Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Вредный слушатель. Посадить на три стула.


Вредный слушатель. Посадить на три стула.

Здравствуйте, друзья!

Пока берега уральских озер засыпает июльский утренний снег, улицы городов раскисают от дождей, а термометр даже днем не может переползти отметку +10 – самое время тепло одеться, устроиться с кружкой горячего чая перед компьютером и написать несколько новых строк о наших любимых вредных слушателях.

Я уверен, что вы уже отлично овладели принципами и приемами работы с вредными слушателями, описанными в прошлых выпусках, что выступается вам теперь намного легче, а зрителям на ваших выступлениях гораздо интереснее.

Сегодня речь пойдет о еще одном принципе, который смело можно отнести к разряду основных. Его называют по-разному: «Три стула», «два к одному», «третий лишний», и говорит он о распределении взаимоотношений в системе оратор – вредный слушатель – аудитория.

Врач сказал больному: "Смотри: нас трое — я, ты и болезнь. Если ты будешь вместе с болезнью – вы победите меня. Если ты будешь вместе со мной – мы победим болезнь. Что выбираешь?".

Геометрически принцип довольно прост. В норме в процессе выступления есть две стороны – оратор и аудитория. Они находятся в равновесии, и это равновесие помогает каждой из сторон в сотрудничестве достигать своих целей. Соответственно, аудитория лояльна оратору и поддерживает его. Появление вредного слушателя это равновесие нарушает – у нас теперь уже не два, а три участника процесса. И кто в этой тройке окажется лишним – зависит от действий оратора.

Ключевая ошибка (мы уже об этом как-то говорили) – обратить все свои силы на вредного слушателя и забыть про лояльных зрителей. Зал, лишенный оратора, обидится, обоснованно решит, что «вредность» вознаграждается вниманием в первую очередь, и очень скоро вместо одного возмутителя спокойствия мы получим целую вредную аудиторию. Больной объединяется с болезнью.

Наша задача, конечно же, напротив – удержать и увеличить лояльность зала. А еще лучше – направить его мощь на устранение трудности. Для этого усиливаем контакт с аудиторией, чаще к ней обращаемся, предлагаем вместе подумать-поработать над возражениями и недовольствами вредного слушателя, переадресовывая их: «коллеги, а вы как думаете?». В результате оказывается, что «бунтарь» выступает не против оратора, а против целого зала. Бунтарь против, а мы – вместе. Это и называется у ораторов и тренеров «держать три стула» – все время быть к аудитории ближе (часто даже в прямом смысле ближе – географически), чем вредный слушатель.

Как этого добиться? С помощью следующих приемов.

Приглашаем «на просмотр».

Часто человек «вредничает», потому что ему не хватает внимания, поддержки, чувства собственной значимости. Он пытается спорить, опровергать, высказывать иную точку зрения, вставать в оппозицию. Прекрасно – приглашаем бунтаря на ораторское место и даем возможность развить свою мысль, выговориться, напитаться этим самым вниманием и значимостью.

Нередко приглашение само по себе приводит в чувство – поняв, что есть опасность опростоволоситься перед всеми, зритель не осмеливается выйти и больше не вредничает. Благодарим и продолжаем. Несколько менее часто зритель таки выходит – и уже на ораторском месте вдруг понимает, что не совсем готов к такому развитию событий.

Очутившись на свободном, блестящем пространстве, Рыжиков не сразу понял то, что произошло. Но он чувствовал, что силы его исчезают... В зале захохотали. Рыжиков вздрогнул, не понимая причины хохота, и, совсем растерявшись, машинально подвинулся к чистой, холодной, как пустыня, середине зала. Но руки у него оставались в карманах, ноги в какой-то нелепой балетной позиции. Как будто подчиняясь дирижерской палочке, прогремел общий весело-требовательный крик:

— Стань смирно!

У Рыжикова уже не было сил сопротивляться.

А. Макаренко. Флаги на башнях.

Возможно, в таком случае наш герой постарается свернуть свою речь и поскорее вернуться на место сам – благодарим и продолжаем. Возможно, он все же захочет поговорить подольше – бывает, ничего страшного )).

Важно, что в любом из перечисленных вариантов оратор отнюдь не садится отдохнуть в сторонке с чашечкой кофе )). У него в этой сценке тонкая роль, интересная задача:

а) внешне выражать искреннюю максимальную поддержку говорящему участнику; и

б) при этом максимально «сливаться» с аудиторией.

Можно отойти к слушателям, встать в первых рядах у стены и демонстрировать внимательное слушание и дружескую поддержку оттуда.

В чем тут хитрость: вызывая вредного слушателя в центр внимания, мы «передвигаем три стула» выгодным для нас образом и ставим его не против себя – против аудитории. А это большая серьезная сила, и сколько времени сможет новоявленный спикер выдерживать ее давление – большой вопрос. Мы изображаем максимальную лояльность, мы бы слушали этого прекрасного умного молодого человека еще полчаса, но аудитория быстро устает – и топит его. Либо он тонет сам – и очень важно, чтобы он утонул, действительно, сам, без нашей помощи. Мы его как будто бы поддерживали изо всех сил, но он все равно утонул )).

Грубейшая ошибка – выражать недовольство, сарказм, высмеивать и всячески унижать человека. Удержаться от этого бывает очень трудно, поскольку поводов «неожиданный оратор» обычно дает предостаточно, но – удержитесь! Вредный слушатель хочет внимания и признания. Если мы унизим его при всех – он будет мстить до конца выступления, урока, семестра, жизни (подходящее подчеркнуть). Искреннее внимание, всемерная поддержка и благодарность – вот то, что должно исходить от оратора, преподавателя, тренера.

- Да, Николай, спасибо. Очень интересный пример ты привел. Действительно, я согласен, в этом случае методика не сработала. Коллеги, а у кого есть примеры, когда сработала?.. Так, а еще?.. А еще у кого?.. Да, вот в этом случае не сработала, в этих – работает. Спасибо тебе, Николай, за хороший пример, аплодисменты Николаю, присаживайся. Продолжим работу, коллеги».

В итоге наш условный Николай, с одной стороны, получает, что хотел. С другой, он понимает, как здесь, «на середине», тяжело. Особенно, когда мы, уйдя к аудитории по принципу «трех стульев», создали ему ощущение, что зал против него. И в следующий раз он хорошо подумает, прежде, чем поднять руку для возражения.

Коллеги, теперь – дело за вами, получайте домашнее задание. Подумайте над этим принципом, опробуйте прием – в реальных или игровых условиях. Какие могут возникнуть трудности при его применении? Как, по вашему мнению (и в духе принципа «трех стульев») можно их разрешить? Напишите, что получается и не получается – обсудим вместе в следующих выпусках.

А у меня за бортом так и не потеплело, уникальное какое-то лето нынче )). Что ж, надеюсь, что у вас есть возможность и позагорать, и искупаться. Однако, буду рад получить от вас отзывы даже в пору летних отпусков. . Жду, как обычно, ваших рассказов о своих успехах. Задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7@mail.ru.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/


В избранное