Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рефераты по математике

  Все выпуски  

Рефераты по математике 6 очень разных фильмов о математике


Если порыться в памяти и в базах данных, то обнаружится немалое количество фильмов, жизнь героев которых связана с математикой. Но в большинстве из них связь эта оказывается номинальной: в лучшем случае она дает толчок сюжету, но сама история от математики уже зависит не сильно. Даже снятые про жизнь настоящего математика и Нобелевского лауреата Джона Нэша «Игры разума» оборачиваются шаблонной голливудской мелодрамой про преодоление сложных обстоятельств — с электрошоковой терапией, героизмом любящей жены и слезами умиления. Впрочем, существуют и менее известные, но зачастую более интересные картины, где содержание научной деятельности героев оказывает на сюжет значительное влияние. 

фильмы о математике 


1. «Доказательство» (2005, Proof)

После смерти профессора математики (Энтони Хопкинс), чьи последние годы жизни были омрачены борьбой с психическим расстройством, среди тетрадей с бессвязными записями обнаруживается одна, содержащая многообещающее доказательство. На авторство претендует его дочь (Гвинет Пэлтроу), положившая те же годы на уход за отцом, но ей никто не верит. Как и в «Играх разума», сюжет завязан на столкновении математики и безумия, но на этом сходство заканчивается. Это не фильм о муках гения на пороге сумасшествия, а экранизация награжденной премиями «Тони» и Пулитцеровской пьесы Дэвида Оберна про поиски математической истины и сложность контакта с людьми. 

Режиссер Джон Мэдден («Влюбленный Шекспир») подошел к изображению мира математиков со всей тщательностью. Конечно, в фильме, рассчитанном на то, что его будут смотреть и за пределами университетских кампусов, сложно вдаваться в тонкости теории чисел, но контролировать достоверность пригласили профессора Кембриджского университета и лауреата Филдсовской премии Тимоти Гауэрса и многие математики отмечают правдоподобность результата.

2. «Комната Ферма» (2007, Fermat’s room)

Четверо математиков получают приглашение на тайное состязание блестящих умов, проходят тест, решая задачку с числовой последовательностью, и прибывают в странный дом, переправившись через речку на пароме «Пифагор». «Здравствуйте, меня зовут Ферма», — приветствует гостей хозяин и довольно скоро исчезает, оставляя четверку запертыми в смертельной ловушке. Чтобы выжить, пленники должны решать задачки вроде такой: «В трех банках хранятся конфетки. В одной мятные, в другой анисовые, в третьей вперемешку. Все этикетки на банках перепутаны. Сколько конфеток надо попробовать, чтобы понять, что где хранится?»

Фильм-головоломку придумали и сняли молодые испанские режиссеры Луис Пьедрахита и Родриго Сопенья, к математике непричастные, но заслужившие одобрение профессионального сообщества. Конечно, задачки герои решают не такие уж и сложные (про две двери на свободу и один вопрос стражнику-лжецу — так и вовсе классика), зато в деталях авторы не врут. Например, в самом начале с экрана корректно излагается Проблема Гольдбаха, а герою даже удается решить ее. Увы, решение остается для зрителя загадкой — над проблемой бьются уже третье столетие.

3. «Двадцать одно» (2008, «21»)

Бывший картежник, а ныне читающий в Массачусетском технологическом институте курс по нелинейным уравнениям профессор (Кевин Спейси) набирает команду способных студентов, чтобы обыграть в блэкджек казино. В ход идут методы, основанные на теории вероятностей, в качестве теста новичку задают парадокс Монти Холла, а торт на дне рождении одного из героев украшен числами Фибоначчи. 

