Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта тюркологические публикации


Информационный Канал Subscribe.Ru


Untitled Document
№2 [4 февраля 2003 года]
Новости сайта
"Тюркологические публикации"
http://turkolog.narod.ru
В номере
# Предисловие
# Новости
# Статьи
# Послесловие
Наши проекты

1) "Тюркологические публикации"
2) Миноритарные языки Европы

Объявление

Помимо предлагаемых на нашем сайте книг, мы выполняем заказы по поиску, сканированию, ксерокопированию и переплету редких книг тюркологического профиля из специализированных крымских библиотек. См. полный список...

Подписка
Если Вам понравилась наша рассылка, если вы хотите порекомендовать ее Вашим сотрудникам, друзьям и знакомым - пошлите им этот выпуск или подпишите их в форме:



# Предисловие

Уважаемые подписчики!

К сожалению, январский выпуск не вышел (по уважительным причинам), но я рад сообщить вам, что

во-первых, теперь сайт обновляется каждую неделю по понедельникам;

во-вторых, наша тематика расширилась, и в электронном магазине вы можете найти около 50-ти книг;

в-третьих, на сайте доступно в свободном доступе более 70 статей о караимах, крымчаках, ногайцах, кумыках, крымских татарах и 2 общетюркские статьи в разделе "Библиотека".

Надеюсь, наша рассылка будет полезна вам.

# Новости

Представляю вам наше февральское обновление:

  1. Русско-азербайджанский словарь

    Русско-азербайджанский словарь. / Под ред. А. Г. Оруджева. - издание второе, дополненное и переработанное. - Баку, 1955. - 470 с.

    Объем словаря - 18 000 слов.

    Настоящее второе издание краткого "Русско-азербайджанского словаря" рассчитано на перевод текстов средней трудности. В книгу включены только наиболее употребительные специальные термины. При подготовке словаря особенно большое внимание обращено на грамматическую характеристику слов (управление глаголов и т. д.) и вообще на его лексикографическое оформление. В конце словаря дан список географических названий. Сейчас данный словарь представляет собой библиографическую редкость и, помимо прочего, интересен для вдумчивого читателя тем, что фиксирует состояние языка полувековой давности.


  2. Краткий русско-татарский словарь (крымское наречие) под редакцией Исмаила Гаспринского

    Краткий русско-татарский словарь. Крымское наречие./Под. ред. И. М. Гаспринского. - воспроизведение словаря из иллюстрированного путеводителя по Крыму 1904 года. - Симферополь, 2003. - 44 с.

    Данный словарь, впервые изданный в 1904 году, ценен тем, что стал одной из первых попыткой орфографирования крымскотатарского произношения кириллическим письмом. В словаре, созданном авторским коллективом в лице известных ученых того времени (А. Л. Бертье-Делагарда, С. М. Танатара, Р. А. Пренделя) и под редакцией Исмаила Гаспринского, представлена лексика преимущественно южнобережного диалекта того времени, заметно отличающаяся от норм современного литературного языка крымских татар. В середине XIX-начале XX вв. было издано несколько подобных словарей (принадлежащих перу разных авторов), однако ни один из них до настоящего времени не переиздавался. Ознакомление с этим литературным памятником поможет заинтересованному читателю оценить потери и приобретения крымскотатарского языка за минувший век.


  3. Ахмет-ахай и другие удивительные истории

    Поляков В. Е. Ахмет-ахай и другие удивительные истории. - Симферополь, 2000. - 36 с., ил.

