Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Для журналистов

  Все выпуски  

Журфак online - Эссе - 'маленький опыт'


Эссе - "маленький опыт"


Автор - Александр Карпюк


К сожалению или к счастью в современной периодике Вы почти никогда не увидите работ из категории художественной публицистики. СМИ гонятся за большим массивом информации, а автор материалов даже не может остановиться хотя бы на минуту, чтобы оценить, осознать «пропустить» сквозь себя происходящие события. На долю автора остается лишь право подать информацию в наиболее приглядном виде, а все остальные обязательства, похоже, с него условно снимаются.

Такая тенденция понятна – современные СМИ гонятся за временем - за возможностью первее своих конкурентов сообщить ту или иную новость и тогда радостно носить звание «самых быстрых, самых оперативных» «самых-самых». Время, которое дается журналисту для подготовки материала с годами уменьшалось все больше и больше. В итоге, если раньше журналист мог не спокойно готовить нужный материал в течение например, месяца, то теперь ему дается буквально минуты, особенно, если новость, которую необходимо донести до респондента имеет национальный или международный характер. Жаль, что время наложило свой отпечаток на журналистику в целом, журналистика, по моему мнению, именно в наше время лишается того романтического антуража, который привлекал как простых людей, так и потенциональных журналистов. Кажется, что в будущем вся журалистика будет представлена лишь общим информационным агенством.

В такой атмосфере говорить о развитии материалов художественной публицистики и не приходится. Как бы то ни было одним из первых и наиболее полюбившихся мне журналистских жанров было эссе, которое почти никогда не встретишь в современных СМИ.

Если обращаться к истокам, то эссе в переводе французского означает «попытка, проба, очерк». Принято считать, что данный жанр прозаического произведения был впервые применен Монтенем в сборнике коротких произведений с названием «Опыты», то есть «эссе» (1580). Своим сочинениям, изданным в виде книг в 1597, 1612 и 1625, Фрэнсис Бэкон впервые в английской литературе дал название англ. essays. Английский поэт и драматург Бен Джонсон впервые использовал слово эссеист (англ. essayist) в 1609.

В целом жанр эссе был наиболее распространен во французской и английской журналистике в XVIII-XIX века. Из авторов, которые наиболее активно проявились в жанре эссе можно назвать Гилберта Честертона – английского журналиста XX века. Его замечательные рассказы и эссе до сих пор пользуются популярностью, в другом жанре я мог бы представить Честертона, но его эссе, по моему мнению, является «его жанром».

Для меня эссе стало своеобразным открытием, это тот жанр, который дает волю перу, о которой судачат многие, но при этом эссе должно иметь четкую конструкцию. Так получилось, что я как будто чувствовал конструкцию этого жанра и знал, как его нужно писать, возможно поэтому эссе стало для меня очень близким.

Написание эссе начинается с вступления, которое должно заинтересовать читателя.Интересно, что я не могу четко сказать, что приходит первей – вступление, то есть первая часть эссе или вторая часть – основная мысль. Чтобы понять, что я хочу увидеть в уже написанном эссе наблюдал за чем-то, смотрел, пытался понять или найти закономерность в чем-то. В поисках этого может пройти некоторое время. Когда я понял, что для этого нужно время, то стал терпеливо ждать того момента, когда я смогу сам четко понять, что я хочу написать.

Даже одиноко сидящий человек может «спровоцировать» к написанию эссе, любой факт, любое событие, пропущенное через самого автора, как мне кажется, и является основой эссе в этом его богатство, но в этом его и своеобразный минус.Дело в том, что человек «пропустив» какое-то событие может до того «растворить» в собственном «я» это событие, что посторонний человек, прочитав эссе, которое было посвящено этому факту, не поймет о чем идет речь. Если это произойдет, то по моему мнеию, эссе теряет какую-то силу, и хотя оно и является жанром образов и ассоциаций, размышлений автора по какой-то теме, однако полностью оторванное от мира эссе, которое не несет никакой (как бы это банально ни звучало) социальной или моральной значимости не имеет смысла. Но опять же, это моя точка зрения, но по этому вопросу хочется вспомнить один простой аргумент: если писатель, художник жалуется, что его никто не понимает, то, возможно, он до того ушел в себя и свое творчество, что даже после длительного анализа простые люди и исследователи не могут понять, что именно хотел показать этим автор. Да, конечно, тут можно вспомнить многочисленные произведения искусства, которые до сих пор не разгаданы и не имеет точной интерпритации, но при этом ценятся людьми, но эссе, как жанр журналистики должно, по моему мнению, нести и какую-то функцию, а не только пользу.

Подводя промежуточный итог (так как, надеюсь, это не последние мои размышления по данному вопросу ), хочу отметить, что эссе в сегоднешней журналистике не уделяют должного внимания. Но именно этот жанр может максимально сблизить потенциального читателя и журналиста, личностные переживания и мысли которого могут быть намного интересней различных информационных сообщений. (Надеюсь) продолжение следует...

Адрес статьи на сайте - http://stu-dialog.ru/content/view/175/57/

-----
Ваши комментарии, интересные материалы для рассылки присылайте на почту journ.ru@mail.ru. С радостью расскажем о жизни других факультетов журналистики - присылайте свои новости ! Если есть энтузиасты помогать с выпуском рассылки Журфак online – пишите!

В избранное