Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику Миф 1: асаны на скручивание позвоночника часть 2


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Здравствуй, уважаемый Читатель!

   

Мифы о древней йоге

 Часть 2.

В предыдущей части мы говорили об архитипичности слова «йога» и о том, насколько это удобно для современных рекламистов и маркетологов, а также намеревались разобраться в том, чем йога древняя отличается от йоги современной.

Для определения такого относительного понятия как «древность» мы вынуждены отталкиваться от какого-то определенного периода времени, в течение которого существовало то или иное понятие. К примеру, если считать, что поэзия существовала издревле с давних-давних пор, то В.С. Высоцкого, жившего во второй половине XX века, можно считать поэтом современным, это очевидно. А.С. Пушкина, жившего в XIX веке, вряд ли кто назовет современным поэтом, но все равно еще никак не древним. А вот Овидия, родившегося в 43 году до н. э., мы, дети XX-XXI веков, уже смело можем считать представителем древней поэзии.

Возраст и происхождение йоги на текущий момент точно определить практически невозможно. Существует три самых распространенных версии происхождения йоги: наследие древних исчезнувших цивилизаций, продукт современной цивилизации, продукт инопланетного происхождения (подарок от учителей высшего порядка, как говорят некоторые современные йогины). В любом случае, на текущий момент самой древней из археологических находок, которую можно ассоциировать с йогой, является найденная на территории нынешнего Пакистана при раскопках древнего города Мохенджо-Даро так называемая «печать Пашупати», которая содержит изображение человека, сидящего в йогической позе, и датируется 3м тысячелетием до н.э. (https://en.wikipedia.org/wiki/Pashupati). Почему именно «в йогической»? Опять возвращаемся к понятию архитипичности: когда на современном рекламном плакате мы видим мужчину с голым торсом, сидящего с ровной спиной и скрещенными перед собой ногами, какая мысль обычно первой приходит в голову? - Йогин. То есть как минимум 5 тыс. лет назад у людей уже было какое-то понятие о чем-то таком, что в современном мире известно как «йога». Заранее соглашусь, что это все несколько «притянуто за уши» и вполне возможно, что человек, изображенный на печати, просто так любил сидеть. Хорошо, ну тогда давайте пройдемся по известным на данный момент текстам, которые содержат упоминание о йоге. Заодно будем сразу обращать внимание на упоминание и описание асан, которые содержатся в этих трудах, т.к. именно асаны нас интересуют прежде всего в контексте выбранной темы. Их совсем немного, а тех из них, в которых упоминаются асаны, еще меньше:

1. Ригведа (1700-1100 г.г. до н.э.) содержит упоминает о йоге, как упряжи, которая сдерживает колесницу с 5 лошадьми (иносказательное определение 5 чувств человека). Асаны не упоминаются.

2. Шандилья Упанишада (VI-IV в.в. до н.э.). Помимо описания семи ступеней йоги (да-да, именно семь ступеней описано в этом труде, а не общеизвестные восемь, как позднее у Патанджали), также упоминаются и вкратце описываются 9 асан. Из описанных асан 8 представляют собой положения сидя с прямой спиной и 1 – изометрическое симметричное упражнение в упоре на руках - маюра («павлин»). При этом не упоминаются ни перевернутые положения, ни положения тела с глубокими прогибами и наклонами, ни скручивания. Кроме того, обращается внимание практикующего на умеренность в практике: «Пусть человек, который не способен практиковать все эти положения, посвятит себя практике любого [из них], которое он найдёт лёгким и приятным» (согласно одному из переводов).

3. "Йога сутры" Махариши Патанджали (ок. 400 г. до н.э.). Асана упоминается только один раз в контексте «поза, должна быть устойчивой и удобной». Ничего похожего на скручивания нет.

4. "Хатха йога прадипика" («Прояснение хахта йоги»), автор Свами Сватмарама (XV век). Этот труд уже лишь с натяжкой можно отнести к древним, поскольку в контексте многотысячелетней истории йоги XV век – это не очень далеко. Упоминаются 15 асан, большинство из которых – это положения сидя с ровной спиной. Особо выделены 4 асаны, как «самые важные» - все в положении сидя с ровной спиной. Одну асану («Дханура»), судя по описанию, можно трактовать как прогиб и одну асану – Матсиендра – как положение сидя с поворотом туловища, причем в тексте подчеркивается, что все асаны были даны Шивой, а вот именно вот эту, которая с поворотом, придумал Матсиендранат.

