Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Английский от Смирнова" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
-5 за неделю
Английский - эффективное освоение
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Английский - Эффективное Освоение
[Главная] [Обучалки] [Скорочтение] [Ссылки] |
[Психотехники Бессознательного] [Освоение Английского] [Дневник] |
Дифтонгизация
Актуальность темы
В пособиях по фонетике и в сети можно прочитать о классификации звуков. По характеру преграды, по месту образования, по способу преодоления, по участию связок, по сонорности и так далее... Для постановки произношения нужно ли все это?
А про дифтонгизацию я ничего путного не нашел, как ни искал. А те описания, что встречались мне, скорее путали, чем помогали разобраться.
Все эти описания были сделаны в рамках понятий фонетической транскрипции. Транскрипция - вещь полезная, прямо гениальная. Но транскрипция очень приблизительно описывает реальную фонетику. Не потому, что она недоработана, а потому что небольшим количеством знаков невозможно описать все многообразие звуков в принципе.
Между тем, без понимания дифтонгизации невозможно разобраться в английской фонетике. Это тем более актуально, что английский в гораздо большей степени опирается на гласные, чем русский. Кроме того, в русском дифтонгов нет.
Примеры этой статьи
В данной статье в качестве примера берется быстрая речь дикторов Голоса Америки и речь американских артистов с хорошим произношением. Все написанное в этой статье относится, прежде всего, к американскому варианту английского языка.
Приведенные примеры воспроизведены встроенным проигрывателем Windows, записаны с помощью программы Total Recorder (захватывающей звук, воспроизводимый компьютером) и растянуты программой SoundForge. Качество звука было бы выше, если бы для воспроизведения звуковых файлов использовался проигрыватель PowerDVD, воспроизводящий на половинной скорости. Но этот проирыватель оказался несовместимым с программой для аудиозахвата Total Recorder.
Фонетика и мелодика при замедлении звука
В два раза растягиваем – в четыре раза лучше слышим фонетику, хотя определенные искажения привносятся программой SoundForge. Запись не студийная, и файлы сжаты, ради уменьшения объема (примеры в общей сложности - 260 килобайт).
Мы настолько привыкли к мелодиям предложений, что обычно их не осознаем, но улавливаем то настроение, которое с их помощью передается.
При замедлении скорости речи вдвое, интонации очень хорошо слышны, и сами обращают на себя внимание. Иногда при большем замедлении уловить их становится трудней.
Вот как читает диктор Voice of America:
You wouldn't order phytoplankton from a menu, but these microscopic green algae are an important food.
С замедлением вдвое с помощью программы SoundForge
С замедлением в четыре раза
Редукция
Редукция - это нечеткое произнесение звуков.
В случае количественной редукции звук произносится не так четко и ясно, как произносился бы под ударением, но все же настолько четко, что его не спутаешь с другим звуком.
В случае качественной редукции звук заменяется другим звуком, более легко произносимым (в русском, к примеру, безударная О читается как А). В английском конечные согласные произносятся тише - наблюдается количественная редукция, но почти не оглушаются - качественной редукции не наблюдается.
В случае полной редукции звуки вообще не произносятся, но только подразумеваются.
Как сильно редуцируется гласная, нетрудно почувствовать. Транскрипция в словарях описывает умеренно редуцированный вариант. В медленной четкой речи той редукции, что предлагается словарями, может и не наблюдаться. Заучивать лучше нередуцированный вариант звучания.
Безударные A, O, U обычно редуцируются до [«э»] (в обычных шрифтах нет соответствующего знака, поэтому в этом тексте используется похожая русская буква). Буквы Y, I, E редуцируются до [i] (без точки сверху). Такая транскрипция дается в словарях. На самом деле A, O, U также могут редуцироваться до [i] в случае более глубокой редукции. Этот звук больше похож на наше Ы, нежели на наше И (находится где-то между ними).