Режиссер Роберт Лукетич («Блондинка в законе», «Киллеры») экранизировал основанный на реальных событиях роман Бена Мезрича «Удар по казино. Реальная история о шести студентах МТИ, которые обыграли Лас-Вегас на миллионы долларов». Получились несколько приукрашенные и ускоренные хроники последовательной операции по превращению вероятностного алгоритма в деньги. Интересный факт про автора первоисточника: он подробно расписал еще несколько историй про университетских выскочек со склонностью к эффектным и эффективным заработкам, одна из которых — «Миллиардеры поневоле» — стала картиной Дэвида Финчера «Социальная сеть».

4. «Убийства в Оксфорде» («The Oxford Murders» , 2008)

Американский студент по обмену (Элайджа Вуд) и профессор Оксфордского университета (Джон Харт) находят труп, который оказывается первым в цепочке убийств. Предполагаемый убийца оставляет послания в виде пифагорейских символов, профессор читает лекцию о невозможности абсолютного знания, ссылаясь на «Логико-философский трактат» Виттгенштейна, в какой-то момент все отправляются на конференцию по поводу только что полученного доказательства Великой теоремы Ферма. 

Испанец Алекс–де ла Иглесиа («Печальная баллада для трубы») экранизировал детективный триллер аргентинского писателя и специалиста по математической логике Гилльермо Мартинеса. Фильм страшно ругали в прессе за плохую актерскую игру и нелепый сценарий, зато его герои постоянно обращаются в рассуждениях то к принципу неопределенности Гейзенберга, то к теоремам Геделя о неполноте, а финал намекает на торжество теории хаоса.

5. «Человек, который изменил все» (2011, «Moneyball»)

Менеджер одного из беднейших в лиге бейсбольного клуба «Окленд Атлетикс» Билли Бин (Бред Питт) не может ни удержать классных игроков, ни купить им на замену новых, но во время очередных безуспешных переговоров замечает толстяка с повадками университетского зубрилы (Джона Хилл). Тот оказывается выпускником экономического факультета Йеля, внедряющим в селекцию игроков методы статистического анализа. Пока традиционалисты скупают дорогостоящих звезд и заметную молодежь с лихим ударом, новаторы выискивают среди недооцененных игроков обладателей самых высоких КПД. 

Беннетт Миллер («Капоте») снял свой фильм по одноименной книге журналиста Майкла Льюиса, но ее герои не одиночки в современной истории бейсбола: апологеты статистического анализа появились в 1960-е годы, а после невероятного успеха «Атлетикс» в сезоне 2002 тренд на наукообразность стал господствующим.

6. «Обряды любви и математики» (2010, «Rites of Love and Math»)

Фильм не вполне вписывается в категорию «кино о математиках», но заслуживает внимания. Короткометражка профессора из Беркли Эдварда Френкеля — эротическая фантазия, в которой сам ученый (похожий скорее на Уиллема Дефо, чем на «ботаника») выводит каллиграфическую формулу любви на животе красивой азиатки. Разыгрывается любовная сцена в декорациях японского театра буто. Комментируя свою ленту, видный специалист по математической физике с иронией отмечает, что «в трех, или сколько их там, популярных фильмах о математике героев изображают склонными к помешательству». Тут, конечно, открываются богатые возможности для встречной издевки, над попыткой поэтизации науки, которую предпринял Френкель, но стоит отметить ее богатый культурный контекст. 

Во-первых, это ремейк короткометражного фильма Юкио Мисимы The Rite of Love and Death (1966, в оригинале называется Yūkoku — «Патриотизм») про ритуальное самоубийство молодого лейтенанта, который не может осуществить выбор между воинским долгом и дружеской верностью. Во-вторых, в соавторы математик взял француженку Рене Грав, которая снимает кино на стыке с видеоартом. Вместе они создали работу, которая вполне отвечает интенции автора: «Я пытался сделать фильм про математика, но такого, который бы радикально отличался от привычных зрителю». Кстати, выходец из Советского Союза (он закончил Губкинский Институт нефти и газа) Френкель занимается тем, что буквально пытается поверить гармонию математикой, вот и фильм посвятил поиску математического выражения таким явлениям, как красота и любовь.

В избранное