Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В помощь студенту технического ВУЗА


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Привет, студенты!

Я думаю, многих из вас расстраивает тот факт, что поступив в технический ВУЗ
на технический факультет, вам приходится писать доклады и рефераты по всяким
гуманитарным предметам вроде культурологии, философии, истории и так далее. Предлагаю
одну такую работу.

Предмет: Культурология
Тип: доклад
Тема: Тотемизм
Введение
Определение тотемизма
Тотемизм - комплекс верований и обрядов, как правило, в первобытном обществе,
связанный с представлениями о сверхъестественном родстве между группами людей
(родами) и тотемами.
Тотем - мифический предок, вид животного, растения, реже явление природы и неодущевленный
предмет, имя которого мог носить род или семья в первобытном обществе.
Отношение к тотему
В первобытном обществе каждое племя носило имя своего тотема, являвшегося покровителем
этого племени. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу (кроме ритуалов).
Выбор тотема, как правило, связан с географическим характером местности и населяющими
ее животными. Образ тотемического первопредка возникает как религиозное отражение
общественной структуры, которая в действительности (в родовом обществе) являлась
структурой родового дерева
К этому животному племя имеет “родственное чувство”, как своему предку. С ним
существует подобие договора о взаимных обязательствах. Тотем обычно неприкосновенен.
Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого
магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его
члена в отдельности. Как правило, членами социальной общности, носящей имя тотема,
не разрешалось вступать в брак между собой.
Если на тотемное животное ведется охота, то за убийство ему приносится тысяча
извинений. Люди оправдываются тем, что убили не они – убили, к примеру, камни,
упавшие с горы. Перед изображением тотема на скале, или перед каменным подобием
разыгрывались ритуальные сцены с пением заклинаний. Это могли быть сцены охоты
или действий, связанных с разведением стада.
Известны магические обряды размножения тотема, состоявшие в ритуальном поедании
его мяса и плясках маскированных танцоров, подражавших тотему, а также вера и
возможность постоянного воплощения (инкарнации) тотема в новорождённых членов
рода. Зафиксировано представление, что гибель предмета, являющегося символом
тотема, может привести к гибели его живого двойника.
Тотемизм – явление родового общества. В горных районах Индии до сих пор рассказывают
о происхождении родов от животных, и о браках с животными. Знаки отличия родов
– татуировка, насечка на оружии, нашивки на одежде, орнаменты – наследие тотемизма.
У славян следы тотемизма можно видеть в сказках о чудесном рождении богатырей.
Первенство среди них получает тот, что родился от домашнего животного. Впрочем,
не исключено, что мотив домашнего животного употребляется в связи с аграрным
культом, подобно изображениям "небесных лосих" - Хозяек Мира.
Тотемизм тесно переплетается с фетишизмом.
Лучше всего тотемизм изучен у аборигенов Австралии, у которых он составляет основу
традиционного мировоззрения, а также у жителей Древнего Египта.
До нашего времени тотемизм сохранился в Австралии - классической стране тотемизма.

Тотемизм аборигенов Австралии
Наиболее удачное определение тотемизма аборигенов из всех имеющихся звучит так:
"Взгляд на природу и жизнь, на вселенную и человека, взгляд, характеризующий
мифологию аборигенов и влияющий на их социальные отношения, питающий их обряды
и связывающий аборигенов с прошлым. Он связывает аборигенов с явлениями природы
и ее обитателями в единое целое, составные части которого дают друг другу жизнь".
В общих чертах сущность тотемизма заключается во взгляде на мир, в соответствии
с которым человек является неотъемлемой частью природы, не имеет резких отличий
от других живых видов и обладает той же жизненной сущностью. "Вначале" различные
животные, растения и человек еще не имели тех форм, в которых мы знаем их в настоящее
время. Они были аморфными существами. Это были или не совсем люди, или сверхлюди,
в зависимости от нашего взгляда на них. Жизненная сущность, которой они обладали,
проявлялась не только в человеческой форме, но и в форме других живых существ,
растений или даже неодушевленных предметов. Мифический предок мог выглядеть как
обычный человек, но одновременно обладал потенциальной способностью изменять
свой облик и принимать обличье животного. Такое отождествление человека и животных,
растений или предметов в мифическом прошлом является источником представлений
об их тесной близости в настоящем. Именно благодаря соединению человека и животного
в одном существе в мифические времена, как говорят аборигены, в настоящем существует
особая связь между определенными людьми и определенным видом животного.
