Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Курс немецкого языка. Базовый

  Все выпуски  

Курс-BILOG немецкого языка /Базовая лексика I/


Методика изучения иностранных языков Елены Хон
http://www.helenhon.narod.ru/



Здравствуйте, уважаемые подписчики рассылки!


Несколько лет назад я составила брошюру «Эффективные методы изучения иностранных языков». В ней я перечислила все известные мне в то время способы запоминания иностранных слов. В этом выпуске я хочу прокомментировать некоторые из этих способов. Описание этих и похожих способов можно встретить на многих сайтах с материалами по изучению иностранных языков.



* Способ установления связей с каким-нибудь русским словом, имеющим созвучие с иностранным словом и с которым легко можно образовать близкую по смыслу ассоциацию, например:

face – физиономия – лицо
call – колокольчик – звонить, звать
car – карета – машина
book – букинист – книга
boat – ботик – лодка
short – шорты (короткие брюки) - короткий
screw – крутить - винт

Способ не достаточно эффективный, запоминается только написание слова, легко слова в речи воспроизводиться не будут. Слова, заученные таким способом, быстро забываются.


* Подобрать к иностранному слову созвучное русское слово и связать русское и иностранное слово через придуманную ситуацию, представить ситуацию в образах. Чем невероятней будет ситуация, тем лучше запомнится слово. Например:

eagle (игл) – орел
представляем грозного красавца орла, и вот этот самый орел вышивает огромной иглой свое изображение на флаге

dull – тупой, глупый
представляем глупого, тупого п’ингвина, который вместо того, чтобы прятать свое жирное тело в утесах летит в даль

Способ не только не эффективный, но и не правильный! При заучивании слов этим и похожими способами создаются ложные связи, которые очень быстро разрушаются и слова забываются. Кажется, что слово запомнилось очень хорошо, и из-за этого считают этот способ очень эффективным. Да, слова запоминаются, но очень скоро они успешно забудутся, и даже не будут распознаваться в тексте.


* Связать необычной ассоциацией два или три слова, например:
horse (лошадь) – domain (владение, имение, территория)
представьте, что владельцем огромного имения (domain) со всей прилегающей территорией (domain) по завещанию рехнувшегося дедушки стала молодая лошадь (horse), все наследники в панике и Вы один из них

Также не правильно и не эффективно!


* Если нужно выучить 10-20 слов, которые не объединяются в одну общую тему, придумайте какой-нибудь необычный яркий рассказ, в котором все слова были бы последовательно связаны и являлись в рассказе связующими элементами, т.е. объедините их в смысловую цепочку. Чем необычней будет рассказ, и чем ярче вы его представите, тем лучше запомнятся слова. Например, нужно запомнить следующие слова: чашка, дерево, мост, машина, книга, веник, яблоко, окно, пианино, луна (берем, конечно, иностранные слова). Придумываем, например такой, рассказ:

в огромной чайной чашке
растет громадное дерево
на дереве мост
по мосту ездит с большой скоростью машина
из выхлопной трубы машины на землю падает книга
из книги сделали веник
на венике выросло огромное яблоко
на яблоке окно
в окне можно увидеть пианино,
на котором играет луна

Способ не эффективный и не правильный, запоминается только форма слова, слова распознаваться будут только в тексте, в речи воспроизводить вы их не сможете.


* Способ Михаила Шестова. Если Вы умеете печатать слепым десятипальцевым методом, то можете учить слова таким образом: печатаете 3-5 строчек иностранного слова (старайтесь нажимать на клавиши, а не бить по ним), одновременно диктуете себе слово (важно слово произносить правильно).

Способ не достаточно эффективный, слова быстро забываются. Все, что может сработать при этом способе, гораздо легче воспроизводиться и без печатания.


* Окно – на окне. На самоклеющихся листочках (стикерсах) пишут на иностранном языке названия всех предметов в комнате или квартире и приклеивают: листочек с надписью «дверь» на дверь, листочек с надписью «стена» на стену, «окно» на окно и т.д. Но «невыученные» предметы очень скоро кончатся, так что таким способом возможно выучить очень небольшое количество слов.
* Вариант предыдущего способа. На самоклеющиеся листочки выписываются слова (любые), и эти листочки расклеиваются повсюду в квартире в тех местах, где они точно будут попадать в поле зрения: на стенах, на полках, на шкафах, на окнах на уровне глаз, над письменном столом, на мониторе, на зеркале в ванной и т.д. По мере запоминания, слова меняются на другие.

Таким способом, если его не дополнять, запомнится только форма слова. Легко слово воспроизводиться в речи не будет.


* Карточки со словами - берутся небольшие одинаковые по форме листочки бумаги, на одной стороне пишется иностранное слово, на другой русское, пачка таких карточек время от времени просматривается, карточки с выученными совами откладываются.

Таким способом также запоминается только форма слова. Если использовать карточки, то способ нужно обязательно дополнять, и выписывать не отдельно слова, что очень не рационально, а фразы со словами.


* Очень эффективно учить слова по темам. Этим способом можно быстро выучить большое количество слов. Возьмем какую-нибудь тему, например, «город». Представим, нарисуем в воображении, что есть в нашем городе: улицы, площадь, ресторан, магазин, школа, гостиница, набережная, река, мост, дорога, машина, автобус, светофор и т.д. Каждый элемент нужно представлять как можно отчетливей, можно представлять не настоящие школу, площадь, мост, а такие, какие они бывают в мультфильмах или просто выдумывать. Главное четко увидеть, услышать, почувствовать предмет и назвать его иностранным словом, без какого-либо вмешательства русского слова. Затем можно каждый элемент сделать отдельной темой:
магазин: продавец – прилавок – покупатель – деньги – чек – товар и т.д. школа: ученик – учитель – парта – доска – тетрадь – ручка – карандаш и т.д.
Для запоминания глаголов можно представить стадион, на котором: (быстро) бегают, ходят, плавают, (высоко) прыгают, толкают, (громко) кричат, бьют, дерутся, свистят и т.д. Также отчетливо представьте и ярко переживите все ощущения, связанные с этими действиями.

Этот способ достаточно эффективен для запоминания отдельных слов, т.к. здесь срабатывает естественная стратегия овладения языком. Но язык состоит не только из слов, и чтобы уметь свободно разговаривать на иностранном языке, слова нужно повторять в составе фразы.


Брошюру можно скачать отсюда http://bilog.narod.ru/present.html

Елена Хон


В избранное