Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления.


Предмет обсуждения

Здравствуйте, друзья!

Вы верно заметили в отзывах на прошлый выпуск: говорить только тезисами бывает порой довольно скучно – и для оратора, и для публики. На деловом совещании или в условиях острого недостатка времени классическая схема «тезис – обоснование – иллюстрация» работает безотказно. Но когда мы хотим создать интригу, блеснуть оригинальностью, выступить так, чтобы о нашей речи неделю говорили и пять лет помнили – да, тут нужно что-то поинтереснее )). Как раз об одном из способов «сделать поинтереснее» сегодня и побеседуем.

ПРЕДМЕТ-МЕТАФОРА.

Прием незатейливый и легкий: мы подбираем какой-нибудь подходящий предмет – желательно, с понятными залу или легко объясняемыми свойствами. И, проводя аналогию со свойствами этого предмета, иллюстрируем свой рассказ или поясняем идею выступления.

Этот прекрасный прием при всей его замечательной простоте почему-то не в ходу у современных ораторов. Что ж, если они ленятся – тем лучше для нас )). Ведь умелое использование предмета в выступлении принесет умному спикеру целый ряд серьезных преимуществ.

Во-первых, это неожиданно для зала. Привычный зрительский сценарий ломается, возникает интрига, интерес, желание понять – что за штуки оратор принес с собой и что он собирается с ними делать? И как вообще это может быть связано с заявленной темой выступления?

Во-вторых, различные манипуляции с предметом добавляют движения на сцене – а движущиеся объекты привлекают гораздо больше внимания, чем статичные. Особенно, когда спикер сопровождает это движение интересным объяснением или остроумными комментариями.

В-третьих, если обычную речь можно просто слушать (отвлекаясь взглядом на более интересные вещи), то на оратора с загадочным предметом хочется смотреть во все глаза, стараясь ничего не пропустить. Мы задействуем у аудитории самый мощный канал восприятия – зрительный. А ведь можно еще и запахи подключить )).

В-четвертых (и это естественно вытекает из трех предыдущих пунктов), оратор, использующий предмет-метафору значительно... нет, вот так: ЗНАЧИТЕЛЬНО отличается от всех других ораторов, которые выступают обычным способом.

Посмотрите сами. Этот отрывок из выступления известного тренера и писателя Стивена Кови – один из прекрасных примеров использования предмета-метафоры в выступлении. Обратите внимание на то, как работает спикер с метафорой, как глубоко он вовлекает в процесс аудиторию.

https://youtu.be/5Pv50ksTTbo?list=PLBADADD911257F753

Как видим, выступление с предметом-метафорой дает оратору замечательные результаты:

- безусловное активное внимание зала (без особых дополнительных усилий с нашей стороны). Зрителям интересно следить за развитием событий, хочется узнать, чем все в итоге закончится.

- возможность наглядно показать и доступно объяснить многие сложные вещи, понятия, идеи, которые на слух зрителями  воспринимаются тяжело или вообще никак ). Кроме того, использование предметов-метафор помогает слушателям взглянуть заново на события и вещи, к которым они, возможно, привыкли и перестали воспринимать серьезно;

- сильная яркая метафора глубоко врезается в память зрителя и помогает очень хорошо запомнить материал, который она раскрывает – на долгие годы. Слушатель может забыть имя и образ оратора, место и время его выступления, но метафора будет вспоминаться легко, и впечатления останутся свежими, будто все произошло вчера.

Итак, продуманное использование в выступлении подходящего предмета (или предметов) в виде оригинальной метафоры или интересной иллюстрации может сделать выступление ярким и действительно незабываемым.

Как отрабатывать.

Уверен, вы уже захотели выступить с предметом и блеснуть яркой метафорой. Отлично, давайте потренируемся. Главное, что нужно для успешного применения этого приема – творческий подход. Умелый оратор не заморачивается подбором каких-то особенных предметов для выражения своих идей – творческая мысль позволяет использовать для хорошей метафоры практически любой подручный материал: маркер, карандаш, телефон, ежедневник, связку ключей, чайный пакетик, пластиковый стакан. Соответственно, упражнение, которое я вам предлагаю освоить, проводится с обычным набором подобных бытовых мелочей.

Пишем на отдельных листочках десяток-другой различных хороших мыслей, призывов, тезисов – простых и понятных. Например: «читайте классическую литературу», «нужно чаще гулять на свежем воздухе», «проводите больше времени с детьми», «русская баня подарит вам здоровье», «занимайтесь бегом» и так далее. Листочки сворачиваем и перемешиваем. Берем первый попавшийся под руку предмет из ближайшего окружения. Для усиления эффекта неожиданности можно попросить кого-нибудь дать вам любой предмет на его выбор или тоже написать названия предметов на бумажках и довериться жребию. Выбрали предмет – выбираем идею – ура! У нас есть тема и предмет. Несколько минут придумываем, как красиво связать одно с другим, готовим небольшую речь – и выступаем (лучше – с записью на видео). Просматриваем результат, вносим коррективы – и повторяем. И так раз за разом до достижения хорошего результата. Уверяю вас – и без специального реквизита как у Стивена Кови, с обычным подручным материалом можно выступить ярко и впечатляюще. Мне как-то пришлось воспользоваться лишь парой листов бумаги и маркером – получилось, кажется, неплохо. По крайней мере, моему учителю профессору психологии НИ Козлову (в кадре на заднем плане) понравилось ))

https://youtu.be/8vzJUDLolbo

Ну что ж, друзья, предметы вокруг вас нетерпеливо ждут, когда вы наполните их ярким интересным содержанием – приступайте к практической отработке приема «предмет-метафора», делитесь результатами, задавайте вопросы, оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7@mail.ru. А мне пора у своих студентов тетрадки проверять, прощаюсь до следующего выпуска рассылки.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.


В избранное