Единство человека и его природного окружения всеобъемлюще, однако оно выражается
в ограниченных связях, имеющих личный или узкогрупповой характер. Предположим,
совершается определенный обряд с целью увеличить количество мифических предков;
он, как правило, не заключается просто в выполнении ряда действий, которые повлекут
за собой желаемые результаты, хотя иногда и может так показаться. Считается,
что обряд будет эффективным при условии близости между одним или более представителями
этого сообщества, где проводится обряд, и мифическим предком. В связи с этим
обряды, в основе которых лежат тотемические представления, чаще классифицируются
как религиозные, нежели как магические, или по крайней мере - кaк религиозно-магические.
Личное имя может быть обязано своим происхождением тотему, с которым связан индивидуум,
часто обрядовому пли культовому тотему, приобретенному или унаследованному от
его (ее) отца. А по условиям определенных табу, связанных с оплакиванием усопшего,
его ближайшие родственники должны избегать употреблять в пищу или использовать
как-то иначе растения или зверей, которые были тотемами покойного и которым он
был обязан происхождением своего имени, или должны подобрать для них новые названия.
В качестве тотемов могут фигурировать не только животные, птицы, пресмыкающиеся,
растения, солнце, луна и т. п. В соответствии с тем, как был приобретен тотем,
им может оказаться новорожденный младенец, какой-то дух, участок земли, священный
предмет или даже такие понятия, как жара, холод, рвота, половое сношение, различные
болезни. У индивидуума может быть один главный тотем и несколько второстепенных.
Представления, характеризующиеся в широком смысле как тотемические, могут принимать
различные формы. Мы будем придерживаться определенной  схемы, предложенной одним
из ученых. Но это не значит, что все названные виды тотемизма мы найдем в каждом
сообществе аборигенов. Не всегда сами аборигены различают все эти категории.
Виды тотемических представлений не исключают друг друга. В ряде районов для них
приняты отдельные названия.
Индивидуальный тотемизм
В случае индивидуального тотемизма в особых отношениях с живым видом или каким-либо
представителем вида находится всего один человек. Отношения эти личные, их обычно
ни с кем не делят и не передают по наследству, хотя последнее не исключается:
тотем может быть передан юноше при инициации, как это делается в племени вурадьери.
Один вид индивидуальных тотемов назвают "тотемами-помощниками", когда определенное
тотемическое животное или какое-нибудь другое существо считается "близким", вторым
"я" знахаря и "помогает" ему в его магических делах. В том же племени вурадьери
знахарь может увести из основного лагеря ребенка лет десяти или двенадцати и
"вселить" в него с помощью магического пения тотема-помощника. Утверждают, что
это широко распространено в Новом Южном Уэльсе. В Центральной, Северной и Северо-Западной
Австралии знахари считаются тесно связанными с духами змей, которые, в свою очередь,
ассоциируются с мифической Радугой. На западе полуострова Арнемленд существуют
создатели песен или певцы, специализирующиеся на песнях, в которых речь идет
о современных людях. Такой певец обычно приписывает авторство каждой новой песни
ненаследственному "близкому" духу или тотемическому животному, пропевшему ему
эту песню во сне.

Половой тотемизм
Каждый пол может иметь свою эмблему, например птицу, зверя и т. д., которая традиционно
свидетельствует об общности лиц одного пола, отделяющей их от индивидуумов противоположного
пола. Ранить или убить такое тотемическое животное - значит бросить вызов членам
того пола, с которым животное ассоциируется; нападение на тотемическое животное
рассматривается как нападение на человека. В племени курнаи (Гивспенд) есть две
такие эмблемы - две птицы: одна - тотем мужчин, другая - женщин, причем и те
и другие считают этих птиц соответственно старшим братом и старшей сестрой.
