различных видов извилистости (ограниченного и свободного меандрирования) привело к выводу (постулату). Это идея о возможности рассмотрения для явления не одной причины, а комплекса из двух причин. Причём одна из них будет главная, “настоящая”, движущая, а вторая – сдерживающая, пассивная, ограничивающая. Неразвитое, ограниченное меандрирование может быть в двух случаях: 1) при слабом воздействии активного фактора (и при отсутствии сдерживающего фактора), и 2) при сильном воздействии активного фактора, но при влиянии ограничений второго пассивного фактора. Отсюда возможно появление ложного противоположного эксперимента, когда появление-исчезновение явления при проявлении и отсутствии ограничивающего фактора может привести к идее об этом факторе как истинной причине явления. А движущая причина будет потеряна. Именно таким пассивным фактором ошибочно объясняет образование различных русел Б.Ф.Снищенко [3].

Считаю, что необходимо активно внедрять во все сферы науки применение приёмов решения научных задач [1]. Они колоссально повышают эффективность поиска ответов на загадки природы. Использование этих приёмов означает переход от случайного поиска к методике открытий. Уверен, что многие учёные мечтают о подобном руководстве по решению научных задач.

Литература.

  1. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. – Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998. – 395 с.
  2. Кондратьев А.Н. Применение приёмов решения научных задач для решения некоторых задач в науке о русловых процессах. Краснодар. Деп. в Чел. обл. биб., 1998 – 3 с.
  3. Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. – 272 с.
  4. Чалов Р.С. Географические исследования русловых процессов/ Под ред. Н.И. Маккавеева. - М.: Изд-во МГУ, 1979. – 232 с.

 

В предыдущих выпусках:

  1. Приёмы исследования природы
  2. Применение принципа Ле Шателье – Брауна для объяснения причин явлений (на примерах из русловедения и других естественных наук)
  3. Приём решения научных задач “Переступить пределы”
  4. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент
  5. Законы реакции в русловедении
  6. Поворот рек 
  7. Примеры и варианты использования определяющих «осей» явлений для решения научных задач (меандрирование, кавитация, гряды, кольцевые течения, циклон и др.)
  8. Каким образом нам использовать ТРИЗ для решения исследовательских задач?
    (В. Вариант решения)
  9. Как делать открытия?
  10. Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!
  11. Приём выведения общих правил (на примере причины меандрирования рек)

Рассылка "Как делать открытия" здесь: http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Дорогие читатели! Вы можете стать и писателем, жду Ваших писем.
Ведущий - Александр Кондратьев.

''Рефераты и статьи по географии''
Электронная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz 

Выпуск № 12. -- 3 июня 2006 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru



Рейтинг@Mail.ru

 

В каталог рассылки "Рефераты и статьи по географии" http://subscribe.ru/catalog/job.student.triz  


В избранное