Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В помощь студенту технического ВУЗА


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый день, уважаемые!
Продолжаю высылать доклады по гуманитарным предметам.

Предмет: философия
                 Аристотель (384-322г. до н.э.)
В молодости Аристотель входил в кружок Платона. Несколько лет (с 343 до 340 г.)
был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 340 г. основал свою философскую
школу в роще Ликея. Обучал он на ходу: учителя и ученики ходили кругами по аллее.
Также ему принадлежит заслуга впервые провести разграничение наук, выделив для
каждой из них специальные области исследований, и установить различие между теоретическими,
практическими и творческими науками.
Аристотель сохраняет характерное для элеатов и Платона понимание бытия как чего-то
устойчивого, неизменного, неподвижного, но он не отождествляет бытие с идеями.
Он критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование,
обособив и отделив их от чувственного мира. В результате Аристотель дает понятию
бытия иное, чем Платон, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью
бытие. Она отвечает на вопрос «Что есть вещь?» и представляет собой то, что делает
предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Аристотель делит сущности
на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля,
также, как и у Платона, – это первичный материал. Придает же материи актуальное
состояние, то есть превращает ее из возможности в действительность форма – активное
начало, начало жизни и деятельности. Чистые формы есть ничто иное как идеальные
сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму
– Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.
В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин
бытия. Он выделяет 4 вида причин:
1.      Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2.      Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия.
Каждая вещь есть то, что она есть.
3.      Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения
возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.
4.      Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?».
Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не
может произойтипревращеие потенциального в актуальное. Понятие энергии впервые
было сформулировано Аристотелем. Каждое бытие, по Аристотелю, содержит в себе
внутренние цели. благодаря цели, заключенное в предмете, результат находится
в бытии до его осуществления, когда процесс закончился и движение достигло своего
завершения, цели развития. Указав, что движение вечно, Аристотель предполагал,
что должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый
двигатель. Сам он не может находиться в движении, так как это потребовало бы
наличия еще одного двигателя. «Первый двигатель» для своей деятельности не нуждается
в существовании других тел, он сам есть энергия, чистая деятельность. Будучи
энергией, первый двигатель не обладает материей, в нем нет косного, он есть чистая
форма – цель.
Учение о душе. Душа является формой по отношению к материи, однако, по Аристотелю,
присуща лишь живому существу. Душа – это проявление активности живительной силы.
Ею обладаю только ратсения, животные и человек. «Растительная душа» ведает функциями
питания, роста и размножения, общими для живых существ. У животных к функциям
души прибавляется способность желания, то есть стремления к приятному и избегания
неприятного.
Разумной же душой обладает только человек. Аристотель определяет разумную душу
как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало
этой души. Он не зависит от тела. Он бессмертен и находится в тесной связи с
вселенским разумом. Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению
вечного бытия и составляет сущность первого двигателя, который есть чистое мышление
и которым живет все в мире.
Учение о человеке. Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается
на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает
нравственную позицию, следование определенным нравственным правилам и нормам.
Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость
и несправедливость, писал Аристотель в своей работе «Политика». Центральное понятие
аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделял добродетель на 2 главных
вида: возникающие путем обучения и складывающиеся благодаря привычке. Добродетелью
обладает не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, тот,
кто действует. Высшей формой деятельность является познавательная, теоретическая.
Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в
почестях, не в деятельности, направленниой на достижение каких-то целей, пользы,
а в самом процессе торетической деятельности, в созерцании. Общим мотивом, звучавшим
в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти среднюю линию
поведения.
Согласно Аристотелю, человек есть политическое животное. Человек родился политическим
существом и носит в себе истинктивное стремление к «совместному сожительству».
Поскольку Аристотеля занимали, прежде всего, добродетели, применяемые и осуществляемые
в общественной жизни, поскольку центральное место он отводил понятию справедливости.
Справедливым можно быть лишь по отношению к другому человеку. Забота о другом,
в свою очередь, естьпроявление заботы об обществе. В справедливости человек обнаруживает
себя, прежде всего, политическим общественным существом. Справедливость рассматривается
Аристотелем в связи с понятием «равенство». Он строго различал проявление справедливости
среди равных и среди неравных. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве,
но не для всех, а для равных, а неравенство также представляется ему справедливостью,
но опять-таки не для всех, а лишь для неравных. Неравенство – это нормальное
состояние людей.

Правдин Николай pravdinn@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное