Вопрос № 110523: Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.
1. В 1997 году на курсах повышения квалификации у нас прошли переподготовку 51 челов...
Вопрос № 110.523
Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.
1. В 1997 году на курсах повышения квалификации у нас прошли переподготовку 51 человек.
2. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок.
3. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.
Вот два примера, которые я смогла сделать, проверьте их правильность
4. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженые мукой.
Прилагательные, употребленные после количественно-именного сочетания, могут варьировать свои формы:
Поздно вечером к складу подкатили два грузовика, груженые мукой.
5. Студент или студентка должна прийти за справкой?
Координация - согласование подлежащего и сказуемого (в нашем случае - в числе).
Студент или студентка должны прийти за справкой?
Отвечает: Ирина Анатольевна
Здравствуйте, Кравченко Анна Александровна!
Ваши предложения связаны в основном с синтаксическими нормами русского языка.
Первое, на что нужно обратить внимание, это употребление сказуемого при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием. Основное правило говорит о том, что сказуемое при таких сочетаниях может ставится как в единственном, так и во множественном числе. Однако если сказуемое ставится в единственном числе, то предметы мыслятся как неделимое целое, действующее вместе, если сказуемое ставится во множественном числе, то предметы воспринимаются как разрозненные, действующие каждый самостоятельно.
4. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженые мукой. – Два грузовика действуют вместе, согласованно, а не сначала один, а спустя некоторое время другой.
В этом правиле есть целый ряд исключений. В частности к исключениям относится пример первый («В 1997 году на курсах повышения квалификации у нас прошли переподготовку 51 человек»). Если в количественно-именном сочетании сложное числительное оканчивается на «один», сказуемое ставится в форму единственного числа: В 1997 году на курсах повышения квалификации у нас прошёл переподготовку 51 человек.
В предложении 2 представлено правило согласования подлежащего и сказуемого, определяемого слова и определения, если в качестве подлежащего выступает наименование лица женского пола по профессии или занимаемой должности (корректор Иванова, врач Петрова, адвокат Сидорова и т.п.). Определение согласуется с таким подлежащим по форме (внимательный корректор Иванова, опытный врач Петрова, известный адвокат Сидорова и т.п.), а сказуемое – по смыслу (корректор Иванова нашла ошибки, врач Иванова вела прием, адвокат Сидорова
защищала Смирнова). Таким образом, предложение должно звучать так:
Корректор Иванова нашла в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок.
Предложение 3 связано с соблюдением грамматических и синтаксических норм. Род составных существительных определяется по главному слову, в котором заключается основное лексическое значение всего составного наименования, а не его дополнительная характеристика. В именном сочетании ВЫСТАВКА-ПРОСМОТР главным словом является слово ВЫСТАВКА, а лексема ПРОСМОТР является приложением к нему, поэтому всё сочетание относится к женскому роду, сказуемое должно употребляться тоже в форме женского рода:
Выставка-просмотр эскизов монумента открыта ежедневно, кроме понедельника.
Предложение 5 Вы откорректировали верно. Студент и студентка в разделительной конструкции мыслятся как самостоятельные лица, независимые друг от друга.
--------- Пусть солнце улыбается в Ваших глазах!
Ответ отправила: Ирина Анатольевна (статус: Студент)
Ответ отправлен: 23.11.2007, 07:27 Оценка за ответ: 5 Комментарий оценки: Очень подробно все написано, спасибо.