5. Кхеранда самхита (XVII век). Как и «Прадипику», древним этот труд можно назвать только с определенной натяжкой. Упоминаются 32 асаны, "которые можно выполнять людям в этом мире". Среди них подавляющее большинство выполняются в положении сидя с различными вариациями положений рук и ног и ровной спиной. Две асаны, судя по описанию, можно трактовать как прогиб и одну как поворот (все та же Матсиендра).

Вот и все. Все остальные труды – это уже XVIII-XXI века и назвать их древними уже никак не получается даже с натяжкой. То есть труды и Айенгара, и Шивананды, и Лаппы, и Сидерского и других известных современных преподавателей йоги – это современная авторская интерпретация йогических практик.

И, наконец, проанализируем перечисленные выше древние тексты в контексте упомянутых в них асан.

Первое, что бросается в глаза – это полное отсутствие или небольшое количество асан в более древних текстах и постепенное их увеличение в количестве в последующих текстах. На основании этого можно сделать вывод о том, что первоначально йога вообще не рассматривала асаны как необходимую и важную практику, как это предлагают делать многие современные преподаватели.

Во-вторых, подавляющее большинство описанных асан – это положения тела с прямой спиной.

В-третьих, асаны с прогибом и поворотом впервые упоминаются в XV веке. То есть, если учитывать многотысячелетнюю историю йоги, это почти «вчера». Причем из 15 асан, описанных в Прадипике, только одна с прогибом и только одна – с поворотом туловища.

В-четвертых, по поводу Матсиендры (асаны с поворотом) имеется замечание о том, что эта асана, в отличие от всех остальных, оставлена не такой авторитетной личностью, как Шива. Для тех, кто не знаком с мифологической составляющей, объясняю: Шива – это божество, а Матсиендранат – это человек. Немного разные уровни доверия, не так ли? smile emoticon

В-пятых, ввиду отсутствия иллюстраций и, скажем прямо, неаккуратного описания асан, мы не имеем возможности точно судить о некоторых из них. Например, асана с поворотом, матсиендра, в Гхеранда Самхите описывается таким образом:

«2.23. Сделай живот таким же плоским, как и спину. Сидя без напряжения, согни левую ногу и положи её ступню за правое колено.

2.24. Положи (на левую ногу) правый локоть. Лицо обращено вправо. Взгляд – между бровями. Это Матсиендрасана».

В Прадипике эта же асана описана таким образом:

«Помести правую стопу за стопу левой ноги, согнутой в бедре, а левую стопу за правое колено. Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой руке. Полностью поверни голову и тело налево».

Некоторые современные преподаватели йоги интерпретируют эти описание как скручивания – повороты туловища за пределы физиологической нормы с использованием рычагов или по инерции. Возникает вопрос: в каком месте в вышеприведенных описаниях сказано, что нужно помогать себе руками или ногами для того, чтобы скрутиться посильнее, за пределы физиологической нормы?

То же самое, кстати, можно сказать и по-поводу асан, которые современные преподаватели йоги трактуют как глубокие прогибы, например, Бхуджангасаны («поза кобры»):

«Ложись на пол на живот. Держа ладони на земле, поднимай голову, подобно змее»

Вопрос: в каком месте указано, что при этом нужно отталкиваться руками от пола и стараться прогибаться как можно глубже, как это делают многие современные йогины?

Подытожим по поводу скручиваний: ни в одном и древних источников, в которых упоминаются асаны хатха йоги, не упоминаются скручивания ни в том количестве, ни в том виде, в котором предлагают их практиковать современные учителя йоги. Подавляющее большинство асан выполняются с прямой спиной и с симметричной нагрузкой.

Вывод: распространенное утверждение о том, что скручивание – это наследие древней йоги, является недоказуемым мифом и не соответствует действительности.

P.S. И пара слов по поводу парампары – усной передачи информации «из поколения в поколение». В детстве мы с друзьями играли в такую игру, называется «Поломанный телефон». А также в народе существует такое сокращение: ОБС – одна бабка сказала. А если подробнее, то "Hе доверяйте тому, что вы слышали; Не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; Не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; Не доверяйте, если это является всего лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; Не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; Не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему" (Будда Шакьямуни)

 

Александр Кропивко, инструктор Ваджра йоги

«Йога простыми словами»

https://www.facebook.com/groups/yogainsimplewords/

https://vk.com/yogainsimplewords

 



ukryoga@gmail.com
Блог
facebook 

Задавать вопросы можно почтой ukryoga@gmail.com или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.


В избранное