Сократ и Диоген – древнегреческие йоги? Диоген-заключение.
У расточителя он просил целую
мину; тот спросил, почему он у других выпрашивает обол, а у него целую мину.
"Потому, — ответил Диоген, — что у других я надеюсь попросить еще раз, а
доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо".
Когда его попрекали, что он
просит подаяния, а Платон не просит, он сказал: "Просит и Платон, только
голову близко склонив, чтоб его не слыхали другие". Увидев неумелого
стрелка из лука, он уселся возле самой мишени и объяснил: "Это чтобы в
меня не попало". О влюбленных говорил он, что они мыкают горе себе на
радость.
На вопрос, является ли смерть
злом, он ответил: "Как же может она быть злом, если мы не ощущаем ее
присутствия?" Он говорил, что образование сдерживает юношей, утешает
стариков, бедных обогащает, а богатых украшает, и что быть в хорошем настроении
– значит причинять муки своим завистникам.
Все дела совершал он при всех: и
дела Деметры, и дела Афродиты. Рассуждал он так: если завтракать прилично, то
прилично завтракать и на площади; занимаясь рукоблудием у всех на виду, говорил: "Вот если бы и голод можно было
унять, потирая живот!" О нем есть много и других рассказов, перечислять
которые было бы слишком долго.
Он говорил, что те, кто
стремится к добродетели, должны быть здоровыми и сильными как душой, так и
телом. Он приводил примеры того, что упражнение облегчает достижение
добродетели: в ремеслах мастера не случайно добиваются ловкости рук долгим
опытом; среди певцов и борцов один превосходит другого благодаря непрестанному
труду; а если бы они перенесли свою заботу также и на собственный ум, такой
труд был бы и полезным и ценным. Если вместо бесполезных трудов мы предадимся
тем, которые возложила на нас природа, то достигнем блаженной жизни; и только
неразумие заставляет нас страдать. Само презрение к наслаждению благодаря
привычке становится высшим наслаждением.
Этому он и учил собственным
примером; поистине, это было "переоценкой ценностей", ибо естественность
была для него ценнее, чем традиции и догмы. Он говорил, что ведет такую жизнь,
какую вел Геракл, выше всего ставя свободу. А о законах он говорил, что закон —
это городская прихоть. Знатное происхождение, славу и прочее подобное он
высмеивал, обзывая все это прикрасами порока. Единственным истинным
государством он считал весь мир. (Отсюда —
понятие «космополит» (cosmos, мир как politeia, государство)).
Геометрией, астрономией и
прочими подобными науками Диоген пренебрегал, почитая их бесполезными и
ненужными. В ответах он отличался находчивостью и меткостью, как это явствует
из всего сказанного. Этот человек
обладал поразительной силой убеждения, и никто не мог противостоять его
доводам.
Говорят, что он умер почти
девяноста лет от роду. О его смерти существуют различные версии. По некоторым свидетельствам день
смерти Диогена совпадает с днем смерти Александра Македонского. Одни говорят,
что онсъел сырого осьминога,
заболел холерой и умер; другие — что он задержал себе дыхание:
"…Не таков был мудрец из
Синопа, с палкой, в двойном плаще,
под открытым небом живущий:
Принял он смерть, закусив
себе губы зубами и задержавши дыханье.
Был он поистине Отпрыском
Зевса и псом-небожителем …"
Третьи говорят, что рассказ о том, что он
задержал дыхание, — это домысел его учеников.
Диоген жил в это время в
Крании, поблизости от Коринфа. Однажды, явившись к нему, как обычно, ученики
увидели, что он лежит, закутавшись в плащ, иподумали, что он
спит, — вообще же он не отличался сонливостью; а когда откинули плащ, то
увидели, что он уже не дышит, и подумали, что он сделал это умышленно, чтобы
незаметно уйти из жизни. Между учениками, говорят, разгорелся спор, кому его
хоронить, и дело даже дошло до драки; но вмешались родители и старейшины и
указали похоронить Диогена возле городских ворот.
На его могиле поставили
столб, а на столбе - собаку из паросского камня. (Этот памятник видели еще во
II в. н. э.).
Впоследствии сограждане Диогена,
почтили его также медными изображениями, написав на них так:
Пусть состарится медь
под властью времени,— все же
Переживет века слава
твоя, Диоген:
Ты нас учил, как
жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь,
легче которого нет ...
Используемые материалы:
Диоген
Лаэрций "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" Перевод
с древнегреческого М.Л.Гаспарова
"Энциклопедический
словарь крылатых слов и выражений "Автор-составитель Вадим Серов,