Пример глубокой редукции A:
Which can vary based on temperature
Which can - замедление в пять раз
Сам звук, как он есть, похожий на русское Ы
В этом смысле э-гласные как бы «сильнее», чем и-гласные. Заметим, что и-гласные превращают G в [d«ж»], а C в [s].
Ответить однозначно, до какой степени редуцировался звук – до [э] или до [i], не всегда возможно, так как один звук плавно переходит в другой и провести границу можно только условно. Наконец, гласная может практически исчезнуть.
По причине того, что и ударная [i] не столь далека от редуцированной [i] (так что даже в транскрипции эти звуки обозначены одним и тем же знаком), открывающая сила звука [i] не велика, он открывает предыдущий слог только в половине случаев, о чем говорится в статье с правилами чтения.
Редуцированный гласный звук теперь лингвистами называется шва. Слово "шва" пришло из иврита, а в иврит оно пришло много веков назад.
Может потому, что именно до [i] редуцируется всякая гласная, буквы английского алфавита называются би, си, ди – и так далее. Имеется в виду, что к B всегда добавляется немножечко [i]. В русском это бэ, вэ, гэ, дэ и так далее.
Три ударения
Кроме того, что именно ударные гласные вполне сохраняют свою сущность (не подвергаются качественной редукции), они звучат громче, дольше и сдвинуты по тону (вверх или вниз).
Как и в русском, уход тона вверх означает незавершенность мысли, а вниз – законченность. Хотя общая закономерность одна, мелодии многообразны, и в английском не те, что в русском. В английском языке тоновое ударение на каждом ударном слоге выражено сильнее. Выделяются тоном именно ударные гласные, а не целые слова. Кроме того, выделяться тоном могут фразы – но и в пределах выделенных тоном фраз существует тоновое ударение.
Пример двух предложений. Первое с восходящим ударением, второе с нисходящим.
Guy's got a face. It's a good one too.
Guy's got a face. It's a good one too. (растянуто в два раза)
Четвертое ударение в английском – дифтонгизация
У фонетистов можно встретить понятие монофтонг, дифтонг, дифтонгоид. А также трифтонг - сочетание звуков как в during, admire.
И гласный звук как в слове dad под смысловым ударением, фонетисты назовут монофтонгом, просто потому, что он обозначается в транскрипции одиночным знаком. Хотя дифтонговая его сущность слышна и неискушенному слушателю и на незамедленных скоростях (особенно в американском варианте).
И тот факт, что в словаре пишется [æ] без двух точек, не делает его короче звуков, после которых две точки ставятся традиционно.
dad
dad с замедлением в три раза
сам дифтонг
Что такое дифтонг
[i:] фонетисты относят к дифтонгоидам, потому что начало этого звука произносится не так, как его конец, будто бы это относится не ко всякой долгой ударной гласной… Если к этому звуку относиться как к дифтонгу, будет меньше путаницы и описание будет в большей степени соответствовать реальности.
Дифтонг состоит из двух звуков произносимых слитно, образующих единую сущность. Пишут, что первая часть дифтонга звучит четче, и называется ядром; вторая часть звучит менее четко, и называется скольжением. На самом деле, это не всегда так, о чем будет чуть дальше.
Один дифтонг вместе с окружающими его согласными – это один слог, хотя в нем слышны 2 звука. Тоновым ударением может выделяться только ядро дифтонга, а скольжение возвращается на неударную высоту, то есть, высоту остальных неударных гласных и звонких согласных. В качестве хорошо было бы привести предложение "It's a bee" , как его произносят детям, но сойдет и "This is it" (внизу статьи - третий и четвертый вариант произнесения).
По причине того, что ядро и скольжение могут произноситься на разной высоте, и что при изменении высоты тембр обычно меняется к долгой (двойной) гласной можно относиться как к дифтонгу.
В русском языке две гласные могут слиться и образовать что-то на подобие двойной гласной. В сочетании при-исполнении, к примеру мы наблюдаем долгое звучание. Однако мы увидели бы двугорбую кривую, если бы нарисовали график (сила звука ослабевает по-середине).
