Интервью с Анатолием Пахомовым, руководителем Киевской школы Йоги
Часть 1
1. Марина Ковалева: Анатолий, недавно закончились инструкторские курсы, какие впечатления?
Я знаю, что в этом году было много человек и даже не все желающие смогли попасть… Какие планы на следующий год? Или есть также планы на этот год по подготовке инструкторов?
Анатолий Пахомов: Да, нам пришлось закрыть регистрацию заранее, так как на базе в Карпатах не помещается больше 50 человек. И к сожалению, не все смогли попасть. Приехали 54 инструктора с разных стран. Больше
всего приехало людей с России, были даже с Челябинска и Байкала, приехали также с Казахстана, Израиля, Швейцарии, Турции и других стран. Конечно же были и с Украины. Приятно то, что приезжают не только начинающие инструкторы, но так же и опытные, иногда с более чем 10-летним опытом практики, те кто на своем опыте понял необходимость корректировать практику. Это был особенный семинар, я бы даже сказал, это был самый лучший и самый интересный семинар, который мне доводилось проводить. Возможно впереди
еще интереснее, но пока что говорю о том, что есть сейчас. Подобные отзывы мы слышали от разных участников семинара. Конечно же, это заслуга всех, кто приехал обучаться и делиться опытом, ведь мы все время учимся и познаем мир, йогу. Приехали очень интересные люди, каждый со своим мировоззрением, и всех объединила идея необходимости корректной практики хатха йоги, необходимости бережного отношения к телу.
2. Марина
Ковалева: Есть тогда два вопроса: в чем смысл бережного отношения к телу, и почему в других школах утратилось бережное отношение к телу?
Анатолий
Пахомов:
Смысл бережного отношения к телу исходит из понимания драгоценности человеческого рождения. Этому я научился у своих учителей. Мы приходим в этот мир познавать его, и познание происходит через физическое тело. Мы им не ограничены, но в физическом мире мы все познаем только через тело. Тело у нас одно, и если мы повредим тело, то последующую часть жизни вынуждены будем решать именно вопрос выздоровления тела, вместо того, что бы заниматься тем, ради чего родились. Это очень просто и понимание таких вещей лежит
на поверхности. Наверное каждый согласится с тем, что хочет прожить жизнь в здоровом теле. Вот в этом и есть смысл бережного отношения к телу, - йоги КПП (Корректного подхода к позвоночнику).
Отвечая на второй вопрос, могу только сказать, что йогу оставили Учителя, посещавшие Землю в давние времена. Однозначно йога не является продуктом понимания и опыта человечества. И прежде всего йога помогала человеку ответить себе самому на вечные
вопросы – «кто я?», «зачем родился?» и «в чем смысл всего?». А на подобные вопросы человек может ответить только посредством медитации и созерцания или основываясь на предыдущем опыте. Это и есть Раджа йога. Эти практики выполняются в неподвижной позе, как правило в падмасане или подобных ей сидячих асанах с ровной спиной. И для того, что бы поддержать тело и подготовить его для сидения неподвижно – и была оставлена хатха йога. Ряд очень простых упражнений, для того,
что бы прокачать кровь и лимфу, поддержать тело в нормальном состоянии.
Почему в некоторых школах утратилось бережное отношение к телу? Думаю просто по той же причине, по которой люди рождаясь, не всегда бережно относятся к миру вокруг себя, к другим людям и к себе. Такое отношение к телу в йоге не уникально. Человек изобрел сотни способов укоротить себе жизнь наряду с несколькими способами продлить жизнь и сделать ее интересной. Такова человеческая природа…
3. Марина
Ковалева: Так что смысл хатха йоги только в прокачивании крови и лимфы?
Анатолий
Пахомов:
В принципе да. Она обслуживает Раджа йогу.
4. Марина
Ковалева: А как же сотни людей, которые практикуют в Ваших группах? Ведь не все приходят что бы остановить мысль…
Анатолий
Пахомов:
Одно другому не противоречит. Асаны и другие упражнения хатха йоги готовят крепкое тело. Тело, которое можно использовать как для созерцательных практик, так и для любых других деяний в этом мире, в том числе и обыденных.
5. Марина
Ковалева: А насколько правильно использовать хатха йогу, так сказать не по прямому назначению (для подготовки к медитации) – а так сказать для бытовых нужд? Ведь многим практикующим не нужна медитация и все такое…
Анатолий
Пахомов:
Йога и жизнь нераздельны. Мы приходим в этот мир познавать его и помогать другим. В этой жизни мы изучаем правила йоги, практикуем что то, а в следующей жизни мы можем просто познавать мир в его других проявлениях, и возможно уже нам не нужна будет именно хатха йога, возможно понимание жизни будет для нас настолько явственным, что мы просто будем действовать исходя их этого понимания. Но я не думаю, что людей не тревожат мысли о вечном и о смысле жизни. Эти вопросы всегда с нами, просто часто так случается,
что мы погружены в обыденность и она завораживает нас своей красочностью и сложность поставленных задач. И мы немного отклоняемся от вечных вопросов. Но рано или поздно эти вопросы приходится себе задавать.
Это вовсе не значит, что приходя на йогу вам именно сейчас придется себя нечто подобное спросить (а спросить больше некому:)). Вполне нормально, когда человек хочет решить просто вопросы со здоровьем или хочет просто поддерживать тело в хорошем состоянии регулярными тренировками. Есть такое понятие
в психологии как пирамида потребностей, которую хорошо описал американский психолог А. Маслоу. Так вот, он просто отобразил как развивается человек – в начале пирамиды простые потребности, которые мы вынуждены удовлетворить – голод и жажда. А на вершине пирамиды, на 7 уровне находятся развитие своих способностей. Реализация своих целей. И каждый из нас для того, что бы дойти до того, что бы реализация СВОЕЙ цели в жизни стала актуальной, должен пройти, как правило, более низкие ступени.