Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику Мифы о древней йоге: Миф 2


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Здравствуй, уважаемый Читатель!

   

Мифы о древней йоге

Миф 2: Сурья Намаскар – древная йогическая оздоравливающая последовательность асан

Сурья Намаскар – Приветствие солнцу – это, пожалуй, самое известное архитипичное словосочетание, которое у большинства людей из околойогической тусовки ассоциируется с практикой йоги. Перед глазами так и возникает приятная глазу и сердцу йогина картина, на которой изображено, как… (далее следует читать голосом и с интонацией былинного героя сказок о Киевской Руси)

 «В течение многих и многих тысяч лет древние йогины приходили на рассвете на песчаный морской брег, восточный склон Гималаев или к обрыву у орошающего сонное утро своими кристально-прозрачными брызгами водопада встречать восход солнца. Отрешившись от тягот жизни, мирских утех и сладко-пряных, как масала-чай, мыслей о божественно прекрасных йогинях, суровые снаружи, но добрые внутри адепты Древнего Знания сливались движениями своего тела с пронизывающим все вокруг праническим дыханием Вселенной и лучи восходящего солнца несмело ласкали смуглую кожу их мускулистого тела…»

Так… Главное в этом деле – не уверовать самому теперь. А то ведь перед потомками неудобно будет J

В прошлый раз, когда разбирали миф о скручиваниях тела в асанах, мы довольно подробно и основательно остановились на теме о дошедших до нас источниках йогического знания и определились со списком литературы, на которую можно опираться в вопросах подлинности того или иного утверждения, касающегося древней йоги. Напомню вкратце этот список, состоящих из пяти трактатов:

1. Ригведа (1700-1100 г.г. до н.э.)

2. Шандилья Упанишада (VI-IV в.в. до н.э.)

3. "Йога сутры" Махариши Патанджали (ок. 400 г. до н.э.)

4. "Хатха йога прадипика" («Прояснение хахта йоги»), автор Свами Сватмарама (XV век).

5. Кхеранда самхита (XVII век).

 

Все эти книги сейчас можно легко отыскать и ознакомиться с их содержанием лично. Как вы, наверное, уже догадались, ни о каком «Приветствии солнцу» и даже отдаленно похожей последовательности асан и даже вообще о какой бы то ни было последовательности в этих источниках не упоминается. Так откуда же взялся этот миф? Исследователь йоги, журналист, лауреат Пулитцеровской премии Уильям Броуд в своем труде «Научная йога. Демистификация» (2013) утверждает, что последовательность Сурья Намаскар появилась относительно недавно:

 

«Энциклопедия традиционных асан», опубликованная Институтом йоги Кайвальядхама в Лонавле (институт,

основанный одним из учеников Гуна неподалеку от его ашрама), составлена на основе изучения почти 200 трудов и неопубликованных рукописей; в ней описывается развитие поз йоги в течение нескольких веков, но ничего не говорится о сурья намаскар. Нет этой последовательности и в руководствах, составленных Гуном (1931), Шиванандой (1939) и другими учителями первой половины XX века.

Скорее всего, «приветствие солнцу» возникло в начале XX века в Майсорском дворце, где Кришнамачарья смешал элементы британской гимнастики и индийской борьбы. Но каковы бы ни были истоки этой последовательности, в 1930-е годы сурья намаскар уже считалась важным новым элементом хатха-йоги и медленно начала свое шествие по Индии, а впоследствии и по всему миру.»

 

Самым древним источником, в котором упоминается Сурья Намаскар, является, по всей видимости, труд Свами Вишнудевананды (ученика Свами Шивананды) под названием «Complete Illustrated Book of Yoga» (New York: Bell Publishing, 1960). В этой книге «приветствию солнца» было отведено целых 11 страниц. Обратите внимание на год первого издания книги – 1959. 

На этом вопрос о мнимой древности этой практики, я думаю, что можно считать закрытым.

