Старый Бар - город, насчитывающий более 2500 лет своей истории. Средиземноморский климат, обилие воды, прекрасная долина у подножья гор Сутормана и Румии сделали этот регион весьма привлекательным для первых поселений нашей цивилизации на восточных берегах Адриатики. Следы древних поселений - фрагменты керамической посуды, обнаруженные в долине возле Бара, восходят
к раннему неолиту, т.е. к 4500-4000 гг. до н.э.
Каменное плато над скалами, из-под которых бьют ключи, было идеальным местом для возникновения и продолжительного периода активной жизни укрепленного поселения - доисторического города. В развалинах нынешнего Старого города недавно в результате раскопок найдено много осколков керамической посуды, датируемой 8-5 вв. до н.э
Скорее всего, здесь находилось центральное урбанизированное место обитания в районе Бара, которое в то время населяло иллирийское племя под названием энгелейцы.
Недавние археологические раскопки выявили находки, относящиеся к римскому и ранневизантийскому периоду (фрагменты каменного саркофага, осколки мозаики, керамики 3-5 вв. до н.э.). В начале 7 века аваро-славянские племена разрушили крупный античный город Дуклю (возле нынешней Подгорицы). Укрепленное поселение в Баре приняло тогда часть бежавшего оттуда населения и священнослужителей, В течение последующих трёх веков город находился под властью Византии.
В письменных памятниках в первый раз город упоминается в 10 веке как Антибареос, а затем в 11 веке как Антибарис в записях императора Константина Багрянородного.
Стефан Войислав, князь дуклянских славян, в 1042 году в районе Бара нанес поражение византийцам. При этом он разбил войска Рашки, Боснии и Хума, расширяя свои владения. Дукля стала самым мощным южнославянским государством, а город Бар, принадлежавший Дукле, - крупным экономическим, культурным и религиозным центром.
В городском кафедральном соборе Св. Джорджа (Георгия) в 1067 году князь Михайло Войиславлевич был коронован и провозглашён королём.
Древний собор явился храмом, где правителей дуклянской династии Войиславлевичей венчали на царство и хоронили.
Католическое епископство, будучи продолжателем традиций "древнего дуклянского святого престола", в 1089 году получает статус архиепископства и церковное управление над епископствами соседних городов и областей Сербии, Боснии и Травунии. Это самое важное учреждение средневекового Бара подтвердило свой примат над церковью в Дубровнике в 1255 году.
В конце 12 века аббат церкви в Баре Гргур написал "Барскую летопись" - крупнейшее историко-литературное произведение об истории южных славян. После 1183 года "славный город Бар", соседние приморские города и области входят в состав средневекового государства сербской династии Неманичей. С шестидесятых годов 14 века Баром правят Балшичи из Зеты.
В первой половине 15 века город переходит из рук в руки венецианцев, Балшичей, деспота Стефана Лазаревича, Джурджа Бранковича и Стефана Вукчича. С 1443 года находится в составе Венецианской республики. Город расширяется, строится, опоясывается системой крепостных стен, бастионов и башен. В городе было около тридцати готических дворцов в стиле Возрождения, шестнадцать церквей и монастырей, несколько сотен домов, около 4 тыс. жителей. С 13 до 16 века город представлял собой относительно свободную коммуну с древними
привилегиями, самоуправлением, уставом, монетным двором, торговлей, ремёслами, развитым сельским хозяйством.
Турки захватили Бар в 1571 году мирным путем, не разрушая его. В течение последующих трёх веков Бар представляет собой крупный благоустроенный приграничный город, получающий большие доходы от торговли и сельского хозяйства, особенно от разведения маслин. Средиземноморский, романско-готический город постепенно приобретает характерные черты ориентальной (восточной) архитектуры и культуры. В результате возникло дивное архитектурное сочетание Средиземноморья и Востока.
Князь Никола Петрович и черногорцы освобождают Бар в 1878 году. Полуразрушенный город с того момента прекращает своё существование. Жизнь постепенно перемещается на берег моря, а забытый Бар под горой Румия становится черногорской Помпеей.
Столетние развалины когда-то «славного города Бара», вопреки отсутствию заботы о них и разрушительному воздействию времени, сохранили величественные остатки архитектуры тысячелетнего существования.
Архитектура Бара являлась гармоничным сочетанием романской культуры, готики Возрождения и восточного влияния. Серьезные разрушения во время землетрясения 1979 года еще раз нанесли ущерб городу знаменитых зодчих. Все выглядело безнадежно утраченным. Его спасение и частичная реставрация явились строительным и культурным подвигом черногорского народа.
Создан проект города как огромного музея с разным содержанием, в результате чего Старый город Бар станет творческой лабораторией. Восстановленные храмы, дворцы, дома и РЫНКИ должны вновь возродиться с помощью волшебства музыки, живописи, театра, художественных ремёсел. Разнесутся вокруг ароматы местной кухни, которая будет угощать жителей Бара и гостей.
С большими трудностями исследовательские, проектные и реставрационные работы продолжались с 1983 по 1990 г., когда они были прекращены в связи с отсутствием финансовых средств и тяжелым экономическим положением в стране. Сделано уже многое, однако, это лишь часть грандиозного плана. Реставрация большинства памятников не доведена до конца, они не могут выполнять запланированные функции. Реализация отдельных важных проектов еще даже не начиналась. Более половины остатков архитектурного наследия не изучено и не
подвергнуто необходимой консервации.
И сейчас вынашиваются идеи и планы, связанные с тем, чтобы восстановленный по всем правилам науки Старый Бар стал важным местом переплетения и сосредоточения древней и новой городской поэтики, науки, искусства, культурного туризма, экологии.
Невиданные возможности этой архитектурной и культурологической гармонии, наверное, единственной в этой части Адриатики, будут, наконец, правильно поняты как величайший дар культур минувших цивилизаций и природы, просто богом данный для тонкого креативного взаимодействия наследия и современного творчества.
Все это будет иметь огромное значение для обновления жизни в нынешнем Баре, а особенно для прогрессивных и цивилизационных устремлений Черногории в целом.