Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Языки народов мира. Новости бюро переводов "Волшебное слово"


Языки народов мира.

Новости бюро переводов «Волшебное Слово»

 

www.volslovo.com

 

Здравствуйте, уважаемый читатель!

 

 

В сегодняшнем выпуске рассылки будет представлена информация на тему –

ЦЫГАНСКИЙ ЯЗЫК.

Но прежде чем говорить о языке, хотелось бы задать вопрос самим себе : « А знаем ли мы вообще кто такие ЦЫГАНЕ?»

 

Согласно сложившемуся стереотипу – это босая нищенка, протягивающая руку за милостыней, или неряшливо одетые женщины с детьми за спиной, которых горожане видят на вокзалах, на рынках, возле соборов и церквей.

 

Но неужели ВСЕ так и есть, как преподносит нам наше воображение?

Неужели ЦЫГАНЕ – это те люди, которых необходимо обходить стороной, те люди, которые не внесли в историю нашей страны, нашу культуру ровным счетом НИЧЕГО?

 

Что бы попытаться разобраться в сути этих вопросов, предлагаю вернуться в историю.

 

Известно, что письменных свидетельств о ранней истории цыган не существует, но наукой установлено, что их язык восходит к санскриту. Цыгане России понимают индийские фильмы без перевода, поскольку имеют с жителями своей прародины треть общей лексики.

 

Одного этого факта достаточно для ответа на вопрос: "Откуда начались странствия кочевого народа?"

 

Примерно установлена и дата, когда предки цыган покинули Индию. Это случилось не позже VI века. Ни для кого не секрет, что восточные семьи многодетны. Рано или поздно возникает ситуация, когда разросшаяся община уже не может прокормиться на родине. Вот тогда-то часть таборов остаётся, а часть начинает искать "неосвоенные территории".

 

Когда кочевники оказались на землях Византии в это государство входили территории нынешних Турции, Болгарии, Греции, и Албании. C XIII века известны посёлки, в которых оседлые цыгане ковали подковы и гвозди.

 

Для нас, однако, интереснее участь людей, откочевавших в 1417 году на Запад, поскольку русские цыгане - их прямые потомки. К своему несчастью, беженцы из гибнущей Византии появились в Западной Европе как раз тогда, когда последняя вступила в полосу затяжного экономического кризиса.

 

В протестантских странах бродяжничество было объявлено преступлением. Не приходится удивляться, что власти всех западноевропейских стран приняли антицыганские законы. Незваные гости были никому не нужны

 

Зато мы знаем, как гонения сказались на национальном характере. Такие черты, как скрытность, деление всего мира на своих и чужих (и ранее присущие цыганам) теперь укоренились окончательно.

 

 

Несмотря на террор, подавляющее большинство таборов с риском для жизни скиталось по странам Западной Европы. Местные языки и обычаи оказывали на них влияние, постепенно стали складываться существующие и по сей день этнические группы.

 

Испанских цыган называют "кале", английских - "романичел", немецких - "синти". Нашлись, однако, и те, которые предпочли искать спасения на востоке. Так появились группы "польска рома", "литоуска рома", "лотфитка рома". К концу XVII века кочевники оказались уже вплотную у границ Московии.

 

Существуют общечеловеческие ценности, бесспорные не только для разных народов, но и для разных рас. Однако есть национальные системы взглядов. Имеется таковая и у цыган. Когда начинаешь её описывать, без слова "ром" не обойтись, равно как и без противоположного по смыслу термина - "гажё". Чёткая граница между этими двумя понятиями - краеугольный камень цыганской психологии.

 

Мир поделён для цыган на две неравные части: ОНИ САМИ, и всё ОСТАЛЬНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Словом "гажё" может называться русский и француз, англичанин и венгр. Приблизительно ту же нагрузку несёт у евреев термин "гой", а у русских полузабытое дореволюционное слово "инородец".

 

Но если для русского человека граница между собой и "инородцами" размыта, если он в глубине души верит в то, что "все люди братья", если, наконец, спокойно вступает в межнациональные браки - то цыган всеми силами старается сохранить свою исключительность. Несомненно, такое мироощущение - отголосок индийской кастовой системы.

 

Цыгане могут сменить веру - но останутся цыганами. Цыгане могут забыть свой язык - но и тогда они останутся цыганами. Цыгане могут сменить кочевье на оседлость - даже это ничего не изменит.

 

Цыган, пересаживается с коня на автомобиль, покупает телевизор и сотовый телефон, одевается в европейский костюм, поёт новые песни - но пока он помнит о незримой границе между собой и "гажё" - он ЦЫГАН!

 

В области музыки цыгане предпочли не лелеять индийское наследие, а переосмысливать фольклор других народов. Этнографы не нашли ни одной песни, мелодии или сказки, имеющей индийские истоки. Цыгане активно вживались в новую среду, старались понять, что нравится жителям стран, по которым они скитались.

 

Ференц Лист был совершенно прав, когда писал: "Подобно тому, как трава растёт в стыках между неплотно пригнанными камнями, цыгане живут в трещинах между другими нациями"

 

В России, в отличие от стран Запада,  не принимались антицыганские законы, что объясняется не только национальной терпимостью, присущей русскому народу. Пожалуй, ещё важнее то, что цыгане перешли наши рубежи довольно поздно. Пока вся Европа занималась травлей кочевников, в России о них знали только понаслышке.

