Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знай и Умей

  Все выпуски  

Знай и Умей Где и как искать плодотворные идеи?


Где и как искать плодотворные идеи?

Выпуск 4

Что такое плодотворная идея?
Удивительно, Вы не находите? Идеи в этом материальном мире дорого стоят! Это реальность, в которой мы живем.
Дорого - не только в денежном выражении, когда обладатель идеи, неожиданно для всех, становится очень состоятельным человеком.
Новые идеи позволяют опережать время, сохранить жизнь и здоровье, получить такие результаты, которые раньше и не снились.
Обычно, сама по себе идея ничего не дает, вот когда эта идея воплощена и начинает приносить существенные плоды, вот тут ее называют плодотворной, революционной, и как только ее не называют, чтобы подчеркнуть степень ее превосходства.
Не только для решения глобальных проблем нужны новые идеи.
Приведу только два простых примера:
Пример первый. Разоряющаяся организация. Вот, вот организация станет банкротом. Назначено новое руководство. Начинается поиск новых методов и идей для вывода предприятия из кризиса. Если идеи найдены и воплощены в производство, предприятие выживает, и не только выживает, но и успешно развивается.
Пример второй. На основе анализа поставлена задача, разработать определенный продукт, а как этот продукт создать и что для этого необходимо неизвестно. В общем, иди туда не знаю куда, возьми то не знаю что, но чтобы идея создания этого "продукта" была готова к следующему вторнику!
И здесь нужны новые идеи, потому как подобная задача до сих пор не решалась ни кем.
Таковым "продуктом" может быть не обязательно материальная субстанция, это может быть и услуга, лекарство, информационный продукт, и т.д и т.п.
Откуда взять новые идеи?
Оказывается, не так безнадежно все, в поиске новых идей как кажется с первого взгляда. Люди за тысячи лет не только придумывали новое, но и придумывали как придумывать новое. По научному это называется способность генерировать идеи.
Генерировать идеи можно различными способами:
Первый способ - генератор идей один человек.
Это когда ни кто тебе не помогает, а может быть ни кто не мешает :-) . Весь процесс от начала и до конца совершает один человек. Конечно, подручных средств может быть огромное множество, начиная от ручки и блокнота заканчивая современными вычислительными системами и сложнейшими программами.
Второй способ - генерация идей в группе.
Это когда в генерации идей участвуют не менее двух человек одновременно.
Третий способ - комбинированный. Сначала все дружно генерируют, а один управляет процессом. Или наоборот, генерирует один, группа развивает идеи.
В настоящее время этот способ используется все чаще и чаще.
Обратите внимание, сценарий примерно такой: один человек объявляет конкурс (в СМИ.) все бросаются выиграть этот конкурс, из за приличной суммы приза за первое место. Естественно, каждый из участников предлагает свои мысли и идеи. Выигрывает самый достойный, но и идеи других участников не остаются без внимания. Таким образом, сгенерированные идеи можно пустить в правильное русло и получить не плохой результат.
Методы генерации новых идей и решения нестандартных задач.
-Мозговой штурм
Выполняется в группе. Существует несколько разновидностей этого метода, у каждого из разновидностей есть свои положительные стороны. Общие правила проведения мозгового штурма:
-Во время мозгового штурма нельзя вступать в дискуссию, спорить и высказывать критические замечания.
- Можно смеяться, высказывая сумасшедшую идею, но нельзя смеяться над ней
- Все расслаблены и непринужденны: глупых идей не бывает.
- Обязательно все идеи, которые были высказаны записываются.
- Объединяйте идеи. Нет моих или твоих идей. Есть наши идеи.
- Специально подобранная музыка и атмосфера, помогающая раскрепостить мысли.
Мы все любим игру Что? Где? Когда? вот это и есть классический пример метода мозгового штурма.
-Метод анкетирования Кроуфорда
Это письменный вариант метода мозгового штурма. Метод анкетирования позволяет добиться анонимности участников мероприятия. Его часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру штурма. Письменные варианты метода мозгового штурма можно проводить двумя способами:
- С использованием карточек. В этом случае идеи записываются на маленьких карточках и циркулируют среди участников так, чтобы можно было добавить сопутствующие идеи или расширить ранее высказанную идею, добавляя но- вые элементы.
- С использованием стендов. В этом случае идеи записываются на досках или на стендах. Участники ходят вдоль этих стендов, как в галерее, и добавляют сопутствующие идеи или расширяют указанные ранее идеи, добавляя новые элементы.
-Метод номинальных групп.
