Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Вредный слушатель: выход из безвыходной ситуации.


Вредный слушатель: выход из безвыходной ситуации.

Здравствуйте, друзья!

Вот и август на исходе – летние дни летят особенно быстро. Возможно, некоторые из вас предпочли взять тайм-аут и до сентября «слиться с природой» - и это хорошо )). В то же время многие и летом выбирают время читать статьи «Верного Слова» и практиковаться в ораторских навыках. Предыдущий выпуск с рассказом о «принципе трех стульев» вызвал немало откликов, а также поставил некоторые вопросы, на которые я отвечал в личной переписке, на сеансах коучинга и в индивидуальных консультациях. Пара аспектов поднималась чаще других – соответственно, есть смысл рассказать о них в рассылке.

Кратко напомню: следование «принципу трех стульев» означает для оратора всегда быть ближе к аудитории, чем вредный слушатель, соблюдать ее интересы. Внешне поддерживая вредного слушателя, аккуратно направлять на его «усмирение» не только свои скромные усилия, но и мощь всего зрительного зала. Если еще короче: заручаться поддержкой аудитории и лишать этой поддержки вредного слушателя.

В качестве одного из приемов, позволяющих следовать этому принципу, мы рассмотрели «Вызов на середину» -  приглашение «бунтаря» на ораторское место, в центр зрительского внимания. Разумеется, сразу же возникает резонный вопрос – «А если он не пойдет?».

Если вредный слушатель отказывается выходить – это отнюдь не безвыходная ситуация, это тоже очень хорошо )). Наша задача в таком случае – опять же, оставаясь максимально доброжелательными – связать важность заданного им вопроса (высказанного замечания) с готовностью выйти. Схема следующая: если то, что ты говоришь, важно – выходи, будем обсуждать вместе, и это классно и правильно, что ты хочешь разобраться в теме. Если ты не считаешь это настолько важным для всей аудитории (и поэтому отказываешься выходить) – хорошо, значит, вопрос можно отложить на более позднее время. И спасибо тебе, что заботишься об интересах других зрителей.

В качестве примера приведу отрывок из кейса, который показательно разыграла моя коллега, замечательный тренер из Москвы, Ольга Паратнова (дело было на тренинге для тренеров):

– Выходи сюда, обсудим этот вопрос.

– Я не пойду.

– Хороший вопрос, давай разберем это вместе, всем участникам будет полезно. Выходи.

– Да мне и здесь хорошо. Я и отсюда могу высказать свою точку зрения.

– Лена, давай, смотри: если тебе эта тема важна – выходи. Если не очень важна, то мы можем двигаться дальше (пауза, смешки в зале). Можем в перерыве обсудить, да?

– Ну, хорошо, можно в перерыве, хотя я все равно, не очень согласна.

– Тогда выходи (тренер присаживается на край стола). Вот давай. Я хочу, чтобы мы докопались до сути. Я очень люблю людей, которые хотят докопаться до сути. Леночка, ты молодец! Выходи, будем вместе копать. Выходи.

– Ну… ладно, подождем до перерыва.

– Хорошо, значит, не очень важно (тренер встает), спасибо  тебе, что ты подумала о группе.

Что бы ни решил вредный участник – спасибо ему, за то, что это было в интересах остальной аудитории. Кстати, как вы считаете, случайно ли Ольга во время разговора села – и почему именно в тот момент? Подумайте )).

Коллеги, здесь я хочу отметить еще одно важное обстоятельство. В ситуациях, подобных этой, оратору случается говорить вредному слушателю довольно жесткие вещи. Можете представить, к какому эффекту привели бы слова, передающие тот же, в принципе, смысл, но в соответствующей содержанию жесткой форме: «Девушка, признайся сейчас перед всеми, что ерунду спрашиваешь». Или даже те же самые слова, но с наезжающими негативными интонациями (как любят некоторые школьные учителя). Резкий рост напряжения с опасными последствиями! Чтобы жесткие вещи не приводили к неприятностям, нам необходимо следовать одному хорошему правилу:

Чем более жесткие вещи мы говорим, тем в более мягкую форму мы их облекаем.

Мягкий тон помогает нам показать собеседнику наше уважение к нему как к личности, внимание к его интересам, его позиции, готовность к сотрудничеству.

 - Мы с тобой одной крови – ты и я!

«Книга Джунглей», Р. Киплинг.

Как и в истории с Маугли, это работает, действительно, работает. И не только в публичных выступлениях – в самых разных ситуациях и в разных видах общения. Эмоциональный накал (если был) снижается, люди переходят к адекватным разумным действиям. Попробуйте – и убедитесь в этом сами.

Важная деталь. Различаем мягкость и заискивание, мягкость и сюсюкание. Мягкость вовсе не обозначает автоматического перехода в позицию снизу или сверху. Нам нужно демонстрировать не мягкость от слабости, а мягкость от силы, от уверенности в себе и в возможности найти общий язык с партнером – даже если ему случилось немного повредничать )).

Когда жесткие вещи сказаны – возвращаемся к обычному тону, ситуация разрешена, можно работать дальше.

Еще один частый вопрос касается случаев, когда мы видим или интуитивно чувствуем, что приглашать вредного слушателя на ораторское место не стоит. Для этого есть другие отлично работающие приемы – о них и побеседуем в следующий раз.

А пока – практика, практика, практика! Выступайте, руководите, общайтесь – используйте для тренировки любую возможность. Вот, например, первое сентября подходит – почему бы не сказать речь на школьной линейке )). И, конечно, рассказывайте о своем опыте в комментариях и письмах, задавайте вопросы – будем вместе искать ответы в следующих выпусках.

Верных вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/


В избранное