В предыдущей
части мы говорили об архитипичности слова «йога» и о том, насколько это удобно
для современных рекламистов и маркетологов, а также намеревались разобраться в
том, чем йога древняя отличается от йоги современной.
Для определения
такого относительного понятия как «древность» мы вынуждены отталкиваться от
какого-то определенного периода времени, в течение которого существовало то или
иное понятие. К примеру, если считать, что поэзия существовала издревле с
давних-давних пор, то В.С. Высоцкого, жившего во второй половине XX века, можно
считать поэтом современным, это очевидно. А.С. Пушкина, жившего в XIX веке,
вряд ли кто назовет современным поэтом, но все равно еще никак не древним. А
вот Овидия, родившегося в 43 году до н. э., мы, дети XX-XXI веков, уже смело
можем считать представителем древней поэзии.
Возраст и
происхождение йоги на текущий момент точно определить практически невозможно.
Существует три самых распространенных версии происхождения йоги: наследие
древних исчезнувших цивилизаций, продукт современной цивилизации, продукт
инопланетного происхождения (подарок от учителей высшего порядка, как говорят
некоторые современные йогины). В любом случае, на текущий момент самой древней
из археологических находок, которую можно ассоциировать с йогой, является
найденная на территории нынешнего Пакистана при раскопках древнего города
Мохенджо-Даро так называемая «печать Пашупати», которая содержит изображение
человека, сидящего в йогической позе, и датируется 3м тысячелетием до н.э.
(https://en.wikipedia.org/wiki/Pashupati). Почему именно «в йогической»? Опять
возвращаемся к понятию архитипичности: когда на современном рекламном плакате
мы видим мужчину с голым торсом, сидящего с ровной спиной и скрещенными перед
собой ногами, какая мысль обычно первой приходит в голову? - Йогин. То есть как
минимум 5 тыс. лет назад у людей уже было какое-то понятие о чем-то таком, что
в современном мире известно как «йога». Заранее соглашусь, что это все несколько
«притянуто за уши» и вполне возможно, что человек, изображенный на печати,
просто так любил сидеть. Хорошо, ну тогда давайте пройдемся по известным на
данный момент текстам, которые содержат упоминание о йоге. Заодно будем сразу
обращать внимание на упоминание и описание асан, которые содержатся в этих
трудах, т.к. именно асаны нас интересуют прежде всего в контексте выбранной
темы. Их совсем немного, а тех из них, в которых упоминаются асаны, еще меньше:
1. Ригведа
(1700-1100 г.г. до н.э.) содержит упоминает о йоге, как упряжи, которая
сдерживает колесницу с 5 лошадьми (иносказательное определение 5 чувств
человека). Асаны не упоминаются.
2. Шандилья
Упанишада (VI-IV в.в. до н.э.). Помимо описания семи ступеней йоги (да-да,
именно семь ступеней описано в этом труде, а не общеизвестные восемь, как
позднее у Патанджали), также упоминаются и вкратце описываются 9 асан. Из
описанных асан 8 представляют собой положения сидя с прямой спиной и 1 –
изометрическое симметричное упражнение в упоре на руках - маюра («павлин»). При
этом не упоминаются ни перевернутые положения, ни положения тела с глубокими
прогибами и наклонами, ни скручивания. Кроме того, обращается внимание
практикующего на умеренность в практике: «Пусть человек, который не способен
практиковать все эти положения, посвятит себя практике любого [из них], которое
он найдёт лёгким и приятным» (согласно одному из переводов).
3. "Йога
сутры" Махариши Патанджали (ок. 400 г. до н.э.). Асана упоминается только
один раз в контексте «поза, должна быть устойчивой и удобной». Ничего похожего
на скручивания нет.
4. "Хатха
йога прадипика" («Прояснение хахта йоги»), автор Свами Сватмарама (XV
век). Этот труд уже лишь с натяжкой можно отнести к древним, поскольку в
контексте многотысячелетней истории йоги XV век – это не очень далеко.
Упоминаются 15 асан, большинство из которых – это положения сидя с ровной
спиной. Особо выделены 4 асаны, как «самые важные» - все в положении сидя с
ровной спиной. Одну асану («Дханура»), судя по описанию, можно трактовать как
прогиб и одну асану – Матсиендра – как положение сидя с поворотом туловища,
причем в тексте подчеркивается, что все асаны были даны Шивой, а вот именно вот
эту, которая с поворотом, придумал Матсиендранат.