 

Большинство семей вело полуосёдлую жизнь. Кочуя в тёплое время, они останавливались на зиму в крестьянских домах. Тесное общение с хозяевами привело к заимствованию сказок и свадебной обрядности, а также к осмыслению и переработке русской музыкальной традиции.

 

Именно это позволило цыганам занять уникальное место в российской культуре. По всей стране возникли профессиональные хоры, слушать которые любили представители элиты, включая знаменитых литераторов и композиторов. Недаром возникла шутливая присказка: "Русский человек умирает два раза: один - за родину и один - когда слушает цыган".

 

Значительны творческие достижения петербургских цыган. Число сочинённых и аранжированных ими песен и романсов приближается к трёмстам, причём некоторые поются и сейчас. Достаточно назвать "За дружеской беседою", "Ночь светла", "Нет, не тебя так пылко я люблю", "Живёт моя отрада".

 

После революции 1917 г. хоровая культура подверглась тяжёлым испытаниям. Были уничтожены классы, к которым принадлежали ценители цыганского искусства. Удары по дворянству, купечеству и интеллигенции подорвали материальную основу творческих коллективов. В печати шла кампания по дискредитации романса.

 

1933 год ознаменовался  масштабными карательными акциями. На вокзалах и на рынках проводились облавы. Разумеется, цыгане в силу своей приметной внешности стали первыми жертвами депортаций. Только в Москве с 23 июня по 3 июля арестовали и выслали к сибирским местам работы 5470 представителей этого народа! Цыгане оказались едва ли не самой пострадавшей категорией среди тех, кто был объявлен "деклассированными элементами" и сослан без суда и следствия.

 

Гитлеровцы сделали геноцид цыган, наряду с геноцидом евреев, целью своей политики. Не приходится сомневаться, что в случае победы, гитлеровцы истребили бы эти народы поголовно. К 1945 году погибло, по меньшей мере, полмиллиона европейских цыган. Их расстреливали, закапывали живьём, топили, сжигали, уничтожали в концлагерях.

 

Война против нацизма стала первой за полторы тысячи лет войной, в которой цыгане сражались, защищая своё право на жизнь, своих жён, детей и матерей. Вот почему во всех европейских странах из среды цыган появились герои-антифашисты, взявшие в руки оружие, несмотря на природное отвращение к убийству, составляющее основу цыганского характера.

 

Главное изменение в жизни цыганского народа произошло с началом так называемой перестройки. После легализации предпринимательства российские цыгане выбились из аутсайдеров в средний класс. Торговля на рынках и мелкий бизнес позволили многим семьям улучшить свою жилищную ситуацию.

 

Невиданный прежде размах обрели цыганские свадьбы. Как правило, на это торжественное мероприятие собирается со всей страны сотни гостей. В обычай вошли богатые дары.

 

Пик благосостояния был достигнут в 1989-93 годах, когда большевицкое понятие "спекуляция" уже отошло в прошлое, но всё ещё существовал дефицит. Именно тогда мобильность, помноженная на экономическую сметку, приносила наивысшие доходы

 

По оценкам известного цыгановеда Л.Н.Черенкова в Петербурге и области проживает ныне около пяти тысяч цыган. В это число входят наряду с "русска рома" и представители нескольких других этнических групп.

 

Современные цыгане заняты не только в сфере искусства - они, подобно прочим жителям северной столицы, работают или торгуют. Впрочем, тот, кто не знаком с ними лично, вряд ли узнает по внешнему виду их национальность.

 

Важнейшей проблемой современных цыган является воздействие современной цивилизации на традиционные ценности. Как бы ни стремились родители привить новому поколению вековые устои, на духовный мир молодёжи оказывает влияние множество факторов: от телевидения до школьных товарищей. Возникающие соблазны опасны для цыганских обычаев.

 

С каждым годом ухудшается владение цыганским языком; очень многие семьи переходят в повседневном общении на русский. Артисты, получившие творческую свободу и возможность зарубежных гастролей, испытали в полной мере и оборотную сторону новой культурной ситуации.

 

Жанры, которые прежде были под запретом, теперь составляют цыганской эстраде сильную конкуренцию. Русские и зарубежные звёзды практически вытеснили цыган с больших площадок.

 

Добавим ещё, что после отмены цензуры средства массовой информации перешли к откровенной травле "таинственного народа".

 

Одним словом, перед цыганами, добившимися относительного благополучия, возникли ныне проблемы, которые по ряду объективных причин трудно решаемы. И нам ещё предстоит увидеть, смогут ли цыгане достойно ответить на вызов времени.

 

**************

 

Новости бюро переводов «Волшебное Слово»   

www.volslovo.com

Доводим до сведения наших постоянных и будущих клиентов, что с 26 ноября 2006 года в список языков на которые выполняет перевод Бюро, добавлен – КИТАЙСКИЙ.

***************

 

На сайте Бюро www.volslovo.com

 

Вы можете абсолютно БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ:

 1. Краткий РУССКО-ЦЫГАНСКИЙ словарь

 2. Краткий ЦЫГАНСКО-РУССКИЙ словарь

 3. Краткая грамматика цыганского языка

 4. Сказка из книги "Киселевские цыгане" - "Батрак к черту нанялся"

 

 

***************

Удачи Вам! До скорой встречи!

 

Алексей Николаев.                                             Бюро переводов «Волшебное Слово»

yaziknarodov@bk.ru                                                   www.volslovo.com

 

 


В избранное