    Знакомьтесь: Ахмет-ахай - фольклорный герой крымскотатарского народа. Старшим братом Ахмет-ахая по праву считается всемирно известный Ходжа-Насреддин. Только родина "возмутителя спокойствия" - благородная Бухара, а место действия - весь исламский мир. Песни и шутки Ходжи-Насреддина звучали в Багдаде и Стамбуле, Тегеране и Бахчисарае, Дамаске и Трапезунде. Ареал действия Ахмет-ахая несравнимо скромнее: Крым и только Крым! Образ Ахмет-ахая, бывшего старостой в Буюк-Озенбаше, перерос уровень горной деревеньки и стал поистине собирательным образом крымскотатарского остроумия и находчивости; это, если можно продолжить аналогию, крымскотатарский Козьма Прутков, который с глубокомысленным видом высказывает прописные истины и с лукавством подтрунивает над собой, своим народом и многочисленными стереотипами, на которых строится наша жизнь. Подлинные истории, происходящие с Ахмет-ахаем, всегда актуальны и соответствуют духу времени. Такими они представлены и в книге крымского краеведа Владимира Полякова - здесь собраны удивительные истории с участием Ахмет-ахая за последние 70-80 лет: начиная с тех времен, когда Ахмет Озенбашлы вместе с другими крымскими татарами подвергся коллективизации и, заканчивая нашими днями, когда он устроился работать школьным плотником. Приключения Ахмет-ахая, носящие анекдотический характер, принесли крымским татарам славу остроумных и неунывающих людей.


  4. Очерки по истории крымских караимов-тюрков

    Лебедева Э. И. Очерки по истории крымских караимов-тюрков. - Симферополь, 2000. - 116 с., ил.

    Предлагаемые работы, объединенные названием "Очерки истории крымских караимов-тюрков", основаны на архивных материалах, что существенно отличает их от трудов предшествующих авторов. Работа "Из истории быта крымских караимов" знакомит с законодательными актами, касающимися российско-поданных караимов, их правами и привилегиями, условиями быта, занятиями до и после присоединения Крыма к России, успехами в области кожевенного производства, садоводства, виноградарства, табаководства, коневодства, торговли. Особое внимание уделяется караимским женщинам, их роли в военное и мирное время, положению в семье, условиям заключения и расторжения браков, повышению образовательного и культурного уровней караимов, в частности, приобщению женщин к общественной жизни. Работа "Загадка вашего имени" является своеобразным справочником по караимским фамилиям, где, наверное, собрано почти всё, что можно было отыскать по надгробным надписям и метрическим книгам Таврического и Одесского Караимских Духовных Правлений, куда было принято записывать всех караимов, родившихся не только в Крыму или Российской Империи (с конца XVIII века все караимы проживали в одном государстве), но и за рубежом. В работе даются переводы и толкования караимских имен и фамилий, история их возникновения, сопоставление с фамилиями тюркских и славянских народов. Многочисленные иллюстрации помогут составить целостное впечатление о культуре караимского народа.


  5. Пример для потомства

    Лебедева Э. И. Пример для потомства. - Симферополь, 2002. - 108 с., ил.

    Книга охватывает период Крымской войны 1853-1856 годов и послевоенной истории Крыма, но говорится в ней не о военных действиях, а о крымских караимах, которым довелось жить в это тяжелое время. Так как Евпатория в то время была духовной столицей караимов, в книге большое внимание уделяется городскому голове Евпатории и караимскому гахаму Самуилу Моисеевичу Пампулову и его многочисленным помощникам и последователям. Кроме того, много сказано в книге о московских караимах, чья активная социальная деятельность оказала большое влияние на развитие Российской Империи. Книга ориентирована на вдумчивого читателя, которому не безразлична историческая судьба крымских караимов.


# Статьи

Мечети Крыма


"1740-е годы были временем ожесточенного гонения на ислам...В Казанской губернии к июню 1744 года из 536 мечетей было разрушено 418; от полного уничтожения мечетей воздержались потому, что слух об этом мог дойти до мусульманских стран и вызвать там разрушение церквей."
Бартольд В.В., т.IX, с.409-410

