Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В помощь студенту технического ВУЗА


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый день и с началом весны всех!
Сегодня - наверное, предпоследний доклад из гуманитарных, так что не волнуйтесь,
скоро я перестану Вас ими донимать.

Предмет: философия.
Тема: Конфуцианство.
Конфуций. Китайский философ, политолог, великий учитель, политический деятель,
один из величайших умов Восточной Азии, основоположник философского учения, ставшего
в последствии религией целого государства Конфуций (настоящее имя - Кьюнг Чиу,
литературный псевдоним - Чунг-Ни) родился 27 августа 551 года до нашей эры в
области Лу, современная провинция Шантунг, в Китае.
Конфуций родился на 22 год прихода к власти Хцианга, правителя Лу, то есть в
551 году до н.э. В Китае днем его рождения считается 28 сентября. Например, в
Тайване это национальный праздник, "День рождения Учителя". Провинция Лу, где
философ появился на свет, была известна точным сохранением и почитанием культурных
традиций цивилизации Чоу. Фамилия семьи была Чиу, однако в историю он вошел как
Кьюнг-фу-цу (Учитель Кьюнг). Вероятно, предки Конфуция принадлежали к аристократии,
однако ко времени рождения Конфуция от былого богатства остались лишь воспоминания.
Когда ребенку было три годика, умер его отец, поэтому основное воспитание он
получил от матери. Ещё в детстве сам Конфуций определил себя как неустанного
учителя своих сверстников. До конца жизни он повторял, что в пятнадцать лет он
отдал свое сердце искусству учить. При этом он никогда не переставал учиться
сам, был очень жаден до знаний. При этом не известно, кто был учителем самого
Конфуция, но он прилагал огромные усилия, чтобы найти действительно знающих и
талантливых преподавателей, особенно это казалось музыки и обрядов. Конфуций
служил мелким чиновником, в сферу обязанностей которого входило управление конюшнями
и зернохранилищами. Но в 19 лет он женился на девушке из родной провинции Лу.
На двадцать втором году Конфуций начал свою деятельность учителя. Постепенно
вокруг него собралась школа из молодых пытливых умов, стремящихся к нравственным
наставлениям и пониманию правильного государственного управления. Конфуций принимал
всех желающих учиться, не обращая внимание на предлагаемую плату, но он и не
удерживал тех, кто не выказывал серьёзности и способностей. Он преподавал историю
и учение о нравственности, толковал древние песни, сказания и книги, учил этике,
политике и искусству управлять. В целях изучения генеалогии, музыки и обрядов
древности он предпринял путешествие в резиденцию императора. Здесь он познакомился
с величайшим мыслителем и философом своего времени, основателем одного из трех
ведущих религиозно-философских учений Китая - Лао-цзы. Встреча эта оставила глубокий
след в душе Конфуция. Он выразил это словами: “Я знаю, как птицы могут летать,
рыбы плавать, дичина бегать. Но бегущий может попасть в западню, плавающий может
попасть на крючок и летающий может быть застрелен в воздухе. Но как дракон устремляется
по ветру и облакам и подымается в небеса, я не постигаю. Ныне я узрел Лао-цзы
и думаю, что он подобен дракону”.
Известно, что Конфуций первым в Китае выступал за всеобщее образование, а также
за признание работы учителя особой специальностью, если не особым образом жизни.
Он всегда говорил, что "образование необходимо для самого человека", а конечной
его целью является самообразование и самореализация.
В возрасте пятидесяти лет Конфуций работал сначала судьей, затем помощником министра
по общественным работам. В итоге его назначили министром юстиции в провинции
Лу. Вероятно, Конфуций сопровождал правителя Лу в его поездках как дипломатический
представитель. В возрасти 56 лет, когда Конфуций понял, что его государство в
лице государственных чиновников во главе с правителем более не заинтересованы
в нем, Конфуций покинул Лу, надеясь найти другую провинцию, где его знания найдут
лучшее применение. В путешествии его сопровождали ученики, не отвернувшиеся от
Учителя во время опалы. Странствия длились 12 лет. За эти годы он стал ещё более
известен, уважением и почитаем.
В возрасте 67 лет Конфуций возвратился на родину, преисполненный желания учить
и передавать накопленные знания опыт и традиции. Конфуций умер в 479 году, когда
ему было 73 года. Как гласят легенды, к тому моменту у Конфуция было 72 ученика,
а 3000 человек объявили себя последователями его учения. Великий Учитель оставил
много собственных произведений, в том числе Аналекты Конфуция, а также переводы
древних текстов.

Конфуцианство. Высоко моральный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве
модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении
достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность (жэнь) трактовалось
Конфуцием необычайно широко и включало в себя множество качеств: скромность,
справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п.
Жэнь - это высокий, почти недосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми
обладали лишь древние; из современников Конфуций, включая и себя, считал гуманным
лишь своего рано умершего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы
одной гуманности было недостаточно. Он должен был обладать еще одним важным качеством
- чувством долга (и), продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует
поступать именно так, а не иначе. Долг - это моральное обязательство, которое
гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга,
как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. "Благородный
человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде",- учил Конфуций. В
понятие "и" поэтому включались стремление к знаниям, обязанность учиться и постигать
мудрость древних. Конфуций разработал и ряд других понятий, включая верность
и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли).

Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы, который
в сборнике изречений Конфуция Луньюй определяется как человек честный и искренний,
прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный
в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе-обдумывать поступка, в выгодном
предприятии заботиться о честности; в юности он должен избегать вожделений, в
зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к
еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает
служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром,
он "может спокойно умереть вечером".
Таким образом, "благородный человек" Конфуция - это умозрительный Социальный
идеал, назидательный комплекс добродетелей. Однако с течением времени и в связи
с ростом авторитета Конфуция и его учения этот абстрактно-утопический идеал все
более становился обязательным для подражания эталоном, приблизиться к которому
было делом чести и социального престижа для каждого и особенно для тех представителей
высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов,
которые с эпохи Хань (III в. до н.э.-III в. н.э.) стали управлять китайской конфуцианской
империей. К этому времени многое в созданном Конфуцием идеале изменилось.
Конфуций вполне искренне стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося
за высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но, как это нередко
случается, с превращением его учения в официальную догму на передний план выступила
не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся преимущественно в демонстрации преданности
старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели. Многочисленные
последователи и почитатели Конфуция, слепая преданность которых каждому слову
философа тоже в немалой степени способствовала превращению его учения в закостенелую
догму, стали видеть в идеале цзюнь-цзы не столько выражение внутренней цельности
и благородства, сколько внешнее оформление благопристойности. В средневековом
Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы
поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновной
иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том, что обычно именуется
"китайскими церемониями".
В любой момент жизни, на любой случай, в счастье и горе, при рождении и смерти,
поступлении в школу или назначении на службу - всегда и во всем существовали
строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения. В эпоху Хань
был составлен подробный свод этих правил внешней учтивости и церемониала - трактат
Лицзи. Все записанные в этом обряднике правила следовало знать и применять на
практике, причем с тем большим тщанием, чем более высокое положение в обществе
человек занимал. Так, учение Конфуция о цзюнь-цзы, модернизированное и приспособленное
к потребностям централизованной империи с ее мощным бюрократическим аппаратом,
явилось одной из основ, на которых зиждилось гигантское здание китайского государства.

Желаю успехов
Николай pravdinn@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное