Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Химия в школе. Просто как 2 х 2

  Все выпуски  

Химия в школе. Просто как 2 х 2. Выпуск 10


13. РАСЧЕТЫ ПО  ХИМИЧЕСКИМ «ПРЕДЛОЖЕНИЯМ»

 

13.1. Что такое материальный баланс химической реакции ?

(навык №14)

 

Школяр: Учебник, помнишь я говорил о постоянном наборе кубиков (атомов) для игры (реакции), когда мы учились расставлять коэффициенты в уравнениях. Как это перевести на химический язык?

Учебник: Если перевести на язык химии, то это называется законом сохранения массы в химической реакции или материальным балансом. Он звучит так : сумма масс исходных веществ равна сумме масс продуктов реакции.

     Мы уравнивали коэффициенты в реакциях, т.к. понимали, что в ходе реакции атомы не исчезают и не возникают, они только изменяют свои объединения с другими атомами в виде молекул.

Например в реакции :       4Al + 3O2 = 2Al2O3

4 атома алюминия объединились с 6 атомами кислорода в виде двух молекул Al2O3 . В то же время в двух молекулах Al2O3 содержится те же 4 атома алюминия и 6 атомов кислорода.

Рис.32

 

Навык №14: Используя закон сохранения массы вычислите :

 1). Массу воды, образующейся из 4 г водорода и 32 г кислорода.

2). Массу кислорода, выделяющегося при разложении 31,6 г перманганата калия КМnО4, если одновременно с кислородом образуется 19,7 г  К2МnО4 и 8,7 г  МnО2.

3). Массу малахита (СuOH)2CO3, при разложении которого образуется 16 г  CuO,  4,4 г CO2 и 1,8 г H2O.

4). Массу меди, необходимую для получения 160 г оксида меди CuO, если в реакцию с медью вступил кислород массой 32 г.

5). Массу меди, образующуюся при взаимодействии 80 г оксида меди CuO и 2 г водорода Н2, если одновременно с медью образуется вода массой 18 г. 

 

13.2. Что такое «моль» вещества ? 

(навык №15)

 

Школяр: А если я хочу провести эту реакцию не в атомах и молекулах, а в граммах. Сколько надо взять граммов алюминия и кислорода, чтобы получить точное количество Al2O3 и ничего лишнего не осталось?

 Учебник: Давай сейчас этому и поучимся. Конечно неудобно отсчитывать атомы штуками. Вспомни, как считают спички. Коробками. В каждой примерно 50 штук. Значит в 10 коробках будет 500 штук и т.д. Атомы и молекулы считают в молях . Моль все равно как коробок спичек.

     В моле вещества содержится 6,02 х 1023 частиц вещества в виде атомов или молекул, или ионов (про ионы – позднее). Это число называется числом Авогадро (он про него догадался, изучая газы) 

Рис.33 

Школяр: А сколько это будет в граммах, например, для кислорода, углерода?

 Учебник: Давай посчитаем. Мы знаем, что 1 а.е.м. = 1,67 х 10- 24 грамм. Атомная масса кислорода А(О) = 16 а.е.м. Назовем, то, что ты хочешь посчитать молярная масса кислорода. Обозначим ее М(О) = 16 а.е.м. х 1,67 х 10- 24 г х 6,02 х 1023 = 16 г/моль !

Для углерода : А(С) = 12 а.е.м.   М(С) = 12 а.е.м. х 1,67 х 10- 24 г х 6,02 х 1023 = 12 г/моль !

 Школяр: Получается, что 1 моль в граммах численно равен атомной массе !!!

 Учебник: Если ты считаешь для атома, то да, атомной массе. А если ты будешь счиать для молекулы? Попробуй подсчитай молярную массу для молекулы Al2O3.

 Школяр: Получилось так: М(Al2O3) = (27 х 2 + 16 х 3) а.е.м. х 1,67 х 10- 24 г х 6,02 х 1023 =

102 а.е.м. х 1,67 х 10- 24 г х 6,02 х 1023 =102 г/моль ! Ты прав. И здесь 1 моль в граммах численно равен, но уже молекулярной массе 

Рис.34

 

Навык №15: Вычислите:

Обозначения для решения задач : масса вещества – m, число молей или количество вещества – ν, молярная масса – М (обозначена также как и молекулярная масса, поскольку они численно равны, но отличаются единицами измерения; у молярной массы - г/моль, у молекулярной - а.е.м.)

Формула, связывающие эти величины:  ν = m : М

1). Сколько молекул и атомов каждого элемента записано в формулах: 5СН4, 3NH3, 4СО2, 2НNO3, 3Н3РО4? А если взять это в молях (5СН4 или 5 моль СН4 и т.д.), то сколько молей атомов каждого элемента содержится в этих количествах?

2). Сколько молекул и сколько атомов (всего) содержится : в 1 моль водорода (Н2), в 2 моль азота (N2), в 1,35 моль озона (О3), в 1 моль углекислого газа (СО2), в 0,5 моль аммиака (NH3), в 5 моль метана (СН4)? Сколько это в граммах? Сколько молей атомов каждого элемента в каждом из этих примеров?

3). Сколько молей содержит : 10,8 г алюминия, 12 г оксида серы SO2, 10 г карбоната натрия Na2CO3 ?

4). На одной чашке весов лежит 2,7 г алюминия, на другой – сера в количестве 0,1 моль. Будут ли весы в равновесии?

5). На одной чашке весов, находящихся в равновесии, лежит порция железа, на другой – порция магния, содержащая 3,01 х 1023 атомов. Определите массу железа.

6). Определите в каком случае масса вещества больше: 0,5 моль магния, 0,5 моль кальция или 0,5 моль алюминия?

 

______________________________________________________________________________________________________________________

 Буду рада вашим вопросам, отзывам и сообщениям. Мой адрес alese2009@mail.ru

 Веду еще одну рассылку "Второе рождение или сознательная реинкарнация" -  как избавиться от страха смерти, восстановить жизненную силу и подготовиться в течение жизни ко второму рождению (реинкарнации, перевоплощению души) после смерти тела. Как помочь душе умирающего и окружающим в период смерти близкого человека. Адрес рассылки http://subscribe.ru/catalog/rest.mystery.poy3  

 


В избранное