Мечети Крыма, как позднее показало время, ожидала та же участь. В течение нескольких веков с распространением и Крыму исламского вероучения происходил исторический процесс объединения различных этноконфессиоиальных групп, населявших полуостров, в крымскотатарский народ. Построенные а, XIII-XVIII вв. мусульманские культовые сооружения (мечети, медресе, теккие, дюрбе) в качестве архитектурных памятников прошлого являются частью нашего культурного наследия. На востоке мечети наряду с дворцами и городскими укреплениями являлись основными градообразующими элементами и различались по своим функциям и размерам. Обычно строилось несколько соборных мечетей, где проходила общегородская пятничная молитва, и десятки малых квартальных для удобства совершения пяти намазов, обязательных для мусульман. Квартальные мечети были настоящими мужскими клубами. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально-эстетические положения ислама. Каждый пришелец прежде чём пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем, как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем требованиям местной духовной и светской власти. Мусульманские культовые сооружения являлись архитектурными символами веры, именно их строительством восточные правители и знать стремились увековечить свое имя. Потому-то в Крыму было немало мечетей, наглядно представлявших эпоху средневековья, насыщенную важными историческими событиями, доносивших из глубины веков имена сельджукских, османских, мамлюкских султанов,золотоордынских и крымских ханов. Они воплощали в себе культурные, политические и экономические связи полуострова с различными регионами исламского мира. Показателен, например, целый ряд имен и событий в истории, связанных со строительством мусульманских молитвенных зданий. Одно из первых упоминаний в письменных источниках о строительстве мечети в Крыму относится к 1222 году. В период правления султана Ала.эд-дина Кеи-Кубада (1219-37) Румский султан в Малой Азии достиг апогея своего могущества. По повелению султана сельджукские войска под предводительством Хюсам эд-дина Чобан-бея высадились в Крыму, отвоевали у кипчаков город Судак, построили мечеть. Осман Акчокраклы особо отмечал, что за многовековую историю своего существования она неоднократно перестраивалась, изменялось ее предназначение. В 1423 г. генуэзские миссионеры превратили мечеть в католический храм" турки с 1475 г. снова в мечеть, а с 1783 г в крепости располагался российский гарнизон. В 1262 г. ханом Золотой Орды Берке и мамлюкским султаном Бейбарсом (кипчак, выходец из Крыма, умер в 1277 г.) был заключен военно-политический союз. Длительное время дипломатические отношения между обоими государствами осуществлялись через Крым. С целью укрепления авторитета ислама на полуострове по повелению султана Калауна (1279-90)в г. Крым была построена мечеть. Получившая в народе название "мечеть Бейбарса". Мамлюкский период (1250- 1517) считается вершиной средневекового зодчества Египта. Султаны и вельможи состязались в строительстве великолепных дворцов, мечетей, медресе, госпиталей - маристанов. Этот блестящий период начался с возведения в 1285 г. огромного архитектурного ансамбля, куда вошли мечеть-медресе, маристан и мавзолей султана Калауна. Два года спустя, в 1287 г., как сообщают средневековые арабские историки Ибн ал-Форати, Ал-Макризи"... отправлено множество разных припасов для мечети, которая строилась в Крыму (Солгат) ценою в 2000 динаров". К сожалению, мечеть не сохранилась до наших дней, но даже руины показывают монументальность построенного некогда сооружения. В связи с провозглашением ислама государственной Золотой Орды в 1314г. по приказу хана Узбека в г. Крым была построена мечеть, которая чудом сохранилась до наших дней. В Центральном Государственном Архиве Автономной Республики Крым сохранилась копия телеграммы, направленной директором Бахчисарайского музея У. Боданинским в Крым. ЦИК, Крымнаркомпрос и Краснокрымский горсовет 27 апреля 1932 г. "Постановлением Крым ЦИКа начинают сносить древний памятник- мечеть Узбека, где находится музейное хранилище памятников татарской старины. Просим отменить это постановление". Самая большая в Крыму мечеть, сооруженная в честь султана Селима в г. Кефе (Феодосия), творение знаменитого турецкого зодчего Ходжа Синана разобрана в 1833 году, а построенная им же в г. Кезлев (Евпатория) Хан-Джами длительное время использовалась в качестве музея атеизма. Новые торговые, ремесленные центры полуострова XVI - XVIII вв. Бахчисарай, Кезлев, Карасувбазар, Ор активно застраивались общественными и культовыми сооружениями при поддержке и покровительстве крымских ханов, что в советский период нашей истории послужило одним из поводов к их уничтожению. К примеру, в Бахчисарае, по описанию турецкого путешественника Эвлия Челеби, в 1666 году насчитывалось 24 мечети, а в 1786 году - 38, ныне же сохранилось лишь 8. Причем две из них действующие, одна на реставрации, а остальные пять молитвенных зданий используются под кухню интерната, жилой дом, кинотеатр "СТАРТ", колбасный цех, общество инвалидов. Карасувбазар (Белогорск) в 1666 году располагал 28-ю мечетями, в 786 г.- 21.В 20-е годы к памятникам архитектуры, охраняемым законом и государством, Народным Комиссариатом просвещения Крымской АССР были отнесены здания двух караван-сараев XVII в., двух бань -"Буюк хаммам", а также трех мечетей-"Хан Джами", "Шор Джами", "Буюк Джами". Ныне в Карасувбазаре не существует ни одного памятника средневековой архитектуры. В городе Кезлев в XVII веке находились здания 26 мечетей, в 1786году-21,ныне сохранилось только три. Вполне объяснимо преступное отношение колониальной, а затем советской администраций к памятникам материальной культуры одного из коренных народов Крыма.