У аборигенов курнаи принято заключать брак после побега молодых; девушкам разрешено
отвергать нежелательных претендентов. Неидентичность мужских и женских тотемов
помогает преодолеть скованность и застенчивость вступающих в брачный возраст
молодых людей. Старые женщины племени могут удалиться из лагеря и убить птицу,
являющуюся мужским тотемом, а затем с вызовом продемонстрировать ее. Это приводит
мужчин в ярость, и между молодыми мужчинами и женщинами начинается потасовка.
Позже молодой мужчина может встретить молодую женщину и назвать ее именем женского
тотема, спросив, чем питается ее тотем-сестра. Ее ответ может быть: "Она ест
кенгуру" или "Она ест поссумов". Это означает формальное согласие вступить в
брак, после чего молодые совершают побег. Хотя подобный обычай встречается и
в других местах, в основном он характерен для юго-востока Австралии, где социальные
тотемические кланы передаются по материнской линии.
Тотемизм кланов
Клан, или группа людей, ведущих общее происхождение по мужской или по женской
линии, может тоже считаться связанным особыми отношениями с одним или несколькими
животными, растениями и т. д. Клановый тотем служит символом принадлежности к
этому объединению как для входящих в него лиц, так и для членов других объединений,
тотем клана может предупреждать людей о надвигающейся беде или опасности, он
может также быть центром обрядовой жизни, будучи тесно связан с определенной
территорией и мифологией.
Локальный тотемизм
В этом случае группа людей обладает общим тотемом в силу того, что все они связывают
себя с определенным участком земли, - другими словами, тотемическая группа строится
по локальному принципу, а не по принципу родства или общего происхождения. Тотем
или комплекс тотемов принадлежит определенному участку земли или каким-то образом
связан с ним. Впервые это отметили, рассматривая тотемические кланы центральных
и западных районов Южной Австралии. Часто, особенно на территории Большой пустыни
Виктория, принадлежность к тотемической группе определяется местом рождения аборигена;
в таком случае это является также тотемизмом по месту рождения. В силу того что
по традиции роды почти всегда происходят на территории локальной группы отца,
в этом случае следует говорить о локальном (культовом) тотемизме, передающимся
по мужской линии (патрилинейном). Главное различие между локальным тотемизмом
и патрилинейным культовым клановым тотемизмом заключается в том, что в первом
случае вопрос происхождения не является первостепенно важным, несмотря на то,
что существует тенденция превращения локального тотемизма в патрилинейный. Наиболее
яркий пример этого можно почерпнуть у племени аранда, но в этом случае принадлежность
к локальной культовой тотемической группе определяется местом зачатия, а не местом
рождения. Это значит, что человек, в силу того что его зачатие, как считается,
произошло в определенном месте, которое мифология связывает с определенным тотемом
или священным мифическим существом, получает этот тотем и принадлежит к соответствующей
тотемической группе. Связь человека с другими лицами, входящими в ту же тотемическую
группу по месту зачатия, с этой точки зрения имеет вторичный характер и первостепенное
значение придается связи человека с его тотемом. Однако то обстоятельство, что
различные люди независимо от своих генеалогических связей обладают одним тотемом,
сплачивает их.

Тотемизм зачатия
Тотемизм зачатия может быть отождествлен с локальным тотемизмом. Это значит,
что обрядовый, или культовый, тотем (тотемы) ребенка определяется теми тотемическими
представлениями, которые связаны с местом, где мать впервые ощутила свою беременность.
Так получают свой тотем аборигены аранда. Местом, определяющим тотем, может быть
территория, где в мифические времена проходил тотемический предок или священный
дух.
Это может быть место, в котором, по преданию, происходили определенные мифологические
события, часто, но не всегда связанные с обрядовыми, или культовыми, тотемами
отца ребенка. Обладание священной чурингой* во многом определяется случайностью,
которую никто из старших мужчин племени не может ни проконтролировать, ни устранить;
решающим здесь является место зачатия каждого отдельного члена патрилинейного
тотемического клана. Тотемические кланы, из которых происходят отдельные индивидуумы,
обладают некоторыми правами на местные чуринги. Однако месту зачатия принадлежит
главная и решающая роль во всех сложных спорах о том, кому конкретно принадлежат
мифы, песни, церемонии и священные предметы, находящиеся во владениях каждого
крупного локального тотемического клана.
