Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сократ и Диоген - древнегреческие йоги? Диоген-заключение.


Хатха Йога. Корректный подход к позвоночнику

Йога в Киеве Йога в Киеве              

Доброго времени суток, уважаемый Читатель!

Выпуск 208

 

Сократ и Диоген – древнегреческие йоги? Диоген-заключение.

 

У расточителя он просил целую мину; тот спросил, почему он у других выпрашивает обол, а у него целую мину. "Потому, — ответил Диоген, — что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо".

Когда его попрекали, что он просит подаяния, а Платон не просит, он сказал: "Просит и Платон, только голову близко склонив, чтоб его не слыхали другие". Увидев неумелого стрелка из лука, он уселся возле самой мишени и объяснил: "Это чтобы в меня не попало". О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на радость.

На вопрос, является ли смерть злом, он ответил: "Как же может она быть злом, если мы не ощущаем ее присутствия?" Он говорил, что образование сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, а богатых украшает, и что быть в хорошем настроении – значит причинять муки своим завистникам. 

              Все дела совершал он при всех: и дела Деметры, и дела Афродиты. Рассуждал он так: если завтракать прилично, то прилично завтракать и на площади; занимаясь рукоблудием у всех на виду,  говорил: "Вот если бы и голод можно было унять, потирая живот!" О нем есть много и других рассказов, перечислять которые было бы слишком долго.

Он говорил, что те, кто стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и телом. Он приводил примеры того, что упражнение облегчает достижение добродетели: в ремеслах мастера не случайно добиваются ловкости рук долгим опытом; среди певцов и борцов один превосходит другого благодаря непрестанному труду; а если бы они перенесли свою заботу также и на собственный ум, такой труд был бы и полезным и ценным. Если вместо бесполезных трудов мы предадимся тем, которые возложила на нас природа, то достигнем блаженной жизни; и только неразумие заставляет нас страдать. Само презрение к наслаждению благодаря привычке становится высшим наслаждением.

             Этому он и учил собственным примером; поистине, это было "переоценкой ценностей", ибо естественность была для него ценнее, чем традиции и догмы. Он говорил, что ведет такую жизнь, какую вел Геракл, выше всего ставя свободу. А о законах он говорил, что закон — это городская прихоть. Знатное происхождение, славу и прочее подобное он высмеивал, обзывая все это прикрасами порока. Единственным истинным государством он считал весь мир. (Отсюда —  понятие «космополит» (cosmos, мир как politeia, государство)).

Геометрией, астрономией и прочими подобными науками Диоген пренебрегал, почитая их бесполезными и ненужными. В ответах он отличался находчивостью и меткостью, как это явствует из всего сказанного.  Этот человек обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его доводам.

Говорят, что он умер почти девяноста лет от роду. О его смерти существуют различные версии. По некоторым свидетельствам день смерти Диогена совпадает с днем смерти Александра Македонского. Одни говорят, что он съел сырого осьминога, заболел холерой и умер; другие — что он задержал себе дыхание:

 

"…Не таков был мудрец из Синопа, с палкой, в двойном плаще,

под открытым небом живущий:

Принял он смерть, закусив себе губы зубами и задержавши дыханье.

Был он поистине Отпрыском Зевса и псом-небожителем …"

 

 Третьи говорят, что рассказ о том, что он задержал дыхание, — это домысел его учеников.

Диоген жил в это время в Крании, поблизости от Коринфа. Однажды, явившись к нему, как обычно, ученики увидели, что он лежит, закутавшись в плащ, и подумали, что он спит, — вообще же он не отличался сонливостью; а когда откинули плащ, то увидели, что он уже не дышит, и подумали, что он сделал это умышленно, чтобы незаметно уйти из жизни. Между учениками, говорят, разгорелся спор, кому его хоронить, и дело даже дошло до драки; но вмешались родители и старейшины и указали похоронить Диогена возле городских ворот.

На его могиле поставили столб, а на столбе - собаку из паросского камня. (Этот памятник видели еще во II  в. н. э.).

             Впоследствии сограждане Диогена, почтили его также медными изображениями, написав на них так:

 

Пусть состарится медь под властью времени,— все же

Переживет века слава твоя, Диоген:

Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указал нам путь, легче которого нет ...

 

 

Используемые материалы:

Диоген Лаэрций "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" Перевод с древнегреческого М.Л.Гаспарова

"Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений "Автор-составитель Вадим Серов,

А. Ф. Лосев. История античной эстетики,

Материалы из интернета.

 

Евгений Кожевников

Инструктор Киевской Школы Йоги http://www.ukryoga.com/instruktors/ek.html

 


ukryoga@gmail.com

Задавать вопросы можно почтой или непосредственно на сайте, в разделе вопросы-ответы или, если хотите также участвовать в дискуссиях - на форуме.

В избранное