Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Ждать или не ждать


Здравствуйте, друзья!

Как поживаете? Надеюсь, все соблазны мая все же не мешают вам находить время для тренировки ораторских умений. Ну и, полагаю, материалы прошлого выпуска вдохновили вас гораздо активнее и увереннее работать с доской и флипчартом. В наших краях май успел и порадовать теплом, и напугать снегопадом, что, впрочем, обычно для уральского климата – лето к нам пока не спешит. Ну что ж, всему свое время.

Кстати, сегодняшняя тема, подсказанная вашими вопросами, плотно связана с понятиями своевременности и опозданий. Увы, сейчас даже небольшого опыта публичных выступлений достаточно, чтобы столкнуться с неприятным открытием – зрители опаздывают. Время – ресурс ценный, людям хочется всегда успеть побольше, а предугадать всего наперед невозможно, так что опозданий избежать вряд ли получится. Соответственно, возникает вопрос – что делать в таких случаях оратору. Я, конечно, не говорю о выступлениях формального характера, когда и спикеру, и слушателям нет дела ни до темы, ни друг до друга – храни вас бог от участия в подобных мероприятиях. Но как быть, когда тема нам близка и люди в зале небезразличны, и, правда-правда, хочется до них что-то донести? Давайте разбираться.

Часть зрителей опаздывает. Что делать.

Традиционный либеральный вариант «Немного подождем». Оратор предлагает собравшимся подождать опаздывающих – обычно не больше 15 минут. Зрители ждут и осматриваются, спикер заканчивает подготовку.

Плюсы варианта: позволяет тем, кто «почти успел», получить весь объем материала, демонстрирует лояльность, демократичность оратора.

Минусы: такое начало стало настолько общепринятым, что слишком расслабило людей. Все так уверены, что «все равно вовремя не начнется», что не прилагают никаких усилий, чтобы успеть. Те же немногие, кто пришел к сроку, вынуждены терять время зря – следовательно, высока вероятность, что на следующее ваше выступление опоздают и они. Более того, если в процессе предусмотрены перерывы, «немного поджидать» после каждого из них придется все дольше времени и все больше участников. К тому же, оратору приходится либо компенсировать потерянное время интенсивностью подачи материала, либо заканчивать позже – ни то, ни другое обычно не идет на пользу выступлению. Рекомендую обращаться к этому способу только в крайних случаях.

Жесткий вариант «Дисциплина и порядок». Оратор начинает вовремя, опаздывающих либо не пускает совсем, либо наказывает денежными или другими неприятными штрафами. О жесткости правил объявляется накануне в ознакомительной информации или в начале работы, если это цикл мероприятий или долгое занятие с перерывами (двухдневный тренинг, например).

Плюсы: опаздывающие не мешают ведению занятия (а иногда это критически важно); сохраняется оптимальный тайминг, жесткая позиция спикера дисциплинирует аудиторию.

Минусы: не все готовы подчиняться давлению в армейском стиле, ведущему необходим высокий авторитет или другие рычаги влияния на слушателей. Иногда опоздания случаются по причинам, которые принято считать уважительными – тогда принципиальная позиция ведущего может вызвать негатив аудитории.

Такой вариант оправдан, когда  он является частью имиджа оратора или мероприятия, когда участники недостаточно замотивированы (корпоративный тренинг, например), когда участников много, и расслабленность в дисциплине может привести к серьезным потерям по качеству и времени в дальнейшем, когда пропуск даже небольшой части выступления делает дальнейшее присутствие на нем бесполезным.

Вариант для взрослых людей (не в смысле 18+, а в смысле осознанности и ответственности) «Демократия и точность». Начинаем вовремя с теми, кто пришел к назначенному сроку. Остальных по мере прибытия присоединяем к зрителям, минимально на это отвлекаясь. Чаще всего опоздавшие подходят в те же 15 минут или уж не приходят совсем.

Плюсы: приучаем людей к порядку на собственном примере. Публика довольно быстро запоминает, что с этим оратором нужно следовать расписанию. Выражаем признание и поддержку тем, кто нашел возможность прийти к началу, что дает нам дополнительный позитив и ответную поддержку от аудитории в дальнейшем. Эффективно используем все время выступления. «Включаем» у аудитории взрослую ответственную модель поведения.

Минусы: опоздавшие пропускают часть материала. Недостаточно мотивированная публика (или отдельно взятые личности) отказывается от взрослой модели и начинает опаздывать с перерывов и «пробовать на прочность» другие правила.

Этот вариант хорош для адекватной замотивированной аудитории, для постоянных зрителей. Добавление некоторых вариаций – например, шуточных штрафов в виде исполнения песенок и рассказывания анекдотов за опоздание – несколько расширяет сферу его применения.

Как видим, ни один из вариантов не гарантирует полного исключения опозданий. И если мы принимаем принципиальное решение опаздывающих все же впускать, нужно подобрать способ начала выступления, который поможет свести весь вред от опозданий к минимуму. Но об этом давайте побеседуем без спешки – в следующем выпуске. А пока – поэкспериментируйте с вариантами, поделитесь наблюдениями и собственными размышлениями по теме, жду ваших писем на почту vsl7@mail.ru и комментариев.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.


В избранное