Вместе с тем, по, представлениям, распространенным в отдельных районах, мужчина
может увидеть во сне ребенка до того, как будущая мать почувствует себя беременной,
т.е. он может заранее "узнать" о том, что дух ребенка "должен войти в его жену".
Дух ребенка во сне может явиться отцу вместе с каким-либо существом или явлением
природы, которое обычно тотемически связано с отцом будущего ребенка - с его
общинной территорией иди с социальной группировкой. Это существо или явление
природы и будет тотемом зачатия ребенка. Или будущей матери, после того как она
съест определенную еду, может стать плохо, а позднее она увидит во сне дух ребенка.
Тогда именно то растение или животное, мясо которого так на нее повлияло, будет
тотемом зачатия, поскольку считается, что младенец попал в мать вместе с этой
едой или в виде ее. Иногда, однако, представления о духе ребенка могут и не иметь
тотемических ассоциаций. На северо-востоке Арнемленда связь духа ребенка с тотемом,
хотя он и принимает форму какого-нибудь природного вида, не прямая, а косвенная
и не определяет непосредственно тотем будущего ребенка. В Большой пустыне Виктория
обиталища духов детей не являются тотемическими, хотя духов детей поместили туда
мифические существа. На востоке Кимберли* духи-дети были созданы Змеей-Радугой,
по в антропоморфном облике; в районе Балго представления о духах-детях имеют
четкий тотемический характер и ассоциируются с местами, упоминающимися в мифах.

Тотемизм по месту рождения
Это такая форма тотемизма, при которой обрядовый, культовый, тотем ребенка определяется
местом его рождения, а не "местом зачатия" (т.е. не местом, где мать впервые
ощутила, что беременна). В Большой пустыне Виктория абориген старается сделать
так, чтобы его жена родила ребенка на его территории, желательно в том месте
или рядом с ним, где проходил во Времена сновидений путь мифического (тотемического)
существа, наиболее тесно связанного с отцом будущего ребенка.

Тотемизм сновидений
Тотемизм сновидений частично совпадает с некоторыми другими разновидностями тотемизма,
например с такими, при которых люди обладают индивидуальными тотемами или тотемами-помощниками,
с тотемизмом зачатия и тотемизмом по месту рождения. В снах (своих и чужих) человек
может постоянно являться в виде какого-нибудь животного или природного явления,
с которым, как считают, он связан теснее всего. Человек может отождествлять себя
с определенным тотемическим существом, и в его собственных снах и в снах других
людей поступки этого существа рассматриваются как действия самого человека и
т. п. Или, напротив, тотем сновидения может не считаться вторым "я" человека,
он может посещать человека во сне и оказывать ему определенные услуги. В качестве
примеров могут служить духи-"близкие" или духи-"друзья" певцов и сочинителей
песен в Западном Арнемленде и духи - помощники знахарей. Что касается первых,
то индивидуум может появляться в образе духа-"друга" или духа-"близкого", т.
е. в образе тотема сновидения, и после смерти. Во многих областях Австралии обрядовый,
или культовый, тотем человека - это то существо, которое чаще всего является
ему во сне. Особенно характерны такие представления для северо-восточных областей
полуострова Арнемленд, но не для Большой пустыни Виктория, хотя там тотем и сновидение
обозначаются одним и тем же словом.

Множественный тотемизм
Множественный тотемизм иногда называют классификационным; его можно связать с
другими разновидностями тотемизма (особенно с тотемизмом кланов, или с локальным
тотемизмом). Вся вселенная систематизируется на этой основе. К главному тотему
проявляется особое внимание, обычно ритуального характера, которое порождает
аналогичный подход и к второстепенным тотемам. Эта разновидность тотемизма довольно
распространена, но мало изучена.
Тотемизм в Древнем Египте

Культ животных, их обожествление в династическом Египте в течение тысячелетий,
вне сомнения, восходит к додинастическому тотемизму. Однако некоторые весьма
эрудированные и авторитетные египтологи, обогатившие науку ценными трудами по
египетской религии, отрицают наличие в древнем Египте фетишизма и тотемизма,
отнюдь не отрицая культа животных.
В древнейшие времена Египет занимал территорию, состоявшую в историческое время
приблизительно из 40 независимых номов*, т. е. земель, на которых жили человеческие
коллективы типа племен, находившиеся на одной из ступеней доклассового развития.
