Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Работа за рубежом

  Все выпуски  

Работа за рубежом


Бизнес в Чехии: экономическая успешность и самоуважение зависит только от самого себя

Лет пятнадцать назад в России был настоящий предпринимательский бум. Не только ученые и инженеры, которые ничего не получали на своем старом месте, но и любая кухарка - выпускница кулинарного колледжа, целыми НИИ, заводами и выпускными группами уходили в коммерцию, чтобы там, как им казалось, обрести все, что государство не могло и не собиралось им давать: деньги, свободу, возможность самовыражения. Сегодня тот удивительный коммерческий "дух времени" заметно поостыл и все возвращается на свои круги: ученые идут обратно в лаборатории, инженеры - в конструкторские бюро и на воскресающие заводы, а выпускники кулинарных училищ - в крупные сетевые структуры организации питания. Никто не хочет брать на себя дополнительной ответственности, предпочитая "журавлю в небе" - мизерному шансу сказочно разбогатеть и выйти в люди, - "синицу в руках" - элементарную минимальную защищенность и гарантию того, что в один прекрасный момент ты не окажешься в конце в огромной очереди за тарелкой с гороховым супом от социальных служб. В этом отношении интересно проследить судьбу тех, кто не только имел свой бизнес в России, но и, эмигрировав, попытался открыть свое дело за границей. Знакомьтесь, супруги Андрей и Елена Быстровы приехали в Чехию из Вологодской области, где раньше работали в череповецкой городской газете "Курьер". Около четырех лет назад, в самом центре этой страны они почти из ничего создали свое собственное дело - небольшое, но постоянно наращивающее свои усилия, "рекламное агентство" для русских, приезжающих на постоянное место жительство в Чехию, или желающих найти здесь надежного партнера, готового организовать совместный бизнес с российскими предпринимателями.

- Организовать здесь какой-нибудь бизнес, пусть и не очень большой, мечтают здесь все русскоязычные выходцы из бывшего СССР, - говорит Елена Быстрова. - Страна, по сравнению с Россией, приятно удивляет тем, что даже для иностранцев здесь нет никаких административных ограничений для открытия собственного бизнеса в Чехии. Единственное, пожалуй, что может помешать рискнуть на ниве предпринимательства - наличие судимости. В этом случае, если власти сочтут нужным, они могут поставить перед бизнесом человека, имеющего судимость на исторической родине, красный свет. - Все это так, - продолжает мысль супруги и партнера по бизнесу Андрей Быстров, - весь процесс регистрации нашей рекламной фирмы в виде общества с ограниченной ответственностью занял у нас в этой стране примерно двенадцать дней. Тут нам немного "подфартило" в том смысле, что рекламный бизнес, как и деятельность средств массовой информации не требует в Чехии лицензирования. Однако если ты намереваешься открыть, скажем, производственную или фармацевтическую фирму, то тогда с тебя могут потребовать не только лицензию, но и документ о соответствующем образовании, подтверждающий, что ты профессионально разбираешься в вопросе, которым намерен заниматься. Обойти этот пункт не то, чтобы легко, но можно, наняв профессионального управленца.

- Создание бизнеса в Чехии носит не как у нас - разрешительный, а уведомительный характер, - снова берет на себя инициативу нашей беседы Елена. Так, та же лицензия, если все необходимые документы в полном порядке, оформляется в простом заявительным порядком. На это уходит максимум еще одна - две недели. Причем дожидаться, когда государство соизволить тебе ее оформить, вовсе необязательно. Работать можно начинать с того самого дня, когда в государственные органы подана заявка на получение лицензии. Правильно оформляешь документы, все делаешь во время, выполняешь требования законодательства, и никаких проблем у тебя с властью в этой стране не будет. Все сделано так, чтобы максимально не отвлекать человека от его основного занятия - создавать продукцию или предоставлять услуги.

- Наших коллег в России, когда мы встречаемся с ними, перезваниваемся или общаемся посредством Интернета, всегда интересует, вопрос о том, сколько наше предприятие отдает государству, в данном случае - чешскому, и сколько оставляет себе, - вновь вступает в разговор супруга Андрея. Так вот, наша фирма отдает государству примерно треть своих доходов, причем самым большим отчислением является НДС. Честно можем заявить, что никакими обременительными проверками государство нас не мучает. Все проверки проходят раз в полгода и в качестве контролеров деятельности нашей фирмы чаще всего выступают представители налоговой инспекции и службы занятости. Заметим, что приход чиновников их государственной службы занятости интересен, прежде всего, нам самим. Ведь за каждое созданное рабочее место бизнес в Чехии получает солидные дотации.

- Давление государства мы совершенно не чувствуем, - утверждает Наталья. - При этом чехи такую ситуацию воспринимают порой болезненно и кричать, что их бизнес душат. Но мы сравниваем ситуацию здесь с тем, что видели когда-то в России и подобные эмоции не воспринимаем всерьез.

Как считают Андрей и Елена, варианты для фирм спрятать свои деньги в оффшорах, как это делает или мечтает делать в России, чуть ли не каждый третий предприниматель, в Чехии вряд ли пройдет. Вся основная информация, включая данные о собственниках той или иной фирмы, опубликована в Интернет, где ее публикует Министерство Юстиции. Проблемы предпринимателей, в том числе и иностранных, которых не пускают, может быть только в сферу энергетики, лежит в области конкуренции, которая является здесь очень жесткой из-за многообразия предложений почти в любой сфере. Так, приезжающие в Чехию бизнесмены стараются поначалу открывать здесь русские рестораны, но они почти все разоряются, уступая место новым желающим попытать счастья, которые тоже, скорее всего, разорятся.

Кстати, сами чехи особенно сильно не горят заняться своим делом и предпочитают устраиваться на высокооплачиваемую работу в какую-нибудь преуспевающую иностранную фирму. Промежуточный вариант, когда они имеют какой-нибудь небольшой бизнес и при этом работают где-нибудь еще.

В целом, по нашему опыту, бизнес эмиграция в Чехию реальна для каждого россиянина.

P.S. Вот примерные данные о затратах на организацию рекламной фирмы, которые любезно предоставили нам Андрей и Елена:
1. регистрация фирмы (эксклюзив) - 84900 крон
2. визовые документы 8990 крон *3 учредителей
3. страховки 3000 крон *3
4. Переезд 40000 крон
5. Годовая аренда 2-х комнатной квартиры 17000 крон*6 + 34000 крон залог и услуги
6. Аренда офиса в месяц 15000 - 20000 крон (50 м2)
7. Питание в месяц на троих человек 15000 крон * 6мес
8/ Подготовка договоров, консультации юристов, постановка бухгалтерии 20000 крон
9.Оборудование офиса 15000 крон.

Примечание: По состоянию на 22.10.2008 года 1 евро = 25 кронам.

 


В избранное