Для чиновников мусульманские культовые сооружения являлись наследием чужого им народа, вследствие чего не представляли никакой ценности. Итак, общее количество мечетей сооруженных за пять с половиной столетий в 6 городах и в 1474 деревнях Крыма к 1786 году составило свыше 1600. Вероятно такое же число их сохранилось к 1805 году, когда без учета Ялтинского уезда насчитывалось 1556 культовых зданий. Но полвека спустя, уже к началу колониальной войны, когда в Крыму "передрались" самые могущественные государства Европы (1853-56гг.), количество мечетей сократилось до 1492. В 1859 году с Северного Кавказа началось мощное эмиграционное движение в приделы Османской империи сотен тысяч горцев, потерпевших поражение в длительной войне с Российской империей и не желавших остаться покоренными на завоеванной порабощенной родине. В 1860-62 годах около двухсот тысяч крымских татар, спасаясь от чиновничьего и помещичьего произвола, так же эмигрировало в балканские и малоазиатские владения Оттоманской Порты. Целенаправленная политическая акция царского режима обернулась национальной трагедией для крымских татар. К.Ханацкии в "Памятной книге Таврической губернии" (1867г.) показал масштабы этой трагедии: "... в Перекопском уезде татарами оставлено 278 аулов или деревень и выселилось 41331 душ. Занято новыми поселенцами 34 колонии, остальные 244 остаются в развалинах. В Симферопольском уезде выселилось татар за границу 17459 душ из 146 деревень и аулов, из которых опустели и остались в развалинах 18, остальные 126 остаются под прежними названиями, так как не все татары из них вышли за границу... В Феодосийском уезде эмиграция татар происходила из 67 деревень, из которых 14 совершенно опустели... Из Евпаторийского уезда выселилось татар за границу 80434 душ и размещавшихся в 196 деревнях, из которых совершенно опустело 39. Таким образом, эмиграция татар в Таврической губернии происходила из 784 татарских деревень или аулов, из которых 330 остаются в развалинах, а остальные заняты новыми переселенцами..." В связи со значительным сокращением населения, и запустением деревень, на полуострове к 1864 году сохранилось от разрушения лишь 803 мечети, а четверть века спустя, а 1890 году, еще меньше - 737. На этом же уровне число мечетей оставалось до 1914 года, тогда как после окончаний.

Первой мировой и гражданской войн их было уже 632 (100 мечетей всего за 6 лет!). Таким образом одним из итогов российской, колониальной политики в Крыму (1783 - 1917г ) стало уничтожение около тысячи мусульманских культовых сооружений. С установлением Советской власти и принятием декрета об отделении церкви от государства мечети были переданы мусульманским общинам. Контроль за деятельностью религиозных организаций и обществ осуществляла Комиссия по вопросам культа при Крым. ЦИКе и НКВД. Однако в 30-е годы с нагнетанием атеистической пропаганды и гонениями на священнослужителей мусульманские молитвенные здания, в основном под предлогом их неудовлетворительного санитарно-технического состояния закрывались, обветшавшие постройки разрушались, а оставшиеся передавались колхозам под склады, клубы, школы, избы-читальни и т. д. В следующем 1938 году и эти 23 мечети были закрыты, а 1944 года вплоть до конца восьмидесятых наступает период, когда по возможности уничтожаются все, что могло напоминать о народе Крыма, кладбища, культовые сооружения, деревни, топонимика и т. д.

Ибраим Абдуллаев

# Послесловие

Если вы хотите участвовать в развитии нашей рассылки - вы можете присылать интересные материалы, темы, и ставить меня в известность, что бы вы хотели узнать из наших выпусков.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное