Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Английский - просто

  Все выпуски  

Английский - просто! 3


Английский - просто!

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сегодня мы продолжим разговор о том, как правильно построить английское предложение.

Напомню, что в прошлом номере речь шла о том, как нужно конструировать предложение в английском языке и мы выяснили, что, оно должно начинаться с подлежащего (кто?, что?, а не кого?, что?), а после подлежащего могут стоять:

  • либо глагол to be (в соответствующей форме)
  • либо первый вспомогательный глагол
  • либо - модальный глагол.

Ту часть сказуемого, которая следует сразу за подлежащим мы для простоты назвали "альфой". И сформулировали два самых главных правила английской граматики:

  • если вы хотите образовать отрицательное предложение, то частицу not (частицу, указывающую на отрицание) нужно ставить сразу после "альфы"
  • если вы хотите задать вопрос, то вам необходимо поменять местами альфу и подлежащее

Теперь, собственно, узнаем, откуда берется глагол to be, и в каких случаях он является "альфой".

Итак:

Структура основных времен

В английском существует как минимум четыре основных времени. Под словом "основных" подразумевается то, что они наиболее часто встречаются в английском языке.

Первое из них - The present continuous tense или Настоящее длительное время. Это такое время, когда что-то происходит в тот момент, когда об этом говорится:

Не трогай меня! Я читаю!

Алло! Да... Мама дома, но она не может подойти к телефону. Она спит.

Предложения в английском, построенные в этом времени имеют вид:

Подлежащее и глагол to be

Смысловой глагол в "инговой" форме

I am

You are

He is

She is

It is

We are

They are

doing,

sleeping,

eating,

singing,

dancing,

kissing,

etc.

I, you, he, she, it, we, they - Я, ты, он, она, оно, мы, они, соответственно, то есть - местоимения. Таким, образом, в самом простом случае, подлежащим будет местоимение. (В общем случае, подлежащим будет: Вася, Маша, доктор, водитель, помидор и. т. д.)

Если мы посмотрим на это время внимательно, мы заметим, что после подлежащего сразу следует глагол to be, (am, are, is - это всё его формы, соответствующие разным лицам и числам, то есть - формы глагола) а за ним идет смысловой глагол в так называемой "инговой" форме.

Исходя из сформулированных выше (и в прошлом номере рассылки) правил, как вы думаете, в каких из нижеследующих предложений отрицание поставлено правильно, а в каких - нет?

    1. I am not sleeping.
    2. You are eating not.
    3. He not dancing.
    4. She isn't singing
    5. Is doesn't getting dark
    6. We are not drinking.
    7. They not are kissing.

Правильные предложения, разумеется, 1, 4 и 6.

Если Вы забыли, как нужно рассуждать и начали догадываться, вместо того, чтобы применить правило:

  • если вы хотите образовать отрицательное предложение, то частицу not (частицу, указывающую на отрицание) нужно ставить сразу после "альфы"

Вы могли сделать несколько ошибок.

Вам нужно твердо помнить: отрицание ставится сразу после "альфы". А какая альфа в Present continuous? Конечно же, глагол to be. После него и ставьте, пожалуйста, частицу not (именно в этом времени). Не перед ним, не вместо, не после смыслового глагола, а только после "альфы", которая в данном времени выражена глаголом to be.

Пожалуйста, поставьте отрицания ко всем семи предложениям, и теперь сделайте это правильно.

А теперь, о том как правильно делать упражнения.

Все упражнения, в каком бы учебнике Вы их ни встретили, делайте, всегда устно (за исключением тех случаев, когда устно их совсем никак не сделашь). То есть - обязательно вслух и погромче.