- А как же быть с парампарой и с мнением уважаемых учителей йоги, практикующих эту последовательность? – могут спросить некоторые.

Отвечаю. Парампара, или «усная передача знаний из поколения в поколение», не может служить надежным источником информации по следующим очевидным причинам:

         искажение информации, которое непременно возникает при ее устной передачи. Научно подтвержденный факт, лежащий в основе детской игры «Поломанный телефон».

         невозможность привести убедительные доказательства того, что полученная информация старше ее текущего носителя. Другими словами, как мы можем знать, что позиционируемая в качестве древней информация не была придумана относительно недавно, пусть даже из самых лучших побуждений?

         «Иногда учителю легче объявить стойку аутентичной, чем объяснять ученику, почему ему (учителю) так удобней» - по словам Анатолия Пахомова, именно такое объяснение когда-то дал его учитель боевых искусств. Другими словами, учитель, пусть даже очень хороший, не может знать об особенностях строения тела его учеников из будущего. Одна и так же практика или последовательно не может подходить всем и, следовательно, не должна слепо копироваться и повторяться всеми.

Мнения уважаемых учителей йоги, безусловно, следует учитывать. Особенно тем людям, для которых эти учителя йоги действительно являются уважаемыми. А как же быть другим людям, не склонным верить другим на слово? Вопрос риторический.

Несмотря на сказанное выше, я, тем не менее, я не склонен утверждать, что Сурья Намаскар – это бесполезная или вредная последовательность. Я вполне могу согласиться c тем, что, обладая соответствующими знаниями и определенной мудростью, опытный практикующий йогин или даже просто исследователь-теоретик, хорошо изучивший анатомию и биомеханику позвоночника, могут создать новую, популярную и легко запоминающуюся оздоровительную методику и назвать ее как угодно: «Приветствие солнца», «Прощание с луной» или даже «Изгнание плохой кармы». В этом нет ничего плохого, если в результате этой практики не будет ухудшаться здоровье практикующих ее людей. Лично я знаком с несколькими десятками вариантов современной Сурьи Намаскар, которые я видел в исполнении разных преподавателей йоги. С точки зрения Корректного Подхода к Позвоночнику некоторые из них можно назвать полезными, а некоторые – однозначно вредными для здоровья. Но мы ведь говорим о мифах древней йоги, не так ли?

Ведь как рассуждает человек, только-только познакомившийся с хатха-йогой и еще не успевший, так сказать, навести справки: «Вот она, проверенная временем древняя практика йоги – последовательность из положений тела, которые необходимо регулярно выполнять для того, чтобы стать здоровым, сильным, гибким и, возможно даже, мудрым». Проблема в том, что мало кто сразу обращает внимание на обусловленные текущим состоянием своего здоровья противопоказания к выполнению тех или иных асан. Мало кто замечает, что почти у каждого инструктора есть свой, немного видоизмененный вариант «приветсвия», обусловленный особенностями физических параметров этого инструктора (мужчины, как правило, выполняют более силовой вариант, а женщина – более гибкий и изящный). Придет, например, мужчина средний лет с протрузией в пояснице на занятие к молодой гибкой богине йоги, выполнит вслед за ней пару циклов Сурья Намаскар с изящными глубокими прогибами назад и – здравствуйте грыжа и боли в пояснице. И тем более не для всех очевидно, что громкое и красивое название с ароматом йоги отнюдь не гарантирует безопасность практики с точки зрения корректного отношения к позвоночнику и, следовательно, здоровья всего тела.

На карикатуре актера Деметри Мартина наглядно показано чем отличается информация в чистом виде от того явления в информационном пространстве, который называют рекламной пропогандой.

 

Александр Кропивко, инструктор Ваджра йоги

«Йога простыми словами»

https://www.facebook.com/groups/yogainsimplewords/

https://vk.com/yogainsimplewords

 



ukryoga@gmail.com
Блог
facebook 

Задавать вопросы можно почтой ukryoga@gmail.com или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.


В избранное