Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иностранный язык без стресса

  Все выпуски  

Психология изучения иностранного языка Дети-билингвы


Здравствуйте, дорогие подписчики!

С Вами Елена Шипилова, автор рассылки "Психология изучения иностранного языка". Сегодня поговорим о детях-билингвах.

Может ли в семье вырасти двуязычный ребенок? Возможные варианты: дети от смешанных браков, где мать и отец говорят с ребенком на разных языках, например, отец общается на английском, а мать - на французском. Или это дети из семей иммигрантов, например, мать и отец – русские, но живут в Германии (Греции, Чехии и пр.), родители ребенка в обществе разговаривают на языке страны, в которой проживают, а в семье между собой – на русском. Получается, для ребенка оба языка будут родные. Таких детей называют билингвами. Билингвизм, по определению У. Вайнраха - это владение двумя языками и попеременное их использование в зависимости от условий речевого общения.

До сих пор существует масса домыслов и мифов, – каким образом билингвизм влияет на развитие ребенка. Будет ли он сразу говорить на двух языках свободно? Или же толком не выучит ни тот ни другой и будет говорить ужасно на обоих? Возникнет ли проблема смешения языков?

Сначала ученые считали, что билингвизм тормозит речевое (впрочем, как и интеллектуальное в целом) развитие. На самом деле, часто билингвы начинают разговаривать немного позже, чем их ровесники. Также малыши могут говорить на своей собственной смеси языков – одни слова из одного языка, другие из второго (как им интереснее или как легче произнести). Это нормально. Как считают психологи, что ребенок-билингв думает как раз на том языке, на котором и говорит в этот момент. После 4-5 лет этот период проходит, и маленький человек осваивает оба языка, уже их разделяя.

Впоследствии ученые установили, что все же билингвизм положительно влияет на развитие ребенка - креативности, памяти, аналитических способностей, гибкости ума. У таких детей больший словарный запас. Им легче дается усвоение последующих языков. Помимо того, у детей-билингвов лучше развиты навыки общения - они лучше ориентируются в категориях грубость-вежливость, правда-ложь и определяют излишнюю информацию лучше, чем их «одноязычные» сверстники. "Результаты нашего исследования свидетельствуют в пользу гипотезы о том, что использование ребенком более одного языка в процессе воспитания усиливает его металингвистические способности, а билингвизм дает детям преимущество в общении, помогая им лучше оценивать коммуникативные реакции", - сообщают Майкл Сигал и его коллеги из Университета Шеффилда.

Тем не менее, успехи в развитии ребенка-билингва определяются в том числе и социальным окружением, в котором он находится. Так, дети из бедных эмигрантских семей, проживающих в неблагополучных районах США и Западной Европы, разумеется, отстают от коренных жителей.

 

До встречи!


В избранное