Очень многие, пишут можно сказать, сносно. Но они абсолютно не слышат сами себя, когда начинают говорить. Это не страшно, это так же распространено, как отсутствие абсолютного музыкального слуха, то есть касается подавляющего большинства людей. Однако эту способность, в отличие от абсолютного слуха, можно развить. Для этого необходимо произносить каждое предложение громким, отчетливым голосом столько раз, сколько необходимо для того, чтобы вы смогли собственными ушами услышать и запомнить именно те звуки, которые вы действительно произнесли, а не те, которые вы будто бы произнесли. После этого вы можете посмотреть на произнесенную фразу со стороны и проанализировать: а все ли я сказал правильно? Если нет - внести необходимые коррективы и произносить ее до тех пор, пока вам самому не станет слышно: да, я произношу эту фразу абсолютно правильно, именно так, как я написал бы ее (а написал бы я ее в соответствии, разумеется, с правилами английского языка). Теперь вы можете переходить к следующей фразе. И так далее. Через некоторое время число повторений, необходимых для того, чтобы вы могли слышать, анализировать и контролировать собственную речь, сведется к минимуму.

Теперь самое главное: как поставить вопрос ко всем этим предложениям.

Сплю ли я?

Едите ли вы?..

Во всех этих случаях предложение будет начинаться... С чего?

Do/does..?

Were/was...?

Will...?

Am/are/is...?

Shall...?

Can...?

Ради Бога, не гадайте. Вы прекрасно знаете, с чего оно будет начинаться.

  • если вы хотите задать вопрос, то вам необходимо поменять местами альфу и подлежащее

То есть, предложение всегда начинается с альфы. А какова она в PrCont? Правильно. Глагол to be. Теперь поставьте все вопросы самостоятельно (вслух, разумеется).

Последний контрольный вопрос: что у вас получилось?
Am I sleeping? или Am sleeping I?

Are you eating? или Are eating you?

Is he dancing? или Is dancing he?

и т. д. и т. п.

Если вдруг получилось как справа, а не как слева, то срочно перечитайте предыдущий выпуск рассылки. Подлежащее меняется местами именно с альфой, а не со всем длинным, громоздким сказуемым. Смысловой глагол стоит на месте. Если у вас остались какие-то сомнения и вы по-прежнему используете догадки, а не логику, перечитайте все с самого начала и сделайте следующие...

Упражнения

Пока задавайте так называемые Yes-No Questions, то есть такие, ответом на которые являются слова "да" или "нет". Они начинаются без вопросительных слов, сразу с альфы. Например, если дано предложение "Она гуляет в парке", то от вас требуется спросить: "Гуляет ли она в парке?", а не "где" она гуляет, "почему" она там гуляет или "кто это там гуляет в парке". (Вопросы такого рода мы рассмотрим в следущих выпусках)

The pirate is digging for the hidden treasure.

_______________________________?

The camels are spitting at the tourists.

_______________________________?

My dog is chewing my best evening dress.

_______________________________?

We are singing "Уо-ho-ho. and a bottle of rum!

_______________________________?

Насегодня с этим временем - все.

А теперь, - внимание! Новая рубрика, под названием:

Полезные мелочи

1. Как учить слова

Сначала стоило бы выяснить, какие слова нужно учить.

Есть люди, которые любят учить слова вроде "рекогносцировка", "инсценировка" или "прелюбодеяние". Они очень огорчаются, когда забывают их: жалуются на плохую память, разочаровываются в своих умственных способностях и т. д. Наконец они просто забрасывают английский язык, решая, что он не для них. Для чего учить слова "отвратительный" или "восхитительный", если они не знают слов "плохой" и "хороший"?

Итак, правило первое:

не учите ничего лишнего

Ни под каким видом не старайтесь запомнить те слова, которые не входят в ваш постоянный русский лексикон. Если у вас возникает хоть тень подозрения, что данное слово вам не придется употребить в беседе с иностранцем, - игнорируйте его.

Если в учебнике по английскому Вы в одном из текстов увидите слово "сельдерей" или "артишок", не запоминайте их - замените их "помидором" или "огурцом".

Один мой знакомый как-то готовил тему "Чем отличается жизнь в деревне от жизни в городе", и выписал себе на бумажку бесконечный список слов по типу "жать", "пахать", "сеять", "веять", "молотить", "собирать в житницы" и не знаю что еще. Стоит ли говорить, что ему, как человеку сугубо городскому, никогда не представится случай побеседовать на эту тему с кем бы то ни было?