Типичной формой религии для таких социальных организмов, как это показывает опыт
всемирной истории и этнография, является фетишизм и тотемизм, и нет никаких оснований
полагать, что историческое развитие египтян не было подчинено всеобщим закономерностям
исторического процесса.
В объединенном Египте религия является результатом слияния сначала независимых
племенных культов. Каждый город имел свое божество в форме материального фетиша,
но значительно чаще в виде животного. Таким образом, политеизм объединенного
Египта - вполне закономерное следствие слияния местных номовых религий додинастического
Египта, главной формой которых были фетишизм и тотемизм.
Идолы божеств ряда номов уже в объединенном Египте представляют собой культовые
изображения обожествленных животных. Номы и города были настолько связаны со
своими богами-животными, что греки нередко давали им названия этих животных:
Ликополис, Леонтополис, Гиераконполь, Крокодилополь и т. п.
Различия между додинастическим тотемизмом и культом животных в династическом
Египте в принципе вовсе не так уж значительны: если тотему не поклоняются, если
тотем - "родственник" племени или клана, то обожествленному животному молятся
и в ряде случаев это божество является приближенным к фараону: "Коршун Нехбет
слыл матерью фараона, а дикая корова - его кормилицей и воспитательницей". Словом,
в ряде случаев тотемизм и культ животных настолько сближаются, что нет сомнения
в том, что это явления одного порядка.
В своем труде "Der Gotterglaube im Alten Agypten"*, в главе о культе животных,
X. Кеес категорически отвергает тотемизм и приводит очень интересные и, несомненно,
в ряде случаев правильные объяснения того, почему в той или иной местности возник
культ конкретного животного.
Эти объяснения сводятся к указанию на географические (в широком смысле этого
слова) особенности местности. Но если природные условия служат вполне удовлетворительным
объяснением причин выбора человеком для культа того или иного животного, то они
бессильны объяснить, почему человек в ходе исторического развития был вынужден
обратиться к культу животных. Корни тотемизма и культа животных - не в природных
условиях жизни человека, а в социально-экономической структуре общества, где
имеют место именно те формы религии, которые мы называем фетишизмом и тотемизмом.
У большинства народов фетишизм и тотемизм исчезли в процессе исторического развития,
оставив лишь те или иные пережитки; в Египте же культ животных не только не исчез,
но проявил необычайную живучесть - он сохранился и после потери Египтом независимости
до времени римского господства включительно.
Начало культа животных относится в династическом Египте к очень глубокой древности.
Культ этот проявляется в форме обожествления живого животного и в форме поклонения
изображению обожествленного животного или антропоморфному божеству с частью тела
животного.
Следует отметить также, что некоторым животным поклонялись на всей территории
Египта, другим - в отдельных частях страны, наконец, третьим - только в какой-то
одной местности.
Как бы ни объяснять происхождение тотемизма вообще и генезис египетского тотемизма
в частности, несомненно, что конкретная географическая среда, в которой обитали
египтяне, фауна, игравшая многообразную роль в их жизни, были существенным фактором
возникновения конкретных форм египетского тотемизма и его последующего превращения
в культ животных.

Культ священного быка Аписа
Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни народа еще задолго до
объединения Египта, поэтому уже в глубокой древности началось обожествление крупного
рогатого скота. Во времена I династии существовал культ быка Аписа (др.-егип.
hp, греч. , коптск.  ). Апис был одним из божеств Мемфиса.
Наши сведения о культе Аписа почерпнуты главным образом из источников значительно
более поздних - начиная со времени Нового царства - и у античных авторов. С культом
Аписа связано одно из самых сенсационных открытий XIX в. в истории египтологии.
Французский египтолог Олюст Мариетт был направлен в Египет для приобретения в
монастырях коптских рукописей. Чтобы получить доступ к монастырским хранилищам
рукописей, необходимо было заручиться поддержкой коптского патриарха, однако
тот отнесся крайне недоверчиво к молодому французскому ученому. Располагая деньгами
для закупки рукописей и обуреваемый жаждой деятельности, Мариетт на свой страх
и риск начал вести раскопки. Он вспомнил описание Страбоном* сфинксов, находящихся
у мемфисского Серапеума, произвел археологическую разведку и натолкнулся на некрополь
Аписов-Серапеум. Предпринятые позже раскопки на средства французского правительства
привели к открытию всего Серапеума - здесь были обнаружены погребения 64 быков,
множество стел и разного рода памятников. С этого началась блестящая карьера
О. Мариетта, ставшего организатором Службы древностей Египта (Service des Antiquites
de I'Egypte) и ее первым директором.
