Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Иностранный язык без стресса

  Все выпуски  

Психология изучения иностранного языка Вредные мысли


Здравствуйте, дорогие подписчики!

Каждый из нас оценивает себя, свои поступки или действия окружающих через призму собственных представлений, на одну и ту же ситуацию люди смотрят совершенно по-разному. В психотерапии существует отдельное направление, называемое когнитивной терапией (основатель - Арон Бек). Суть ее в том, что все наши психологические проблемы – это последствия наших неверных, не имеющих общего с реальностью, умозаключений. Каждый из нас постоянно мысленно проговаривает «в уме» любую происходящую ситуацию – что об этом думает, какова причина, что при этом чувствует. Подобные комментарии Бек называл «автоматическими мыслями», которые являются источником наших переживаний и проблем. Проще говоря, как мы воспринимаем мир - такой и он есть и, изменив образ мыслей, можно разрешить проблемы и улучшить качество жизни.

Какие же «вредные» мысли могут препятствовать успешному обучению?

Вот типичные ошибки:

1. Мышление «или-или»: для человека не существует «золотой середины», только крайности - черное-белое, плохое-хорошее, свой-чужой. «Или я буду знать английский в совершенстве, или вообще его просто не стоит учить».

2. Негативные предсказания: будущее представляется исключительно черных красках. «Я ни за что не сдам этот экзамен».

3. Обесценивание позитивного: успехам не придается значения, они воспринимаются как случайные и незаслуженные. «Да, говорят, что у меня хорошее произношение, но в грамматике я полный ноль!»

4. Сверхобобщение: негативные выводы распространятся за пределы единичной (или не столь частой) ситуации. «Я совершенно не умею поддерживать беседу» (поскольку на одной из встреч не удалось поддержать разговор).

5. "Чтение мыслей": приписывание тех или иных мыслей окружающим. «Они думают, что несмотря, что я год занималась английским, на самом деле знаю-то его плохо, позорно говорю».

6. Персонализация: уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих. «Вдруг я не то скажу.… Вот будут меня обсуждать и смеяться!».

Список можно продолжать…

Как избавиться от этого мысленного «токсикоза»? Для начала осознайте свою модель мышления. Внимательно отнеситесь к тому, как и о чем вы говорите или думаете. Подумайте, не допускаете ли вы подобные крайности. Уже само понимание негативной, мешающей установки в сознании дает вам сильный импульс для личностного развития.

Вот несколько простых упражнений.

Напишите в верхней части страницы фразу, которая выражает ваше состояние, когда у вас «все прекрасно» (10 баллов). Внизу запишите слова, которые произносите в самом угнетенном, подавленном состоянии (0 баллов). Попытайтесь заполнить оставшееся место тем, что может соответствовать баллам 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 и 1».

Упражнение «Пятая колонка»

Расчертите лист бумаги на пять колонок.

В первой опишите суть проблемы, например: «Я боюсь спросить дорогу к музею».

Во второй отметьте, какие чувства у вас возникают в этой ситуации (тревога, стыд). Постарайтесь уловить возникающие «автоматические» мысли («Я не умею говорить четко и внятно»).

В третью колонку запишите их.

В четвертой колонке напишите, на основании каких убеждений у вас возникли такие «автоматические мысли». Например, «мне говорили, что у меня нет никаких способностей».

После этого занесите в пятую колонку соображения «против» — краткие и емкие высказывания, которые оспаривают утверждения из четвертой колонки. Например, «Если я и ошибусь, не случится ничего ужасного» или «Я в состоянии объяснить другим, чего хочу». Используйте эти утверждения как опору для нового способа интерпретации проблемной ситуаций. Повторяйте эти фразы про себя, чтобы остановить поток «автоматических мыслей».

До встречи и успехов!

 

 



В избранное