Может случиться так, что во время мозгового штурма самый активный член инициативной группы начнет доминировать. Это может негативно отразиться на результате генерирования идей:
потенциал группы может не проявиться. Те, кто почувствует себя обойденными, потом просто не станут участвовать в реализации выработанных решений. Эту ситуацию учитывает метод номинальных групп.
Цель метода - создать такие условия для проведения мозгового штурма, чтобы все члены группы имели одинаковое право голоса при выработке решения. Для использования метода номинальных групп выполняются следующие действия:
1). Каждый участник записывает каждую идею на отдельной карточке.
2). Все поданные идеи затем переписываются на большой стенд и кратко обсуждаются. Цель обсуждения - уяснить суть каждой идеи и исключить повторяющиеся идеи.
В заключение, каждой идее на стендовом плакате присваивается буквенное обозначение, начиная с буквы А.
3). Следующий шаг - индивидуальная работа. Из общего списка идей каждый член группы выбирает не более пяти идей и записывает их на свою карту для ранжирования. Каждой идее присваивается буква со стенда. При ранжировании идей участники присваивают этим идеям численные коэффициенты, начиная с 5 - для самой важной идеи до 1 - для наименее важной.
4). Лидер сессии далее собирает все карты с ранжировками и переписывает назначенные идеям веса на плакат. Для каждой идеи веса суммируются. Общая оценка тоже фиксируется на стенде. Если идея набрала наибольший вес. то она считается самой приоритетной идеей группы и принимается за решение группы.
-Диаграмма Сродства
Этот метод имеет несколько названий. Его также называют KJ-методом. Дело в том, что латинские буквы К, J- это инициалы создателя предшественника данного метода японского антрополога Дзиро Кавакито. Цель метода - выявление взаимосвязей между отдельными идеями и решениями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего.
Это достигается путем группировки идей и решений и выявления глубинных взаимосвязей между полученными группами. Использование данного метода требует творческого подхода и широкого кругозора участников (Эуне Асбьёрн ).
Рекомендации для составления диаграммы сродства:
1). Участники собираются в комнате с большой доской. Название предмета обсуждения пишется большими буквами в верхней части доски, предпочтительно без использования специальных терминов и подчеркивается.
2). Выдвигаемые идеи или решения определяются методом мозгового штурма. Их записывают на специальных клейких карточках. Эти идеи или решения на карточках надо формулировать кратко и лаконично. Ни в коем случае фор- мулировка не должна состоять из одного слова. Затем карточки приклеиваются к доске в произвольном порядке.
3). Не говоря ни слова, без какой-либо дискуссии, группа должна передвигать карточки по доске так, чтобы получились группы со взаимосвязанными идеями и решениями. Обычная ситуация заключается в том, что карточки передвигаются вперед и назад много раз, пока не займут нужных мест. В зависимости от числа выдвинутых идей, вся процедура может занять час или более времени. Альтернатива заключается в том, что, с одной стороны, время можно ограничить, с другой стороны - это время можно установить достаточно продолжительным (целый рабочий день, несколько дней, неделя). В течение всего этого времени участники подходят к доске и передвигают карточки в соответствии с их внутренними предпочтениями.
4). По окончании процедуры группировки карточек участники эксперимента обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные карточки оказались на конкретных местах, возмож- ны еще дополнительные перемещения карточек. Общее число полученных групп не должно превышать 5-10. Важно дать каждой группе название. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.
5). Теперь можно вычертить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключаются в прямоугольники. Прямоугольники соединяют стрелками для указания связей между группами.
6). Заключительный этап - оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут влиять друг на друга. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке процессов по совершенствованию.
Кроме этих общих методов, в каждой области знаний есть свои узко профильные теории, методы генерации новых идей и решения не стандартных и изобретательских задач.
У профессиональных изобретателей на вооружении находится метод Генриха Альтшуллера. Анализируя патентные фонды, он выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах он построил Теорию Решения Изобретательских Задач - ТРИЗ. Специалисты ТРИЗ утверждают эта теория позволяет
- перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам.