Мемфисский Серапеум представляет собой грандиозное подземное сооружение с огромными
каменными саркофагами для мумий быков. На специальных стелах указаны даты: рождения,
"вступления в должность" Аписа и смерти - с точностью до одного дня царствования
того или иного фараона. Следует подчеркнуть, что предание о том, будто срок жизни
Аписа - 25 лет (затем его топили), не подтверждается памятниками - в Серапеуме
имеются погребения Аписов, проживших более этого срока.
Ритуалу погребения Аписа придавалось исключительно большое значение - об этом
свидетельствует демотический папирус в Вене, содержащий подробнейшее наставление
для выполнения ритуала". Древнейшее погребение Аписа в мемфисском Серапеуме относится
ко времени Аменхотепа III, самое позднее предшествует началу новой эры.
Живого Аписа содержали в Апейоне - специальном помещении, о котором упоминает
Геродот* и которое Страбон называет двором. Античные авторы передают разноречивые
сведения об Аписе. Страбон утверждает, что "его лоб и некоторые другие малые
части тела имеют белые отметины, остальные же части черные; по этим признакам
всегда выбирают быка, подходящего для наследования, когда умирает тот, который
пользуется почитанием". Геродот так описывает Аписа: "Он черный, на лбу у него
белый квадрат, на спине изображение орла, под языком - жука". Другие авторы,
расходясь в деталях, сходятся в том, что Апис черный.
Что же представляет собой Апис согласно египетским источникам? Свидетельства
их неоднозначны.
Во-первых, поскольку Апис был мемфисским божеством, он связывается с мемфисским
богом Пта. В Большом папирусе Харрис I об Аписе сказано, что он душа бога Пта;
во-вторых, Апис рассматривается как оракул бога Пта и, наконец, объединяется
с богом Осирисом, являя божество Апис-Осирис. Но синкретическое Апис-Осирис отнюдь
не тождественно имени Осирис-Апис. Так именуется умерший Апис в знак того, что
после смерти, как и все прочие умершие, он превратился в Осириса. Сохранилось
много бронзовых статуэток Аписа с солнечным диском между рогами.
Культ Аписа был всеегипетским, а также признавался персидскими царями (Дарий
I), Лагидами и даже римскими императорами. Содержание и формы культа Аписа в
поздние времена, особенно начиная с саисского времени, и в эпоху, скажем, Среднего
или Древнего царств должны существенно различаться. Но, к сожалению, мы не располагаем
достаточной информацией на этот счет.
Апис не единственный обожествленный бык. В Гелиополе поклонялись черному быку
Мневису (греч. форма; др.-егип. Mr-wr). Подобно Апису, он содержался в особом
помещении, после смерти его мумифицировали и хоронили, как Аписа. Замечательно,
что практиковался тот же погребальный ритуал, что и в отношении умерших людей.
Обнаружены заупокойные скарабеи, "заменители" сердца для быков Мневисов, на одном
из них - формула, почти тождественная формуле на скарабеях, применяемых при мумификации
людей. Хоронили Мневисов в гелиопольском Серапеуме. Мневис был оракулом бога
Ра и его воплощением на земле. Культ Мневиса засвидетельствован памятниками со
времен XVIII династии, но восходит он, несомненно, к более древним временам.
В Гермонте в поздние времена обожествлялся бык Бухис, черно-белой масти (Бухис
- греч. форма имени, др.-егип. bh), его связывали с богом Монту. Близ Гермонта
был специальный некрополь этих быков - Бухеум. Культ их процветал во времена
XXX династии и при Лагидах.
Интересно отметить, что цветная иконография Бухисов не всегда была выдержана
в реалистическом стиле: в ряде случаев они изображены не черно-белыми, а красновато-коричневыми.
