Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Новости Норвегии, Финляндии, Швеции" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Финский язык: выпуск 24. Monikko. Genetiivi ja Partitiivi. Продолжение.
Monikko. Genetiivi ja partitiivi. Продолжение.
Сегодня мы продолжим разбирать множественное число, на этот раз в случаях довольно сложных, в падежах: генетив и партитив. Напоминаем, что все материалы данной рассылки Вы всегда можете найти на нашем сайте. Начнем с partitiivi, и тогда потом нам будет легче понять и усвоить genetiivi. Показателем partitiivi в единственном числе будут являться окончания –a/ä, -ta/tä, -tta/ttä. При этом в слове будет сильная ступень. На прошлом уроке мы выяснили, что показателем множественного числа является буква i. Что будет, если запихнуть эту i в слово с партитивом? Мы знаем, если слово оканчивается на одну гласную, то в partitiivi добавляется окончание -a/ä. Но если между этих двух гласных (гласной от основы и гласной окончания) поставить i, то это i превратится в j! Потому что трех гласных подряд быть не может.
Если же перед i стоит согласный, то ничего особенного не происходит, просто прибавляется партитивное окончание.
Есть еще два слова, основа которых в партитиве не меняется: uusi - uusia käsi - käsiä В остальных случаях будет добавляться -ta/tä, даже в словах с основой на -е. Обратимся снова к таблице.
В многосложных словах: 1. там где, a/ä –> o/ö + i, прибавляется -ta/tä tutkija – tutkijoita ikkuna – ikkunoita kynttilä (свеча) – kynttilöitä kännykkä - kännyköitä
2. где a/ä выпадает и просто прибавляется i, используется окончание -a/ä kuljettaja – kuljettajia näkymä – näkymiä mukava – mukavia tärkeä – tärkeiä А еще в некоторых словах возможны оба варианта постановки окончания. Предлагаем вам табличку с этими словами, чтобы в случае чего было куда подглядеть :)
Для чего же нам так мучаться? Зачем нужен monikon partitiivi? Его значения: 1) Обозначение количества + monikon partitiivi paljon poikia, lisää (еще больше) ihmisiä, vähän (немного) tuoleja Но!!! Если слово абстрактное (или неисчисляемое) используется единственное число!!! например, paljon rahaa (raha – деньги – неисчисляемое существительное). 2) Субъект в партитиве множественного 1. Обладание чем-либо (мы не знаем сколько этого!). Hänellä on ystäviä. У него/нее есть друзья. Tytöllä on nukkeja. У девочки есть куклы. 2. Существование чего-либо (мы не знаем сколько!) где-либо. Kadulla on autoja. На улице машины. Luokassa on nuoria opiskelijoita. В классе молодые ученики. 3) Объект в партитиве множественного 1. Неизвестно количество объекта Maija osti torilta tomaatteja ja kurkkuja. Майа купила на рынке помидоры и огурцы. Tapasin siellä uusia ihmisiä. Встретил там новых людей. (неизвестно сколько) 2. Продолжительный процесс Pesemme tänään ikkunoita koko päivän. Моем сегодня окна целый день. Maija odottaa lapsia koulusta kotiin. Майа ждет детей из школы домой. 3. Отрицательное предложение He eivät lukeneet niitä kirjoja. Они не читали те книги. Isä ei ostanut uusia kenkiä Mikolle. Папа не купил новых ботинок Микко. 4) Предикатив в партитиве множественного (каковы вещи, люди, события) Nuo naiset ovat kauniita. Эти женщины красивы. He ovat opiskelijoita. Они ученики.
