Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Простой пример


Математика для экономистов

http://math-economics.tut.su

http://community.livejournal.com/math_economics


Уважаемые подписчики!

Хотелось бы, чтобы наше общение стало взаимовыгодным. По этой причине рассылка "Решение задач по математике для экономистов" была выставлена на аукцион. Все рассылки в дальнейшем будут выходить только через Subscribe. Большая просьба, по возможности оценивать каждый выпуск расслки "Математика для экономистов". Если Вы оценили выпуск ниже, чем на "5", пожалуйста, выскажите свои замечания по содержанию, оформлению выпуска. Для этого нажмите на ссылку "Обсудить выпуск в блоге", расположенную в начале и в конце каждого выпуска рассылки. Все Ваши замечания будут учтены.





Простой пример


Гораздо лучше иметь приблизительный
ответ на правильный вопрос, который
часто является неопределенным,
чем точный ответ на неправильный вопрос,
который всегда можно сделать точным.
Дж. Тьюки

Начнем с рассмотрения достаточно небольших моделей, построенных с помощью электронных таблиц. Современные системы электронных таблиц, подобные Excel, позволяют поддерживать модели гораздо большей размерности. Однако полезность модели не определяется ее размерами или математической сложностью. Простые небольшие модели также могут принести большую пользу, если они содействуют принятию решений. Более того, сложные работоспособные модели практически всегда создаются на основе успешного опыта работы с более примитивными предшественниками.

Ни один менеджер не будет принимать всерьез модель, которую он не в состоянии понять, или поддержка которой слишком обременительна. Грубейшей ошибкой менеджера на начальной стадии построения модели является попытка поместить в электронные таблицы как можно больше деталей, чтобы модель не утратила реализма. Всегда следует стремиться к простоте, особенно на ранних стадиях моделирования.

Вновь созданная компания "Лакомка" специализируется на том, что делает из двух закупаемых компонентов (фарша и замороженного теста) пирожки с мясом, обрабатывает их (выпекает, упаковывает, доставляет) и продает местным магазинам. Основатель компании хочет построить модель в Excel, чтобы изучить возможности дальнейшего расширения своей компании. Для этого он выполняет первые три этапа построения модели.

Этап 1. Изучение среды с целью структурирования управленческой ситуации

Новички в моделировании обычно недооценивают значение первого этапа. В результате поставленная проблема зачастую является не адекватным обобщением реальной ситуации, а всего лишь описывает некий ее признак. Многие факторы могут мешать менеджеру правильно представить ситуацию. Предполагается, что определенные факты известны, в то время как на самом деле это не так. При структурировании управленческой ситуации создатель модели должен выбрать и вычленить из всей среды аспекты, присущие рассматриваемой ситуации. Важнейшей составляющей успеха является опыт - как создания моделей, так и работы в соответствующей среде.

Необходимо обдумать бизнес-план, проанализировать природу производства десертов и ситуацию на оптовом рынке этих продуктов. Поскольку необходимо немедленно получать прибыль, выбор показателя эффективности не вызывает сомнений, это - недельная прибыль. Наиболее важным решением является определение оптовой цены на пирожки. Маркетинговый план не предусматривает изменения размеров или качества пирожков, а магазины просто устанавливают свою надбавку к цене пирожка (оптовой цене). Таким образом, количество и стоимость проданных пирожков определяется оптовой ценой, устанавливаемой компанией "Лакомка".

Этап 2. Формализация модели

Второй этап заключается в концептуальном анализе, во время которого необходимо принять определенные предположения и упрощения. Поскольку рассматриваемая управленческая ситуация включает в себя цели и решения, их необходимо явно указать и определить. Может существовать несколько способов определить переменные решения, и не всегда сразу удается найти наиболее подходящее определение. Цели также могут быть не вполне ясны. Даже самые способные менеджеры могут не иметь точного представления о том, какие результаты они хотят получить. Проблемы возникают и в том случае, когда целей слишком много и необходимо выбрать одну из них.

Первый (зачастую наиболее важный) этап формализации управленческого решения для формулировки задачи - выявление основных концептуальных составляющих модели. На данном этапе детали работы модели не рассматриваются. Основное внимание уделяется определению входов, т.е. того, что модель должна обрабатывать, и выходов - того, что модель производит. Модель на данном этапе называется "черным ящиком", поскольку еще не известно, какая логика будет реализована в модели.

После определения входов и выходов модели необходимо разбить их на две категории. Входы, именуемые внешними переменными, делятся на решения - переменные, контролируемые менеджером, и параметры - переменные, которыми менеджер управлять не может. Многие неконтролируемые входные величины могут быть неизвестны заранее. Трактуя их как параметры, можно строить модель так, как если бы они были известны. Позднее можно конкретизировать численные значения данных величин, проанализировав данные и оценив эти значения, или просто задать предполагаемые значения величин при анализе модели.

Выходы, называемые внутренними переменными, делятся на показатели эффективности (или критерии) - переменные, которые определяют степень приближения к цели, и результирующие переменные, которые отражают другие следствия моделирования и помогают понимать и интерпретировать результаты работы модели. Критерии особенно важны, так как именно они используются, чтобы определить, насколько удалось приблизиться к конечной цели. Поэтому критерии часто называют целевыми функциями.

Несмотря на простоту концептуальной схемы "черного ящика", она заставляет менеджеров в самом начале процесса моделирования определить, что следует включить в модель, а что исключить из нее, а также разобраться с классификацией соответствующих факторов.

Предложим следующий подход к стадии формализации: вначале определить цель и соответствующий показатель качества (или нескольких показателей), т.е. основные выходы модели. Затем выяснить, какие входы модели (переменные решения и параметры) связаны с достижением данной цели и оказывают влияние на показатели эффективности. На основании этого определяются переменные решения и параметры, которые непосредственно влияют на достижение цели. В результате этих рассуждений, производимых в обратном порядке, получается та же самая формализация модели в виде "черного ящика". Однако такой подход зачастую проще, поскольку менеджерам легче думать о ситуациях в терминах целей и критериев (показателей эффективности).

Начертим схему "черного ящика". Мы исходим из того, что показателем эффективности является недельная прибыль. На основании этого определим концептуальные элемента своей модели. Параметры затрат - это накладные расходы, которые слагаются из: ежемесячной арендной платы, ежемесячных выплат процентов по кредиту и т.п., удельных затрат на закупку теста и фарша, удельной стоимости производства пирога (выпечки, упаковки и доставки).

Читать далее

Содержание рассылки зависит и от Вас: чем активнее Вы проявляете свою заинтересованность в той или иной теме, задаете те или иные вопросы - тем полезнее рассылка будет для каждого из Вас! Пишите


В избранное