Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иностранный язык без стресса

  Все выпуски  

Психология изучения иностранного языка О навыках


Здравствуйте, дорогие подписчики!

С Вами Елена Шипилова, автор рассылки "Психология изучения иностранного языка"

Существуют общие принципы формирования навыков и умений. И неважно, изучаете ли вы английский, или учитесь водить машину, печатать «слепым» методом, играть на музыкальном инструменте. Или, например, осваиваете кулинарные тонкости.

Если рассматривать интеллектуальную деятельность в целом, то выделяют навыки общения (коммуникативные навыки), навыки письма, навыки презентации и т. п. В изучении иностранных языков, соответственно, актуальны навыки чтения, перевода (прямого и обратного), аудирования, разговора. Считается, то навыки чтения формируются быстрее и легче, чем умения говорить, письма и аудирования.

На самом деле, чем отличаются навыки от умений? До сих пор не уточнены соотношения между понятиями. И умение, и навык - это способность выполнять то или иное действие. Большинство психологов полагают, что навыки предшествуют умению. Педагоги-практики придерживаются противоположного мнения: навыки – это более совершенная стадия выполнения того или иного действия, чем умения, т.е. умения первичны, а навыки вторичны.

Уровни овладения навыком

Как происходит формирование навыка?

Допустим, вам надо составить рассказ–представление о себе (на изучаемом языке, соответственно):

 0 уровень  Попробуйте рассказать о себе на незнакомом вам языке. Вы не владеете данным действием (нет умения), абсолютно не имеете представления, как это сделать.
 1 уровень Вы уже примерно знаете, как это делать, можете представить речевой образец, выполнить рассказ с чьей-либо помощью.
  2 уровень  Вы можете уже сделать это сами, но еще сомневаетесь, не уверены в своих силах, сверяете с речевым образцом.
 3 уровень  Выполняете задание свободно и обдуманно.  
 4 уровень Навык сформирован. Выполняете задание не задумываясь и без ошибок. Как будто говорите на родном языке.

 

 

Итак, каковы законы формирования навыка:

В изучении языка через какое-то время может наступить момент, когда вам кажется, что уже никакие усилия не приводят к улучшению (эффект плато – о нем уже говорилось ранее).

∙ Чем больше процессов функционирует бессознательно, автоматически, тем более эффективной становится наша деятельность (закон Клапареда). Т.е. чем чаще человек выполняет то или иное действие, тем меньше он его осознает. Например, вы можете спокойно вести машину и одновременно прослушивать аудиокурс. Но это только в том случае, если навык вождения у вас автоматизирован.

∙ Сходные навыки осваиваются легче. Считается, что выучив один язык, можно быстрее выучить другой.

∙ Менять уже закрепившиеся привычки гораздо сложней, чем учиться чему-то новому. Так, например, неправильно усвоенное произношение тяжело ставить заново.

∙ Не секрет, что, если приобретенные навыки не использовать, они идут на убыль. Причем чем сложнее навык, тем быстрее он «улетучивается». То есть, значения слов надолго останутся в памяти, а сложные грамматические конструкции вы забудете достаточно скоро.

∙ Тем не менее, некогда приобретенные навыки восстанавливаются намного быстрей, чем при обучении с «нуля».

 

До встречи!


В избранное