Быки белой и черной масти были редкостью и потому строго оберегались. Приобретение
в частном порядке и тем более убиение быка с признаками, которые могли рассматриваться
как священные, строго карались уже во времена Нового царства. Один из жрецов
бога Амона времени XXII династии ставит себе в заслугу то, что он спасал от убоя
быков такой масти (стела 42430 Каирского музея).
Культы названных быков, особенно Аписа, приобрели значительную известность. Но
наряду с ними в других местностях соблюдался культ других быков (например, в
Кинополе - культ быка bh, он же - герой сказки о двух братьях) и разных коров
- некоторые из них фигурируют в мифах.
Очень любопытно уникальное изображение времен XXI династии в гробнице (№ 68)
жреца бога Амона - Неспнефхора в Фивах: жрец и его жена возлагают дары на три
жертвенника, установленных перед коровами. Коровы с коронами на головах. Все
три короны разные.
Культ быков и коров встречается большей частью в местностях Дельты. Это вполне
естественно - во все времена истории Египта Дельта была богата пастбищами. Важно
полчеркнуть, что обожествлялся не весь крупный рогатый скот, а лишь отдельные
его представители.
Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Вряд ли
можно согласиться с Кеесом в том, что в династическом Египте слово "Себек" означало
"крокодил" - Кеес не приводит никаких лексикографических данных в доказательство
своего утверждения. "Себек" было названием божества. В египетском языке насчитывалось
20 различных обозначений для крокодила, но слова "Себек" среди них нет. Культ
крокодила возникал в местах, изобилующих этими животными. "Сама природа страны
объясняет, почему культ крокодила встречается преимущественно в тех местностях,
где острова на реке, быстрины или крутые отвесные берега реки представляли опасность
для судоходства по Нилу, а также заболоченные местности с озерами и каналами".
Таких мест было множество в долине Нила.
"Нрав крокодила и отношение его к другим животным и к человеку должны были создать
ему в глазах египтянина репутацию не благодетельного, а злого, губительного существа,
опасного для всего живого, соприкасающегося с ним. Египтянина, как и современного
суданца, не могли не поражать и не ужасать страшная хищность крокодила, проявляемая
в отношении почти ко всем живым существам, с которыми он в состоянии справиться,
начиная с рыб и кончая крупными млекопитающими и человеком, наглая дерзость,
обнаруживаемая им в воде даже у самого берега, вблизи человеческих жилищ, хитрость
и коварство, с какими он подстерегает добычу, и молниеносная, рассчитанная на
верный успех стремительность, с какою он бросается на нее. Несчастные случаи
с животными и людьми - жертвами крокодилов, во множестве отмечаемые современными
путешественниками по Судану, в древнем, а тем более в первобытном Египте, несомненно,
были заурядным явлением. Память о них сохранилась как в туземных, так и в классических
и древнехристианских свидетельствах. На египетских рельефах нередки изображения
крокодила, подстерегающего переходящие реку стада и пастухов, которые криками
отгоняют хищника. Для защиты от крокодилов составляли специальные магические
формулы, заклинавшие чудовищ не вредить человеку или скоту. С жалобами на хищников
и просьбою об ограждении от них обращались иногда к самим богам. По словам классических
и древнехристианских писателей, появление крокодилов на побережье Нила было обычным
явлением в разных частях Египта, как, например, в Хеммисе. Мытье ног, черпанье
воды и даже плаванье по Нилу близ Коптоса, Омбоса и Арсинои были сопряжены с
опасностью стать жертвой крокодила. Печальная репутация крокодила как наглого
хищника нашла себе яркое выражение, между прочим, в том, что некоторые слова,
служившие для обозначения дурных душевных свойств и качеств, детерминировались
знаком крокодила".

Список литературы
1. Древнейшие религии http://www.home.ricor.ru/1_9/religiya/drevn_rel/index.htm
2. Р.М.Берндт и К.Х.Берндт "Мир первых австралийцев.  Москва, "Наука" 1981.
3. Г. П. Францев "У истоков религии и свободомыслия". Москва, «Мысль» 1959г.
4. М.А.Коростовцев «Религия Древнего Египта». Москва, «Советская Россия», 1989г.
5. Советский энциклопедический словарь. Под редакцией А.М. Прохорова. Москва
«Советская Энциклопедия», 1985г.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное