[Константин] Послушал себя - думал, что у меня получше произношение. Да и говорю медленно. Когда говорю, кажется что быстро, а прослушиваю - медленно выходит. [Это по работе с программой RecordSay]
[И.Ш.] Видишь, как много сразу слышно, когда слышишь себя со стороны.
[Константин] А англичане быстро говорят.
[И.Ш.] Если их замедлить раза в два - как у русских получится…
[Константин] Не понятно, как скорость говорения развить.. Мерфи читал - ну уже скороговоркой читаю изо всех сил.. Слушаю - медленно выходит.
[И.Ш.] Практика... Немного попрактиковать, как это я описывал (методом постепенного увеличения скорости), но потом вернуться к постановке абсолютного безакцентного произношения (записывая и прослушивая себя). Я еще не знаю, сколько над этим придется работать.
[Константин] Ну я только начал практиковать с Мерфи. Когда ты говоришь медленно, быстрее, быстрее - это значит быстрее изо дня в день или одну фразу медленно а потом быстрее, быстрее?
[И.Ш.] Одну фразу начать с «медленно» и довести до «быстро», потом другую фразу...
[Константин] Я сначала так и понял, а сегодня мне показалось, что постепенно наращивать скорость удобнее.
[И.Ш.] Говорить стараться всегда настолько хорошо, насколько получается, постепенно переводя на автомат, чтобы фразы вылетали без участия сознания.
Когда ты говоришь медленно, ты сознательно отслеживаешь все, а на больших скоростях - просто выдаешь гештальт (законченный образ - в данном случае предложение), который уже есть.
[Константин] Похоже, что так и есть. Еще заметил: медленно верно говорю, быстро - нет. По звукам: русские звуки появляются в быстрой речи.
[И.Ш.] А что если так сделать? Взять фильм, чтобы по душе было смотреть многократно, да и заучить к нему все слова. Или, если это проблематично, работаешь с фильмом, паузой и Минисловариком с Контекстом - выписывая все слова к фильму. А потом по этому фильму ставить произношение.
В Шреке 1, к примеру, всего 1300 слов. Самые общеупотребительные слова тебе уже знакомы. Долго ли остальные выучить?
[Константин] Месяц наверное.
[И.Ш.] А как быстро у тебя слова заучиваются, когда работаешь с Мнемокарточками?
[Константин] Одно слово в минуту, наверное. При повторении еще секунд тридцать на слово.
[И.Ш.] Что-то очень быстро. С такими стартовыми данными...
[Константин] Обычно я на 3-й раз помню перевод любого слова. Но на следующий день процентов 70 выветривается. Делаю повторов слова шесть - семь для заучивания, и для повторения - три.
[И.Ш.] Тогда заучить все слова к фильму по первому разу - задача дней четырех, пяти...
Я использую разные режимы - сейчас я не всегда запускаю озвучку (отслеживаю транскрипцию в Контексте - Мнемокарточки посылают в буфер, Контекст ловит - все само собой происходит).
Еще я теперь заучиваю под музыку. Это аналогично упражнению стук-ритм Андреева (техника быстрого чтения), но это естественно и не скучно.
Режимы работы, количество слов, количество повторений, темп - меняю время от времени.
Если задержка совсем небольшая, то не всегда успеваю прочитывать с первого раза сложные слова. Это при том, что я хорошо знаю правила чтения.
Также заучиваю под музыку, отстукивая ее (музыки) ритм и набирая слова при этом (режим проверки правописания). Это уже посложнее «стук-ритма» будет, но и эффективней. У начинающих сразу не получится. Вообще печатать одно, при этом отстукивая ритм песни и подпевая - это легко и интересно, но для начинающих запредельно трудно. Об этом упражнении я потом буду писать подробней.
[Константин] Я только с озвучкой, и еще писание. Это быстрее, как ни странно выходит, и слова запоминаются лучше.
Я как-то не всегда сознательно применяю правила чтения - в основном проверяю "интуитивное" прочтение при помощи правил. И еще озвучка помогает. Бывает и такое - с первого раза слова оседают. Но только в одну сторону, когда надо что-то сказать - проблема.
[И.Ш.] А мои стартовые условия были почти ноль без палочки - в 100 раз хуже среднего. А теперь часто слышу, что если у меня все получается, то это потому, что у меня способности хорошие.
Так что, если будешь переключать режимы, да и попробуешь со временем под музыку... Если не будешь спешить... В общем, брать курс надо на чудеса... Чтобы потом запоминать с первого раза и в быстром темпе. То есть в том темпе, который со стороны воспринимается как быстрый, но во внутреннем плане как очень неторопливый. Эту внутреннюю неторопливость терять НИЗЬЗЯ!
Иногда, занимаясь, форсируешь (нарабатываешь уже усвоенные движения) - потом возвращаешься в неторопливость, в медленный режим. Но и в этом случае - не спешишь…
[Константин] Я еще работаю на осознанностью движений. Ну, то есть, чтобы наблюдать работу "снаружи", не втягиваясь. Когда это удается - появляется неторопливость... Легкость движений появляется… Удается не часто пока что.
[И.Ш.] Так переход от замедленного к быстрому - это и есть работа над осознанностью движений, освоение транса, когда бессознательное само выполняет работу, а ты только присутствуешь при этом. Пока бессознательное само не работает - считай ничему не научился.
Задача перейти из рабочих в управляющие. Так получается по жизни: что не идет легко, то не идет вообще.
[Константин] Потому что, если не идет легко, значит работу пытаешься тянуть "ты", вместо того чтобы она спонтанно выполнялась бессознательным?
[И.Ш.] Вот именно!
Кстати, лишние клики очень мешают именно этому - они сбивают, отвлекают. А так, заучиваешь слова, к примеру, - отслеживаешь, как бессознательное участвует... Не хочет - не неволишь его. Сегодня оно может быть не в духе - завтра настроится
После разного рода потрясений оно вообще часто не хочет присутствовать в процессе...
А слушание песен во время заучивания - это способ отключить собственное участие, где дело должно делаться само. Два дела одновременно невозможно делать, если бессознательное не работает само.
[Константин] Вот тут задача, я заметил тоже сегодня с утра (слова когда учил), что многие вещи, они как по привычке могут быть... Уже сознание не вовлечено, а бессознательное только делает вид что учит. И много чего таким образом происходит.
Далее остается только на самовыполнение переводить.
Еще метафора: способности - это как деревце, которое посадил. Его рост не форсируется. Первое время оно растет медленно, почти не растет... Не надо его тянуть за ветки, чтобы быстрее росло...
[Константин] Я так думаю, что если нет связанности, слияния с чем либо, то и потребности форсировать не возникает. Если же наоборот, считаешь что ты это твои способности, начинаешь себя оценивать, хочешь быстрее, хочешь потянуть, обламываться начинаешь…
Но тут шутка в том: работать можно только над внешними обстоятельствами, над тем что не ты.. И, если ты это твои способности, то их развить не удается. Получается замкнутый круг.
[И.Ш.] Так называемая вера в "себя" - это пример дури, которая мешает работать. Комплекс. Куда лучше чувствовать себя другом природной силы, которая сама с удовольствием за тебя работает. Безгранично мощной силы. Ну разве не повод для уверенности по жизни? И совсем не повод для гордыни...
Кстати, и слова "блаженны нищие духом" в этом контексте пониматься по-новому начинают.
Опять видим, что неспособности - это следствие этических ошибок.
Шальнов Илья Вячеславович
ICQ 284880074
Пишите на адрес shalnov@oss.ru Имейте в виду, что любая часть переписки может быть процитирована в рассылке без указания почтового адреса, если не оговорено обратное.
http://studynlp.narod.ru/english.html