Правило второе:

учите преимущественно глаголы

Любое существительное можно в крайнем случае описать словами "такая штука, которая..." - и дальше описание действий. Автор книги "Английский для наших" рекомендует следующее упражнение: "посмотрите по сторонам и опишите (по-английски) с помощью глаголов все существительные, которые вам встретятся. Например, кровать - "штука, в которой я сплю", стол - "штука, за которой мы едим", книга - "штука, которую я читаю" и т. д. Все глаголы, которые вам при этом встретятся, - это хорошие глаголы, их стоит запомнить. А единственное существительное, которое вам понадобится - это "thing" - "штука".

Правило третье:

учите слова только в контексте

Когда-то у меня возникла идея учить слова следующим образом: я перечитывал первую страницу англо-русского словаря по нескольку раз, затем переходил к следующей и так далее. Я думал, что, чем чаще я буду повторять что-то, тем лучше его запомню. Я даже надиктовал себе несколько кассет (тупо читая то, что написано в словаре: abandon [a'bandоn] 1) покидать, оставлять; 2) отказываться от; abbey ['ebi] аббатство с.; Westminster ~ Вестминстерское аббатство; abbot ['a;bоt] аббат м.; abbreviation [ebri:vi'eiJn] сокращение с, аббревиатура ж.; ABC ['ei'bi:'si:] 1) алфавит м, азбука ж; 2) основы мн....). Не скажу, что это ничего не дает, но вот Вам мой пример: чтобы выучить слово "increasing" - "увеличивающийся", мне нужно было повторять его в течение...четырех часов! Increasing, increasing, increasing, increasing, increasing, increasing, increasing...

Это только одно слово!!! Конечно, когда я его повторял, меня постоянно отвлекали и я еще не знал, как можно легко запомнить комбинацию несвязанных между собой букв или слов. (Это делается так: незнакомое слово из иностранного языка рассматривается как искаженное слово на русском, то есть "increasing" - читается приблизительно как "инкризинг", и, затем, нужно найти какую-то, желательно самую глупую, ассоциативную связь между словами "инкризинг" и "увеличивающийся". Почему самую глупую? Так как самое из ряда вон выходящее, отличающееся от нормального, запоминается лучше всего. И вот Вам пример: "инк" - пусть будет сокращением от слова "инкассатор". "Ризинг" - похоже на резину. Представьте себе резинового инкассатора, который раздувается, раздувается ("увеличивается") и, наконец громко-громко раздается... "БАБАХ!!!!"...

Ну что? Способны Вы забыть такую глупость, а вместе с ней и слово "increasing"???)

Однако, все-таки, удобнее слова учить в контексте, так как ассоциации здесь уже придуманы до Вас (хотя это весьма спорный вопрос: одному может быть удобнее учить слова в контексте, другому - самому находить связь между переводом и словом).

В общем, главное - не зубрите слова.

Еще одна популярная ошибка: учить различные значения слова, то есть - его переводы: пример - слово to hold

1) держать(ся), удерживать(ся);
2) выдерживать;
3) вмещать, содержать, заключать в себе;
4) иметь, владеть;
5) иметь силу (о законе и т. п.);
6) сдерживать, останавливать;
7) считать, полагать,

а потом еще длинный список разных hold back, hold by, hold down, hold forth и так далее, у каждого из которых тоже более одного значения.

Прежде всего, необходимо научиться полностью игнорировать то, что у того или иного слова есть еще какие-то значения кроме того единственного, которое вам непосредственно нужно. Если вы посмотрели в словаре слово stone и обнаружили, что оно означает "камень", и если по контексту "камень" подходит, то сделайте над собой усилие и не читайте, что еще написано в этой словарной статье.

Какое вам дело до "косточек (плода)", "градин" и прочих значений этого слова? А если в кулинарном тексте вы опять встретили stone, но слово "камень" не подошло, то слазайте в словарь еще раз и найдите там значение "косточка (плода)".

Я даже не советую вам фиксироваться на мысли, что это тот же самый stone, который только что был камнем. Пусть эти два "стоуна" существуют для вас отдельно, каждый в своем контексте. Никогда в жизни никто вас не спросит, какие значения слова stone вам известны.