5. Кхеранда
самхита (XVII век). Как и «Прадипику», древним этот труд можно назвать только с
определенной натяжкой. Упоминаются 32 асаны, "которые можно выполнять
людям в этом мире". Среди них подавляющее большинство выполняются в
положении сидя с различными вариациями положений рук и ног и ровной спиной. Две
асаны, судя по описанию, можно трактовать как прогиб и одну как поворот (все та
же Матсиендра).
Вот и все. Все
остальные труды – это уже XVIII-XXI века и назвать их древними уже никак не
получается даже с натяжкой. То есть труды и Айенгара, и Шивананды, и Лаппы, и
Сидерского и других известных современных преподавателей йоги – это современная
авторская интерпретация йогических практик.
И, наконец,
проанализируем перечисленные выше древние тексты в контексте упомянутых в них
асан.
Первое, что
бросается в глаза – это полное отсутствие или небольшое количество асан в более
древних текстах и постепенное их увеличение в количестве в последующих текстах.
На основании этого можно сделать вывод о том, что первоначально йога вообще не
рассматривала асаны как необходимую и важную практику, как это предлагают
делать многие современные преподаватели.
Во-вторых,
подавляющее большинство описанных асан – это положения тела с прямой спиной.
В-третьих, асаны
с прогибом и поворотом впервые упоминаются в XV веке. То есть, если учитывать
многотысячелетнюю историю йоги, это почти «вчера». Причем из 15 асан, описанных
в Прадипике, только одна с прогибом и только одна – с поворотом туловища.
В-четвертых, по
поводу Матсиендры (асаны с поворотом) имеется замечание о том, что эта асана, в
отличие от всех остальных, оставлена не такой авторитетной личностью, как Шива.
Для тех, кто не знаком с мифологической составляющей, объясняю: Шива – это
божество, а Матсиендранат – это человек. Немного разные уровни доверия, не так
ли? smile emoticon
В-пятых, ввиду
отсутствия иллюстраций и, скажем прямо, неаккуратного описания асан, мы не
имеем возможности точно судить о некоторых из них. Например, асана с поворотом,
матсиендра, в Гхеранда Самхите описывается таким образом:
«2.23. Сделай
живот таким же плоским, как и спину. Сидя без напряжения, согни левую ногу и
положи её ступню за правое колено.
2.24. Положи (на
левую ногу) правый локоть. Лицо обращено вправо. Взгляд – между бровями. Это
Матсиендрасана».
В Прадипике эта
же асана описана таким образом:
«Помести правую
стопу за стопу левой ноги, согнутой в бедре, а левую стопу за правое колено.
Держи правую стопу в левой руке, а левую стопу в правой руке. Полностью поверни
голову и тело налево».
Некоторые
современные преподаватели йоги интерпретируют эти описание как скручивания –
повороты туловища за пределы физиологической нормы с использованием рычагов или
по инерции. Возникает вопрос: в каком месте в вышеприведенных описаниях
сказано, что нужно помогать себе руками или ногами для того, чтобы скрутиться
посильнее, за пределы физиологической нормы?
То же самое,
кстати, можно сказать и по-поводу асан, которые современные преподаватели йоги
трактуют как глубокие прогибы, например, Бхуджангасаны («поза кобры»):
«Ложись на пол на
живот. Держа ладони на земле, поднимай голову, подобно змее»
Вопрос: в каком
месте указано, что при этом нужно отталкиваться руками от пола и стараться
прогибаться как можно глубже, как это делают многие современные йогины?
Подытожим по
поводу скручиваний: ни в одном и древних источников, в которых упоминаются
асаны хатха йоги, не упоминаются скручивания ни в том количестве, ни в том
виде, в котором предлагают их практиковать современные учителя йоги.
Подавляющее большинство асан выполняются с прямой спиной и с симметричной
нагрузкой.
Вывод:
распространенное утверждение о том, что скручивание – это наследие древней
йоги, является недоказуемым мифом и не соответствует действительности.
P.S. И пара слов
по поводу парампары – усной передачи информации «из поколения в поколение». В
детстве мы с друзьями играли в такую игру, называется «Поломанный телефон». А
также в народе существует такое сокращение: ОБС – одна бабка сказала. А если
подробнее, то "Hе доверяйте тому, что вы слышали; Не доверяйте традициям,
так как их передавали из поколения в поколение; Не доверяйте ничему, если это
является слухом или мнением большинства; Не доверяйте, если это является всего
лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; Не доверяйте догадкам; не
доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; Не доверяйте
одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и
анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного
и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему" (Будда Шакьямуни)