Сурья Намаскар –
Приветствие солнцу – это, пожалуй, самое известное архитипичное словосочетание,
которое у большинства людей из околойогической тусовки ассоциируется с
практикой йоги. Перед глазами так и возникает приятная глазу и сердцу йогина
картина, на которой изображено, как… (далее следует читать голосом и с
интонацией былинного героя сказок о Киевской Руси)
«В течение
многих и многих тысяч лет древние йогины приходили на рассвете на песчаный
морской брег, восточный склон Гималаев или к обрыву у орошающего сонное утро
своими кристально-прозрачными брызгами водопада встречать восход солнца.
Отрешившись от тягот жизни, мирских утех и сладко-пряных, как масала-чай,
мыслей о божественно прекрасных йогинях, суровые снаружи, но добрые внутри
адепты Древнего Знания сливались движениями своего тела с пронизывающим все
вокруг праническим дыханием Вселенной и лучи восходящего солнца несмело ласкали
смуглую кожу их мускулистого тела…»
Так… Главное в
этом деле – не уверовать самому теперь. А то ведь перед потомками неудобно
будет J
В прошлый раз,
когда разбирали миф о скручиваниях тела в асанах, мы довольно подробно и
основательно остановились на теме о дошедших до нас источниках йогического
знания и определились со списком литературы, на которую можно опираться в
вопросах подлинности того или иного утверждения, касающегося древней йоги.
Напомню вкратце этот список, состоящих из пяти трактатов:
1. Ригведа
(1700-1100 г.г. до н.э.)
2. Шандилья
Упанишада (VI-IV в.в. до н.э.)
3. "Йога
сутры" Махариши Патанджали (ок. 400 г. до н.э.)
Все эти книги
сейчас можно легко отыскать и ознакомиться с их содержанием лично. Как вы,
наверное, уже догадались, ни о каком «Приветствии солнцу» и даже отдаленно
похожей последовательности асан и даже вообще о какой бы то ни было
последовательности в этих источниках не упоминается. Так откуда же взялся этот
миф? Исследователь йоги, журналист, лауреат Пулитцеровской премии Уильям Броуд
в своем труде «Научная йога. Демистификация» (2013) утверждает, что
последовательность Сурья Намаскар появилась относительно недавно:
«Энциклопедия традиционных
асан», опубликованная Институтом йоги Кайвальядхама в Лонавле (институт,
основанный
одним из учеников Гуна неподалеку от его ашрама), составлена на основе изучения
почти 200 трудов и неопубликованных рукописей; в ней описывается развитие поз
йоги в течение нескольких веков, но ничего не говорится о сурья намаскар. Нет
этой последовательности и в руководствах, составленных Гуном (1931), Шиванандой
(1939) и другими учителями первой половины XX века.
Скорее всего,
«приветствие солнцу» возникло в начале XX века в Майсорском дворце, где Кришнамачарья
смешал элементы британской гимнастики и индийской борьбы. Но каковы бы ни были
истоки этой последовательности, в 1930-е годы сурья намаскар уже считалась
важным новым элементом хатха-йоги и медленно начала свое шествие по Индии, а
впоследствии и по всему миру.»
Самым древним
источником, в котором упоминается Сурья Намаскар, является, по всей видимости,
труд Свами Вишнудевананды (ученика Свами Шивананды) под названием «Complete
Illustrated Book of Yoga» (New York: Bell Publishing, 1960). В этой книге
«приветствию солнца» было отведено целых 11 страниц. Обратите внимание на год
первого издания книги – 1959.
На этом вопрос о
мнимой древности этой практики, я думаю, что можно считать закрытым.
- А как же быть с
парампарой и с мнением уважаемых учителей йоги, практикующих эту
последовательность? – могут спросить некоторые.
Отвечаю.
Парампара, или «усная передача знаний из поколения в поколение», не может
служить надежным источником информации по следующим очевидным причинам:
искажение
информации, которое непременно возникает при ее устной передачи. Научно
подтвержденный факт, лежащий в основе детской игры «Поломанный телефон».
невозможность
привести убедительные доказательства того, что полученная информация старше ее
текущего носителя. Другими словами, как мы можем знать, что позиционируемая в
качестве древней информация не была придумана относительно недавно, пусть даже
из самых лучших побуждений?
«Иногда
учителю легче объявить стойку аутентичной, чем объяснять ученику, почему ему
(учителю) так удобней» - по словам Анатолия Пахомова, именно такое объяснение
когда-то дал его учитель боевых искусств. Другими словами, учитель, пусть даже
очень хороший, не может знать об особенностях строения тела его учеников из
будущего. Одна и так же практика или последовательно не может подходить всем и,
следовательно, не должна слепо копироваться и повторяться всеми.
Мнения уважаемых
учителей йоги, безусловно, следует учитывать. Особенно тем людям, для которых
эти учителя йоги действительно являются уважаемыми. А как же быть другим людям,
не склонным верить другим на слово? Вопрос риторический.
Несмотря на
сказанное выше, я, тем не менее, я не склонен утверждать, что Сурья Намаскар –
это бесполезная или вредная последовательность. Я вполне могу согласиться cтем, что, обладая соответствующими знаниями и определенной мудростью,
опытный практикующий йогин или даже просто исследователь-теоретик, хорошо
изучивший анатомию и биомеханику позвоночника, могут создать новую, популярную
и легко запоминающуюся оздоровительную методику и назвать ее как угодно:
«Приветствие солнца», «Прощание с луной» или даже «Изгнание плохой кармы». В
этом нет ничего плохого, если в результате этой практики не будет ухудшаться
здоровье практикующих ее людей. Лично я знаком с несколькими десятками
вариантов современной Сурьи Намаскар, которые я видел в исполнении разных
преподавателей йоги. С точки зрения Корректного Подхода к Позвоночнику
некоторые из них можно назвать полезными, а некоторые – однозначно вредными для
здоровья. Но мы ведь говорим о мифах древней
йоги, не так ли?
Ведь как
рассуждает человек, только-только познакомившийся с хатха-йогой и еще не
успевший, так сказать, навести справки: «Вот она, проверенная временем древняя
практика йоги – последовательность из положений тела, которые необходимо
регулярно выполнять для того, чтобы стать здоровым, сильным, гибким и, возможно
даже, мудрым». Проблема в том, что мало кто сразу обращает внимание на обусловленные
текущим состоянием своего здоровья противопоказания к выполнению тех или иных
асан. Мало кто замечает, что почти у каждого инструктора есть свой, немного
видоизмененный вариант «приветсвия», обусловленный особенностями физических
параметров этого инструктора (мужчины, как правило, выполняют более силовой
вариант, а женщина – более гибкий и изящный). Придет, например, мужчина средний
лет с протрузией в пояснице на занятие к молодой гибкой богине йоги, выполнит
вслед за ней пару циклов Сурья Намаскар с изящными глубокими прогибами назад и
– здравствуйте грыжа и боли в пояснице. И тем более не для всех очевидно, что
громкое и красивое название с ароматом йоги отнюдь не гарантирует безопасность
практики с точки зрения корректного отношения к позвоночнику и, следовательно,
здоровья всего тела.
На карикатуре
актера Деметри Мартина наглядно показано чем отличается информация в чистом
виде от того явления в информационном пространстве, который называют рекламной
пропогандой.