-решить эти задачи с помощью приемов и принципов.
- получить сразу несколько идей, из которых можно выбрать наилучшие.
-спрогнозировать и предупредить проблемы.
Инженер, владеющий ТРИЗ, эффективно совершенствует технические системы.
У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания.
Сценаристам и писателям технологии Развития Творческого Воображения (РТВ - раздел ТРИЗ) помогут развить сюжеты произведений, придумать неординарные фантастические объекты. Бизнесмены владеющие секретами ТРИЗ обходят конкурентов и повышают свои доходы за счет более эффективного использования ресурсов.
ТРИЗ универсальный инструмент решения нестандартных задач во многих областях.
Более подробно о ТРИЗ мы поговорим в одной из рассылок.
Как фиксировать и систематизировать идеи ?
Иногда гениальные мысли и идеи приходят неожиданно, например, во время прогулки, отдыха или при других неожиданных обстоятельствах..
Как повествует легенда, Ньютону закон пришел в голову, когда он мирно бродил по саду и яблоко упало ему на голову, а Менделееву таблица химических элементов приснилась во сне и т.д..
Так что, будьте готовы, гениальная идея может прийти и к вам в самый неожиданный момент. Идеи имеют так же свойство так же неожиданно исчезать, т.е. забываться. Поэтому любую мысль лучше сразу зафиксировать. И не только фиксировать, но и понятно подробно ее описать,для того что бы не запутаться в догадках, что же за мысль зафиксирована. Ведь мы не знаем через какое время будем читать эти записи.
Вот как можно сохранить свои гениальные идеи и мысли:
- Самый простой и самый проверенный метод это записи на бумаге, это может быть обычный блокнот или записная книжка. В большинстве случаев мысли легче представить в виде графических изображений. Этот метод в последние годы получил широкое распространение и носит название метод ментальной (мыслительной) карты, или Майнд-Мэп [mind - ум, map - карта (англ.)], разработанный известным английским психологом Тони Бузаном. В основе Ментальных карт лежит предположение, что для человеческого мозга естественно:
-Ассоциативное мышление.
-Иерархическое мышление.
А также предположение, что для структурирования, понимания, обработки и запоминания информации лучше всего подходит: Визуальное мышление.
Ментальные карты - это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
-Таким образом, МК можно использовать, чтобы "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
-И наоборот, МК позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".
- Идеи можно фиксировать в переносном или карманном компьютере. Для таких компьютеров разработано множество программ, начиная от простых текстовых и графических редакторов заканчивая специальными программами хранителями и сортировщиками, генераторами идей.
- Самый удобный и самый модный способ
записывать мысли и идеи в сотовом телефоне. В настоящее время практически во всех телефонах такая возможность заложена. И не только записывать с помощью букв, можно на диктофон записать. Произнесите в слух свои новые мысли и запишите на сотовый телефон.
Бывает и так что мысль приходит в связи с увиденным, и тут приходит на помощь сотовый телефон с встроенным фотоаппаратом - сфотографируйте объект, который навел вас на размышления и запишите свои мысли как комментарий к фото.
Как развивать в себе способность генерировать новые идеи?
Чтобы развить творческое мышление и уметь действовать вне существующих шаблонов, надо ежедневно тренироваться.
-Старайся подходить творчески к стоящим перед вами задачам, если даже всем остальным эти задачи кажутся стандартными.
-Из рутины не родятся оригинальные идеи, поэтому старайтесь постоянно вносить разнообразие в свою жизнь. Обогащать себя новым опытом и знаниями, выезжать в путешествия в поисках свежих впечатлений, посещать интересные мероприятия, соревнования, конкурсы, выставки.

-Общайтесь с интересными людьми. Общаться можно не только с теми людьми которых вы знаете, но и с которыми вы не знакомы. Например через интернет. Интернет имеет огромный потенциал для творческой личности, так используйте его в полную силу!
-Для того чтобы развить в себе определенные способности необходимо знать, как это делать. Используйте опыт ученых и изобретателей, доказавших состоятельность своих теорий и методов. Читайте книги о жизни великих людей, там столько позитивной информации.
- Поставь себе планку, ежедневно придумать хотя бы одну новую идею или решить не стандартную задачу.
Со временем поднимайте эту планку, идей должно быть больше и качество по лучше. .


И главное, не падайте духом!
Из любой ситуации есть выход, просто мы не всегда знаем о нём.
www.yzelok.ru


В избранное