Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта тюркологические публикации


Информационный Канал Subscribe.Ru


№1 [4 декабря 2002 года]
Новости сайта
"Тюркологические публикации"
http://turkolog.narod.ru
В номере
# Предисловие
# Новости
# Статьи
# Послесловие
Наши проекты

"Тюркологические публикации"
Миноритарные языки Европы

Объявления

Сейчас ведется набор ссылок в раздел "Наши друзья". Принимаются любые адреса схожей тематики.

Предложение авторам: Если вы хотите публиковаться, если вы хотите, чтобы ваше имя стало более известным, а ваш сайт - более посещаемым - присылайте ваши статьи о лингвистике, по истории и культуре тюркских народов и на другие темы, имеющие отношение к тюркологии, редактору раздела.

Подписка
Если Вам понравилась наша рассылка, если вы хотите порекомендовать ее Вашим сотрудникам, друзьям и знакомым - пошлите им этот выпуск или подпишите их в форме:



# Предисловие

Здравствуйте. Рад приветствовать вас. Это первый номер обозрения, на который вы подписались со страниц моего сайта http://turkolog.narod.ru, и я надеюсь, что вам будет полезна представленная в нем информация. В дальнейшем я намереваюсь сделать это приложение к сайту более регулярным и надеюсь через два месяца сделать его еженедельным. Все свои замечания и предложения просьба направлять по адресу cozerog@poluostrov.net. Спасибо, Максим.

# Новости

На сайте появились 1 книга и 2 сборника статей о караимах и крымчаках, представленных бесплатно в электронном виде.

Книга путешествий Эвлии Челеби

Книга путешествий Эвлии Челеби. Походы с татарами и путешествия (1641-1667 гг.). – Симферополь: Таврия, 1996. – 240 с., ил., твердый переплет. Сочинение турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби.

Сборник статей о караимах

Сборник из 15 статей, представляется в 2-х вариантах: электронном и печатном (готовится к выходу). Первая статья из сборника сегодня публикуется в рассылке.

Сборник статей о крымчаках

Сборник из 12 статей, представляется в 2-х вариантах: электронном и печатном (готовится к выходу).

# Статьи

Со времени присоединения Крыма к России список публикаций о караимах составил около трех тысяч. Это неудивительно, так как этот реликтовый народ возник в одной из немногих точек в мире, где тесно соприкасались этносы, религии и культуры сразу трех континентов — Азии, Европы и Африки. Но нас, караимов, всегда удивляло, что пишет о нас кто угодно, но не спрашивая при этом, что же думает и что знает народ о себе самом.

Апофеозом стала прошедшая три года назад конференция ЮНЕСКО, где из тысяч малых народов мира были выбраны в качестве объекта исследования именно караимы. Однако их представителей на это мероприятие даже не пригласили. У пишущих о караимах, как правило, или недостаточно информации, или наблюдается предвзятость. Вместо того, чтобы решать сложные вопросы, они запутывают самые простые. Большинство из них не знает или умышленно забывает, что есть караимы-тюрки, караимы-евреи, караимы-русские, караимы-греки, караимы-арабы, караимы-абиссинцы (халаши), до революции в России были даже караимы-казаки. Различаем же мы русских, болгар, коптов и прочих, хотя по вероисповеданию все они — христиане.

Автор одной из статей о караимах в «Независимой газете» изложил религиозную версию их происхождения в несколько карикатурном виде, характеризуя с помощью примера караимское учение. В действительности караимская религия — одно из наиболее демократичных и свободолюбивых учений, облегчающих жизнь людей, развивающих духовные свойства личности и высокоморальные критерии поведения. Караимы признают Ветхий Завет с его десятью заповедями,считают пророками Моисея, Иисуса Христа и Магомета. Католическая Церковь находит караимскую веру близкой к учению Магомета, а православная — уподобляет ее вере первохристиан. Наиболее полно постулаты караимизма сформулировал высокообразованный богослов VIII века Анан. Он верил в бессмертие души и в то, что ее судьба зависит от поведения человека в его земной ипостаси; полагается на личную ответственность человека и необходимость постоянного морального и духовного самосовершенствования; отрицал авторитет и роль духовенства как посредника между Богом и людьми; не признавал ни Талмуда, чем вызвал враждебность раввинов, ни значения внешних обрядов и таинств, считая, подобно Христу, что «суббота для человека, а не человек для субботы; посему сын человеческий есть господин и субботы». Анана можно считать предвестником многих христианских реформаторов. Учение протестантов, возникшее в XVI веке, близко к учению Анана. Они являются сторонниками либерализма и свободы мышления вне духовной иерархии. Караимов часто называли ананитами. Последний гахан караимов Серайя Шапшал, излагая суть караимского учения в труде «Адамоглу» («Сын человеческий»), писал: «Человек не вечен на земле, а поэтому не должен привязываться к земным благам, копить добро и полагаться на свое благосостояние и богатство. Вместо этого человек должен помогать ближнему и делать добро, делиться с бедняком, ибо богатство он не возьмет с собой на тот свет, а добрые деяния всегда останутся за ним, и он за них получит награду от Бога».