В английском дифтонге, образованном долгой гласной (дифтонгоиде), мы имеем двойную длительность, но затухание посередине обычно меньше выражено. То есть. нет «двугорбости»… Мы получим долгое и, если произнесем ии очень слитно. А вот тон в английском может сдвигаться, тональное ударение падает на сильную часть дифтонга.
Дифтонгизация гласных в коротких словах под смысловым ударением
Дифтонгизация гласных в коротких словах слышна очень хорошо, но почему-то не описывается фонетистами, авторами популярных учебников. Впечатление такое, что они пишут не то, что слышат, а пересказывают своими словами то, что у других фонетистов прочитали. Мол раз в транскрипции написано, что гласная читается кратко, значит так она и читается.
Можно говорить о двух типах ударения. Ударение грамматическое и ударение смысловое.
Грамматическое ударение присутствует всегда и помогает отличить одно слово от другого, одинаково написанного. И в русском и английском тоновое ударение не является грамматическим, как силовое-длительное, то есть, смысла слова тоновое ударение не меняет.
Задача смыслового ударения подчеркнуть отдельное слово, на которое нужно обратить внимание. Тогда грамматическое ударение на ударном слоге особо подчеркнуто, и именно на это слово в предложении мы обращаем внимание.
В английском языке под сильным смысловым ударением в коротких словах может дифтонгизироваться любая гласная.
Она дифтонгизируется не так, как это описано в словарях. Это другой дифтонг. Тут "скольжение" оказывается посильнее ядра.
Очень сильно дифтонгизируется A, слабее O, еще слабее "краткое" E . Но даже краткая I может дифтонгизироваться под сильным смысловым ударением.
Focus on Bob
Bob - замедление в три раза
Bob - замедление в девять ряз
Bob - сам дифтонг
It's no wonder you don't have any friends
Friends - замедление в три раза
This is it
This is it - замедление в три раза
В последнем примере на местоимение it падает смысловое ударение. Лишь в одном случае из четырех тут не произошла дифтонгизация - и потому, что смысловое ударение было слабее.
Пример с дифтонгизацией буквы A мы приводили чуть выше. Там, где дикторы читают для детей, особенно медленно и четко, дифтонгизации A в коротких словах под смысловым ударением не расслышать просто невозможно. Это, конечно же, не краткий монофтонг, описанный в транскрипции.
Вот и учить дифтонги надо как дифтонги. Тогда и между man и men есть разница... Тогда и "краткая" O - это не русская О и не русская А...
Такова суть четвертого ударения в английском - ударения дифтонгизацией звука.
История
Когда-то дифтонгизация настолько изменила облик английского, что современное правописание, соответствующее древнему произношению, кажется нелогичным.
Тут я имею в виду дифтонгизацию по первому типу, что описана в транскрипции, а не по второму типу, о котором я написал чуть выше.
Дифтонгизировались гласные в двусложных словах. E стала немой.
В трехсложных словах дифтонгизации не происходила. Не происходила она и в односложных словах.
Вероятно, это объясняется ритмикой языка. Трехсложные слова не звучали удобней от дифтонгизации, а односложные не стремились стать длиннее, а стремились примкнуть к длинным словам…
Почему дифтонгизация типична для английского, а не для русского?
Почему дифтонгизация происходила в английском, но не происходила в русском? Вероятно, потому что роль ударения в аналитическом языке больше, чем в синтетическом. Сильное тоновое ударение просит дифтонгизацию – на дифтонге оно слышнее.
Аналитические языки (английский, к примеру) - это эволюционно более продвинутые языки. В них слова короче, а порядок слов в предложении определяет, какой частью речи в данном случае является слово. В синтетических языках (типа русского) слова не переходят из одной части речи в другую. Они согласуются в предложении с помощью суффиксов (определяющих к какой части речи слово относится) и окончаний (задающих число, род, падеж и так далее).
Шальнов Илья Вячеславович
|
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: job.lang.effective |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||