Итак, мы выяснили, что оно означает "камень". И, напоминаю, коль слово "камень" подходит к нашему контексту, то мы должны полностью забыть о возможности существования у слова stone других значений. Камень - и камень, и все тут. А как бы нам теперь этот "камень" выучить?

Слово запомнится только после того, как вы несколько раз (чем больше, тем лучше) употребите его в контексте, который придумали сами.Поговорите сами с собой о "камне". Спросите: у вас есть камень? А почему у вас нет камня? А какие камни вы любите? А какие камни любит ваша жена? А какой камень вы собираетесь подарить ей на день рождения? Поиграйте. Придумайте контекст. Представьте себе, что вы - два человека: вы и ваша жена. Она куда-то задевала какой-то важный камень, и вот вы его ищете. Мне нужен этот камень! - Почему ты сам никогда не можешь найти свои камни? - Куда ты положила мой камень? - Сам ищи свой камень, если он тебе так нужен! - и так далее, до бесконечности.

И если вы проделываете все это долго, громко и отчетливо, "камень" засядет в вашем сознании на веки вечные, а на язык будет приходить без затруднений. Все, что вам нужно, - это микроскопическая доля фантазии, чтобы вам было не скучно проделывать эту операцию по поводу каждого слова, которое вы хотите запомнить. Надоело препираться с якобы женой - представьте себя парочкой кладоискателей, которые тоже не могут найти камень (под которым клад). А ты уверен, что камень должен быть слева от дерева, а не справа? - Слева, там справа нет никакого камня. - По-моему, под этим камнем мы уже копали. - Ничего, еще покопаем, - и т. д. и т. п.

А если Вы все-таки забудете то слово, которое так долго учили? Ну и черт с ним.

С уважением, Александр Люкс.

Все вопросы и предложения просьба отправлять на ящик primeluxuriant@rambler.ru

Читателям

Надеемся, наша рассылка Вам понравилась. Мы хотим сделать ее еще интереснее, но для этого нам нужна Ваша помощь и поддержка - все зависит от Вас. Если Вы хотите помочь нам, мы можем предложить Вам несколько способов сделать это:

1) Станьте нашим сотрудником: присылайте Ваши статьи, помогите нам в создании рассылки. Мы не платим денег, но Вы можете разместить текстовый блок (не более 400 символов) с Вашей информацией и обьявлением в конце статьи.
2) Разместите ссылку на нашу расылку на страницах Вашего сайта.
3) Если у Вас есть предложения, пожелания, советы по улучшению нашей рассылки, мы всегда рады принять их. Вам нужно только написать нам письмо.
4) Расскажите о нашем проекте Вашим друзьям и знакомым. Расскажите о нас в чате, на форуме, конференции, письме, статье...

Авторам

Вы нам нужны. Хотя мы не платим денег за статьи, Вы можете разместить в статье ссылку на Ваш ресурс с описанием (не более 400 символов). Пишите нам primeluxuriant@rambler.ru , договоримся....

Требования к статьям:

  • мы принимаем статьи на английском и русском языках
  • тематика статей - изучение английского языка, например: "Basic principles of English learning", "Useful advice in English learning", "Improvement of memory abilities", "How can I improve my vocabulary", и т. д.
  • формат статей: *.doc, *txt, *.htm, *html, *rtf. Внимание: если Вы не знаете как писать код на html, лучше пришлите статью в формате *.doc, а не страницу написанную в Microsoft Word и сохраненную как html.
  • обязательно проверьте правописание. Не забывайте: статья с ошибками оставляет у читателя неправильное мнение об авторе
  • пожалуйста, не присылайте большие по размеру статьи (ограничение - 400 КБ с графикой).
  • перед тем как отослать, заархивируйте Вашу статью (zip, rar). Внимание: самораспаковывающиеся архивы (*.exe) мы не принимаем.
  • также в письме желательно укажите, где размещена/ будет размещена эта статья
  • присылайте только свои статьи - статьи скопированные из других источников нас не интересуют
  • и самое главное - не бойтесь прислать ваши творения. Мы совсем не страшные и бояться нас не стоит, мы публикуем 99% присылаемых статей
Давайте создавать интересную и полезную рассылку вместе!

В избранное