Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Лёгкая импровизация – четыре способа и мамонт


Здравствуйте, друзья!

Вот уже и лето совсем рядом, народ мечтает о снятии всяческих ограничений и полноценном отдыхе – а некоторые уже решили для себя, что это время наступило, и ни в чём себе не отказывают прямо сейчас. Впрочем, для нас с вами это ничего не меняет – онлайн-формат «Верного слова» пока ещё не превратился в бумажную книжку, на обложке которой мог бы осесть и затаиться подлый вирус – получайте и читайте в безопасном виде )).

Тем более, что сегодня мы сможем окончательно разобраться со способами словесной импровизации. Осталось изучить ещё два из них – самых хитрых ). Если кто забыл, два первых выглядят так:

1.      Импровизация-воспоминание

2.      Импровизация-описание

Что же делать, когда нам совсем нечего вспомнить по поводу предложенной темы, а описание получается слишком коротким, неинтересным или неубедительным? Не беда. Нужно обратиться к другой стороне эрудиции – умению рассуждать. Даже когда мы не знаем назначения, устройства, далёкого и близкого прошлого некоего загадочного предмета, существа или явления, ничто не мешает нам высказать свои предположения по его поводу. И это будет

3.      Импровизация-рассуждение. Ну, или предположение.

Чтобы преуспеть в таком способе, неплохо накануне попрактиковаться в логике, как минимум – формальной. Ещё лучше – в диалектической. Потренировать внимательность и умение анализировать. И, конечно, накопить некоторое количество опыта – как рассуждательского, так и просто житейского. Очень хорошо рассуждения и предположения получаются у учёных и криминалистов – им по должности положено, это буквально их основной вид деятельности, их хлеб. Ведь ни тем, ни другим воспоминаний и описаний совершенно недостаточно, чтобы счесть свою работу законченной. Для них это только материал для начала рассуждений, предположений и умозаключений.

Конечно, нам нет нужды достигать вершин уровня Холмса, Эйнштейна или Менделеева для простой импровизации, но порассуждать на ту или иную тему способен, я думаю, каждый – после некоторой тренировки ). Можно, например, сказать, на что «это» похоже, предположить, как «оно» здесь оказалось, высказать идею, почему у «него» такая форма, столько ног / колёс / поршней / щупалец, для чего «его» выкрасили в жёлтый / серебристый / хаки – и так далее. В конце концов, предположения не обязаны быть стопроцентно точными – да и не всегда есть шанс, что их кто-то проверит ). Не нужно только утверждать ничего авторитетно и безапеляционно. Лучше использовать признаки вероятности: «возможно», «можно предположить, что…», «похоже, что…» – и так далее. Тогда всё получится как нельзя лучше – мы не строим из себя знатока, мы просто рассуждаем и предполагаем.

«Хорошо, - скажете вы. - А как быть в редкий (я надеюсь) чёрный день, когда память ничего не подсказывает, эрудиции не хватает, рассуждать не получается, а описывать не хочется?» Ну, во-первых, не паниковать. А во-вторых, радоваться, конечно – что есть ещё и четвёртый способ словесной импровизации:

4.      Импровизация-сочинение.

В конце концов, ничто нам не мешает что-нибудь на заданную тему просто придумать. Помните, в прошлый раз я рекомендовал вам упражнение «экскурсовод»? Хорошие гиды знают миллион романтических, героических, страшных, таинственных – разумеется, невероятно правдивых – историй про те места, тех людей и те предметы,  которые показывают и про которые (которых) рассказывают. И почти все эти истории придумали они сами или их коллеги ). Почему бы не придумать что-то подобное – историю, притчу, байку, анекдот – и нам?

Причём, совершенно нет необходимости в таком случае подло обманывать уважаемого зрителя – можно честно предупредить, что не уверены в правдивости данной истории, что слышали её от местного шамана / аксакала / бабушки-целительницы и т п. Или сначала рассказать всё на полном серьёзе, а потом признаться в розыгрыше – если только уверены, что это никого не обидит.

Когда нас слушают дети, можно смело вводить в оборот сказочных героев и волшебную атрибутику – им будет только интереснее.

Уж если на то пошло, то полмира с удовольствием читает эпопею про Гарри Поттера, почти осознавая, что это, всё-таки, вымысел. А некоторые граждане свято верят в рептилоидов, построивших египетские пирамиды, и прочую лютую ересь – и перед ними никто даже не извиняется )).

Так что, если кажется, что сказать по существу нечего, а говорить нужно – смело пробуем себя в жанре фэнтези! Если получится интересно (а также безопасно для зрителей, для дела и для оратора) – все будут только рады )).

Когда я был студентом челябинского института физкультуры, к нам с концертом прилетал бард Юрий Кукин (да, в те стародавние времена московские артисты прилетали в далёкие города, приходили в вузы и выступали для уральских студентов бесплатно). И он рассказал, как его однажды разыграл Юрий Визбор.

Летят они как-то на самолёте над тундрой – корреспондентами газет в командировку. Второй пилот время от времени открывает люк в полу и бросает вниз тюки с сеном – для оленеводческих хозяйств. Кукин летит в первый раз, не знает об этом и спрашивает: «Что это он делает?» А Визбор ему так серьезно: «Ты что, не знаешь, старик? Они тут мамонта в вечной мерзлоте откопали, оживили и гонят своим ходом в Москву. По маршруту сеном подкармливают». Кукин в курсе, что Визбор тот ещё шутник, и говорит: «Да ладно врать-то!». Визбор ему невозмутимо отвечает: «Не веришь – спроси у пилота». Кукин к пилоту: «Что за сено? Правду Визбор говорит, что у вас тут мамонта откопали?» А пилот спокойно так: «Как, ты не знаешь? Целое стадо!» Кукин тут же в самолёте статью в свою газету написал про откопанных мамонтов, его за неё чуть не уволили )).


Как вы уже наверняка приметили, все четыре перечисленных способа словесной импровизации могут прекрасно объединяться, переплетаться и взаимно дополнять друг друга, нет необходимости при выступлении придерживаться только одного из них – наоборот. Умелая композиция из интересных воспоминаний, колоритных описаний, убедительных предположений и захватывающих историй сделает любое ваше выступление незабываемым – нужно только почаще тренироваться в каждом жанре по отдельности и во всех вместе.

Попробуйте, кстати, то же самое упражнение «Экскурсовод» из нашей прошлой беседы – на этот раз в четырёх разных вариантах: воспоминание, описание, рассуждение, легенда. Рассказывать можно про что угодно – про дом, в котором живёте, про телефон, на который записываете свою импровизацию, про кота, который вам мешает это делать, про флешку, которую кот скинул со стола лапой – и так далее. Лучшие варианты можете прислать для обратной связи – рассмотрим )). Ну и вообще, лето – это ведь не только про тюленинг на пляже или кротобобризм на садовом участке. Лето – это ещё и про исполнение желаний! Например – стать, наконец, классным оратором ). Соберётесь – обращайтесь, организуем.

А пока – прощаюсь до следующего выпуска – уже летом. Жду, как обычно, ваших вопросов, размышлений, комментариев. Пишите на почту vsl7@mail.ru. Солнечного вам настроения и железного антикоррозийного (и антикоронного) здоровья!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.

Понравился выпуск? Подпишитесь на рассылку.


В избранное