Теперь об этническом происхождении караимского народа. Караимы, живущие в России, Крыму и Литве, всегда считали себя потомками хазар. Отнесение крымских караимов к тюркским народам, что явилось результатом антропологических и лингвистических исследований, также не вызывает сомнения в отечественной и высокообразованный науке. Но коснуться этого вопроса небезынтересно. Хазарский каганат не исчез бесследно, часть хазар вернулась, в Крым, где раньше жили их соплеменники. Среди местных надгробий с надписями на древнеарамейском языке часто встречаются уже с III века н.э. чисто тюркские имена, которые принадлежали людям, принявшим библейскую религию: Бахши, Тохтамыш, Мамук, Айтолы, Севергелин, Ялпачик, Хатун, Бичеке и др. Это свидетельствует о том, что тюрки появились в Крыму гораздо раньше, чем считалось прежде. Наиболее древние могилы Великой степи мы встречаем на караимских кладбищах начиная с 240 года. Хазары появились в Прикаспии и на Итиле (Волге) после распада государства Тюрк, 1450-летие которого (акт дипломатического признания Китаем государства Тюрк) было отпраздновано в феврале 1996 года. Вместе с тем тюркский язык известен с V — Ш тысячелетий до н.э. Считается, что тюрки имели две прародины: районы Тигра и Евфрата и Алтай. Караимы (караи, караиты, кереиты) считают своей прародиной Алтай, говорили они на джагатайском (чагылтайском) диалекте тюркскогоязыка. Характерно, что фамилия Серайя Шапшала происходит от названия одного из горных хребтов Алтая. Каган Хазарского царства Булан устроил своеобразный конкурс религий и выбрал библеизм, базирующийся на ранних формах иудаизма, прежде всего на Ветхом Завете. Отсюда пошли все древнебиблейские имена караимов-тюрков с кличками и наименованием родов, семейств и профессий на тюркском языке. Характерно, что киргизы имели библейские не тюркские имена, а также общие с караимами фамилии, орнаменты, суеверия и т.д. Тесная связь между этими народами неоспорима. Караимы покинули Алтай много веков назад, но сохраняют имена, связанные с историей своих предков-караитов. Например, Абике — принцесса караитов, которую Чингисхан взял себе в жены, Алинак - начальник караитского рода, Джамука - предводитель племени джаджират, союзного караитам. Койчу-хан, Кушлю-хан и многие другие имена до настоящего времени сохранились у караимов-тюрков в виде фамилий. Караимы при рождении получали древнебиблейские имена,как у евреев, что впоследствии приводило к путанице этнического характера. Царское правительство на основе проведенных исследований внесло в Свод законов Российской империи (XI том) этноним «Караимы». Последующие исследования подтвердили правильность выводов ученых. Серьезное испытание ждало караимов во время второй мировой войны. Расовое бюро Германии с немецкой педантичностью исследовало расовую принадлежность литовских караимов по всей системе гомологических рядов (рост, наибольшая ширина головы, головной указатель, ширина лица, форма глазной щели, процент брюнетов, смуглость кожи, группа крови) и подтвердило их принадлежность к тюркам. Вся переписка гестапо с гаханом караимов Серайя Шапшалом по этому вопросу хранится в архиве Литовской академии наук. В заключение немцы произвели следственную экспертизу: пригласили трех раввинов и попросили их прочесть караимскую библию, написанную квадратным древнееврейским шрифтом. Раввины прочли, но перевести не смогли.

Обычаи также характеризуют караимов как народ тюркского происхождения: избрание нового кагана, когда его сажают на белый войлок, погребальная тризна айаг-ичмек (пить из кубка), обычай эт-аши (мясное кушанье),киюв-ат-кошу (скачки с призами), правило спешиваться у могил правителей и др. Караимы как этнос исчезают. Проведенный анализ показал болеее десятка причин, по которым их численность постоянно сокращалась. Демографический состав караимов и условия их жизни таковы, что восстановить численность до безопасного уровня уже невозможно. Стремясь оставить память в своем народе, караимы начали издавать Караимскую народную энциклопедию в 10 томах, первый из которых вышел в 1995 году. Спонсировал издание академик РАЕН Михаил Сарач, живущий во Франции. Часть источников и материальных объектов по истории караимов меджума (истории семейств), фармакология (рецепты с использованием степных и крымских трав), оружие (двурогая металлическая пика с заострением развилки), каменные ядра для обороны и т.п. - утеряна безвозвратно.

В тоже время историки и археологи имеют обширный "удел"), для дальнейших исследований. Пока недостаточно сведений о «хазарской Атлантиде» Кaспийского моря, где многие города исчезли под водой. Бурение трех скважин 13 предполагаемом месте расположения главного города Хазарии - Итиля дало положительные результаты: под пятиметровым слоем ила обнаружены культурный слой и остатки каменных стен. Не изучена взаимосвязь народов, живущих на данной территории в настоящее время, с останками в захоронениях. Генетическое исследование молекул ДНК в трубчатых костях и крови нынешнего населения позволит ответить на вопросы о расселении племен. Имеется предположение, требующее проверки, что родители матери Петра І происходили из Крыма, из караимской знати. Чем объяснить исключительно хорошее отношение императорской фамилии к караимам, когда Николай II, приезжая в Крым, останавливался в основном у караимов? Кто из караимов подарил графине Воронцовой кольцо с сердоликом и караимскими надписями, которое она преподнесла в дар Пушкину как талисман? Caмим караимам ясно, какую религию они исповедуют и к какому этносу принадлежат, однако дискуссия по этим темам была полезна и интересна, а неизученные вопросы требуют дальнейшего исследования.

Михаил КАЗАС, президент Караимского общества Москвы.

# Послесловие

Если вы хотите участвовать в развитии нашей рассылки - вы можете присылать интересные материалы, темы, и ставить меня в известность, что бы вы хотели узнать из наших выпусков.

Предложение авторам: Если вы хотите публиковаться, если вы хотите, чтобы ваше имя стало более известным, а ваш сайт - более посещаемым - присылайте мне ваши статьи о лингвистике, по истории и культуре тюркских народов и на другие темы, имеющие отношение к тюркологии.

На этом выпуск заканчивается. В следующем номере обещаю - будут не менее интересные новости и статьи.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное