Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Химия в школе. Просто как 2 х 2

  Все выпуски  

Химия в школе. Просто как 2 х 2. Выпуск 20


15.5.4. Расчет концетрации и долей вещества в растворе

 

15.5.4.1. Массовые доли (навык №34)

 

Учебник: Что такое массовые доли и как их рассчитывать мы уже разбирали в параграфе 11.4 в применении к соединению. Применим этот навык к раствору.

Массовая доля вещества в растворе ω = отношению массы этого вещества m к массе раствора mp или ω = m/ mp  . Массовая доля ω выражается, как и прежде, в долях единицы или в процентах. Масса раствора равна массе всех веществ, из которых состоит этот раствор (компонентов).

     Потренируемся. Вот тебе задачи на массовые доли. (в рассылке решения не приводятся!)

 

1). В 150 г раствора содержится 15 г растворенного вещества. Определи массовую долю этого  вещества в растворе.

2). В 135 г воды растворили 15 г соли. Найти массовую долю в % соли в растворе.

3). Сколько грамм соли и воды надо взять для приготовления 500 г 20%-го раствора соли?

4). Сколько грамм соли надо добавить к 200 г 10%-ного раствора, чтобы получить 20%-ный?

5). Было 1200 г 20%-го раствора соли. После выпаривания воды раствора стало 800 г. Найти массовую долю соли в растворе после выпаривания.

6).Сколько воды надо добавить для разбавления 37%-ной соляной кислоты (раствор HCl в воде), чтобы приготовить 0,5 кг раствора соляной кислоты с массовой долей HCl 0,1%?

7). Смешивание растворов разных концентраций. При смешивании 20%-го раствора гидроксида натрия с его 40%-м раствором, надо получить 30%-ный раствор. Сколько грамм (весовых частей) каждого раствора взять?

 

Учебник: Подскажу как быстрее и проще решать такую задачу. Используем правило креста:

(в рассылке решение не приводится)

 

Навык №34:

 

1). Кусочек сахара-рафинада имеет массу 5,6г. Рассчитайте массовую долю трех кусочков рафинада в стакане чая.

2). Чайная ложка вмещает 10г поваренной соли. Какова массовая доля в % пол чайной ложки соли в 250 г порции супа?

3). Сколько надо взять 70%-ной уксусной эссенции и воды, чтобы приготовить 0,5л столового уксуса (9%)? Примете плотность всех растворов ρ = 1г/см3 .

4). Для приготовления маринада для капусты взяли 1 стакан сахара (200г), 1 стакан 6%-ного уксуса и 3 стакана воды. Определить массовую долю (в %) каждого вещества в маринаде.

5). Маринад для помидоров содержит уксусную кислоту, ω = 3%, поваренную соль, ω = 1%, сахар, ω = 10%. Рассчитайте, сколько надо взять 9%-ного уксуса, поваренной соли, сахара и воды для приготовления 1л маринада. Плотности растворов считайте равными 1г/см3, столовая ложка вмещает 30г соли или сахара.

 

акан сахара (200г), 1 стакан 6%-ного уксуса и 3 стакана воды. екислый газ

15.5.4.2. Молярная концентрация (навык №35)

 

Школяр: Догадываюсь что это за концентрация. Молярная концентрация «СМ» – это количество молей «ν» вещества, растворенного в 1 литре раствора «V».

 

Учебник: Правильно.  Или отношение См= ν / V . Может встретиться название мольная концентрация. Это то же самое. Например, если 1л раствора серной кислоты содержит 2 моль H2SO4 , значит, молярная концентрация равна 2 моль/л. Её можно также записать так: 2М H2SO4 (читается: двумоляный раствор H2SO4). Запись 0,1М NaCl соответствует концентрации 0,1 моль/л NaCl (читается: децимолярный раствор NaCl).

 

     Потренируйся в решении задач на молярную концентрацию. (в рассылке решения не приводятся)

 

1). Какой объем 2М H2SO4 надо взять, чтобы получить 2л водорода при н.у. (нормальных условиях) по реакции кислоты с цинком?

2). Плотность раствора серной кислоты с массовой долей 35% равна 1,260 г/мл. Найти молярную концентрацию раствора.

3). Найти молярность раствора, в 50мл которого содержится 5,6г гидроксида калия КОН.

 

Навык №35:

 

1). Сколько необходимо 5М HCl и цинка для получения 10л Н2 при н.у.?

2). К 1г цинка прибавили 100мл 1М раствора серной кислоты. Какие вещества и в каком количестве окажутся в сосуде после окончания реакции?

3). В продаже бывает соляная кислота, содержащая 427г НСl в 1л. Рассчитать молярную концентрацию кислоты. Во сколько раз её надо разбавить, чтобы получить 5М раствор?

4). Чему равна молярная концентрация раствора, содержащего в 1л : а). 24,5г серной кислоты; б). 4г гидроксида натрия; в). 27,3г сульфата алюминия Al2(SO4)3 ?

5). Вычислите молярную концентрацию раствора азотной кислоты HNO3 с массовой долей расворенного вещества 10,1% (ρ = 1,055г/мл). Какая масса кислоты содержится в 2л этого раствора?

 

 

15.5.5. Химические свойства воды

(навык №36)

 

Школяр: Я понял, что в растворах у воды физико-химические свойства. А какие чисто химические свойства у воды?

 

Учебник: Вода реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами, а при нагревании и с другими металлами. Но не со всеми, а только с лежащими в ряду активности металлов левее водорода (смотри параграф 15.4.3).

Например, при обычной температуре происходят реакции:

                                 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2   - с щелочным металлом

                                                                            гидроксид    

                                                                             натрия          

                                 Ca + 2H2O = 2Ca(OH)2 + H2   - с щелочноземельным металлом

                                                                        гидроксид        

                                                                         кальция          

В этих реакциях появился новый класс химических соединений – гидроксиды или основания. В них есть атомы металла и остаток от молекулы воды ОН, называемый гидроксильной группой или гидроксил.

      С другими металлами вода реагирует при высокой температуре, например:

                                 Fe + H2O = FeO + H2  здесь получился оксид, а не гидроксид железа.

 

Вода взаимодействует с некоторыми неметаллами, например, с галогенами

                                 2F2 + 2H2O = 4HF + O2 .

 

И с углеродом         С + 2Н2О = СО2 + 2Н2 .

 

Вода реагирует с оксидами, если в результате получаются растворимые вещества. А это оксиды самых активных металлов:

                                 Na2O + H2O = 2NaOH   гидроксид натрия

                                 СаО + Н2О = Са(ОН)2  гидроксид кальция.

И оксиды металлов с высокими валентностями (vVIII):

                                 Mn2O7 + H2O = 2HMnO4  марганцовая кислота (или H2Mn2O8)

И большинство оксидов неметаллов:

                                 СО2 + Н2О = Н2СО3   угольная кислота

                                 SO3 + H2O = H2SO4   серная кислота.

Оксиды при взаимодействии с водой образующие гидроксиды, называются оснóвными. Это оксиды  Na2O, СаО.

Оксиды при взаимодействии с водой образующие кислоты, называются кислотными. Это оксиды СО2, SO3, Mn2O7 .

Обрати внимание, что формулы гидроксидов металлов и кислот получаются сложением формул оксидов и воды!

 

Навык №36:

 

1). Напишите уравнения реакций с водой (где они возможны) следующих простых веществ: а). калий; б). хром (III); в). свинец (II); г). медь (II); д). барий; е). золото (III). Укажите условия их протекания.

2). Напишите уравнения реакций с водой следующих оксидов: а). калия; б). магния; в). хрома (VI); г). азота (V); д). хлора (VII); е). железа (II). Укажите: кислоты или основания при этом образуются. С одним из оксидов вода не взаимодействует. С каким именно и почему?

3). Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно провести превращения:

   Ca → CaO → Ca(OH)2                        S → SO2 → H2SO3                           P → P2O5 → H3PO4

4). Зкончите уравнения реакций, если возможно:

H2O + CO2 =               H2O + SO2 =               H2O + N2O5 =              H2O + SiO2 =

H2O + CuO =              H2O + BaO =              H2O + K2O =               H2O + K =

H2O + Ba =                H2O + Al =                 H2O + Cu =                H2O + Fe2O3 =

_____________________________________________________________________________________________________

На моем сайте http://alese2009.narod.ru/xumua5/index.html вы можете приобрести данную

книгу «Химия в школе. Просто как 2х2»

с рисунками, видеоопытами, упражнениями

и узнать о технологии обучения по любым предметам.

 

Веду еще одну рассылку "Второе рождение или сознательная реинкарнация" -  как избавиться от страха смерти, восстановить жизненную силу и подготовиться в течение жизни ко второму рождению (реинкарнации, перевоплощению души) после смерти тела. Как помочь душе умирающего и окружающим в период смерти близкого человека. Адрес рассылки http://subscribe.ru/catalog/rest.mystery.poy3

 


В избранное