С genetiivi дела обстоят попроще. Напомним, что показателем этого падежа в единственном числе является окончание -n, которое присоединяется к слабой основе слова. Слово в genetiivi отвечает на вопрос «Чей? Чего?» и стоит перед определяемым словом. Генетив важен для нас также потому, что почти все послелоги требуют именно этого падежа. Se on Matin kynä. Siellä on kaupan katto. Во множественном числе окончаниями генетива станут -en, -den = -tten, -ten. Внимание, основа слова остается сильной! 1) -en прибавляется там, где в партитиве множественного мы добавляли a/ä hattuja – hattujen eläimiä – eläimien rakennuksia – rakennuksien pankkeja – pankkien (поскольку перед i появилась согласная, превращаться в j ей уже не нужно) poliiseja – poliisien 2) -den = -tten ставится там, где в партитиве множественного было -ta/tä. Можно использовать и -den, и –tten, однако первое больше на слуху сейчас. maita – maiden/maitten lyhyitä – lyhyiden/lyhyitten kahviloita – kahviloiden/ kahviloitten 3) –ten добавляется в случае согласной основы, где в партитиве единственного -ta/tä. 1. -n,l,r + i pieni – pien + tä – pienten suuri – suur + ta – suurten 2. -nen nainen – nais + ta – naisten hevonen – hevos + ta – hevosten 3. Иногда может быть добавлено сразу к слову, оканчивающемуся на согласный. kokous – kokousten (хотя можно и kokouksien) eläin – eläinten (=eläimien) ! Обратите внимание на слово lapsi. Оно может быть как lasten, так и lapsien.
Потренируемся в образовании и использовании рассмотренных сегодня падежей во множественном числе, а так же ознакомимся с новой лексикой.
Упражнение 1 Дополните предложение словами в скобках, поставленными в партитив множественного. Malli: Sukat ovat ihan (likainen) likaisia.
terävä – острый putki – труба viemäri – водосток vadelma – малина laho – гнилой
Упражнение 2 Дополните предложение словами в скобках, поставленными в генетив множественного. Malli: Keskustelimme (naapuri) naapurien kanssa.
matto – ковер pilvi – туча, облако usea – многие esine – вещь
Упражнение 3 Заполните пробелы словами в скобках. Malli: Kaupungissa on paljon (museo) museoita. Tässä on museoiden aukioloajat.
Ответы на упражнения предыдущего урока: Упражнение 1 1. museoissa 2. vanhoissa kirkoissa 3. kirjastoissa 4. uimarannoissa 5. puistoissa 6. baareissa 7. kahviloissa 8. kaukaisissa saarissa 9. noissa linnoissa 10. näissä vuorissa
Упражнение 2 1. näillä nopeilla junilla 2. noilla uusilla metroilla 3. omilla autoilla 4. kalliilla takseilla 5. hävittäjilla 6. ratiovaunuilla 7. polkupyörillä 8. purjeveneilla 9. helikoptereilla 10. suurilla laivoilla
Упражнение 3 1. suloisista vauvista 2. vanhoista ihmisista 3. liukkaista teista 4. lämpimistä käsistä 5. kirkkaista väreista 6. kauneista ruusuista 7. suurista tummista virtoista 8. leppäkerttuista 9. kilpikonnista 10. puhdaista vaateista
Упражнение 4 1. kursseihin 2. kokouksiin 3. juhliin 4. seminaareihin 5. keskusteluihin
Упражнение 5 1. moniin paikkoihin 2. nähtävyyksiin 3. majakkoihin 4. uusiin kirjailijoihin 5. mukaviin rouviin 6. iloisiin nuoriin 7. virkeihin mummoihin 8. komeihin miehiin 9. iäkkäisiin vanhuksiin 10. hauskiin herroihin
При составлении урока были использованы материалы из: Kieli käyttöön. Suomen kielen jatko-oppikirja, Marjukka Kenttälä http://www.edu.fi/oppimateriaalit/suomeaolehyva/soh1/soh1-gr15.htm Если у Вас есть вопросы, комментарии к уроку, пожелания, касающиеся содержания рассылки - Вы можете их направлять по адресу: finnish-lang@yandex.ru. Kiitos:) |
В избранное | ||