Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Вредный слушатель. Еще о правилах-2.


Вредный слушатель. Еще о правилах-2.

Здравствуйте, друзья!

Пришло время продолжить нашу беседу о принципах установки правил для аудитории. Напомню, в прошлый раз мы говорили о том, что можем устанавливать и отменять любые правила в любое время, и публика будет им следовать – важно только соблюдать основные принципы. Мы рассмотрели два из них:

1. Устанавливаем каждый раз правила под каждую конкретную аудиторию. Даже одним и тем же людям в разные дни могут потребоваться разные правила.

2. Хорошо, если мы установим все основные правила в начале выступления. Аудитория изначально предоставляет оратору некий кредит доверия – полезно им воспользоваться для задания нужного поведения и подкрепления нашего авторитета.

Вспомнили? Тогда продолжим.

Итак, как мы уже говорили, понятные простые правила, которые явно работают всем на пользу, зрители принимают легко. А вот правила, которые выглядят напрягающими, не вполне ясными, нужно разъяснять. Как разъяснять? В соответствии со следующим принципом.

3. Правила должны работать на интересы аудитории.

Ну, здесь все довольно просто, особенно, если вам доводилось работать в продажах )). Когда публика понимает, что предложенное правило – не прихоть оратора, не обман и не хитрость, а, действительно, нечто важное в ее интересах и для ее блага, она его принимает. Только нужно заранее приготовить понятное (и внушающее доверие) объяснение – чем данное правило будет полезно для зрителей.

Например, мы планируем предложить зрителям в какой-то момент презентации сделать несколько упражнений. Зная, что для данной аудитории это необычно и может вызвать сопротивление (принцип 1), мы в начале выступления (принцип 2), среди прочих правил, объявляем, что в процессе работы зрители будут делать упражнения, и участие в них обязательно для всех. Не дожидаясь глухого ропота и удивленно поднятых бровей, тут же поясняем, что эти упражнения простые, выполняются сидя, и что чрезвычайно важно их обязательно сделать, чтобы зрители легко поняли и навсегда запомнили второй закон термодинамики (принцип 3).

Когда аудитория чувствует заботу о себе, кредит доверия оратору постоянно увеличивается. Можно сказать, что следование принципу 3 дает нам отличную возможность легко и безболезненно пользоваться принципом 4:

4. В любое время оратор может вводить новые правила.

Действительно, как бы мы ни готовились, как бы ни изучали будущую аудиторию, всего не предусмотришь. Порой, уже в процессе работы со зрителями, раз за разом возникают ситуации, которые мешают нормально продолжать выступление. Если эти ситуации схожей природы, и есть возможность избавиться от них с помощью нового правила – нужно его ввести. Не страшно, что мы не предусмотрели его в начале – правила дорожного движения нам обновляют регулярно, не спрашивая нашего разрешения, и ничего )). При введении нового правила важно:

- быть доброжелательным, позитивно интерпретировать происходящее;

- объяснить, что новое правило вводится в интересах зрителей, кратко пояснить, как именно оно улучшит дальнейшую работу.

Например, в процессе презентации мы замечаем, что двое-трое участников параллельно с нашей речью мило беседуют между собой. Заканчиваем мысль, делаем паузу и, мягко, доброжелательно обращаясь ко всей аудитории, говорим примерно так: «Коллеги, очень хорошо, что вы активно обсуждаете материалы выступления, это значит, что вам интересно (доброжелательность, похвала). Обратите внимание – мы успеем узнать больше интересного по этой теме и эффективнее поработаем (это в ваших интересах), если я введу сейчас новое правило: «Когда говорит ведущий – все другие молчат. Если говорите вы – я буду молчать». То есть, говорит только один из нас». Ввели – записали на видном месте, если есть возможность – и спокойно продолжаем работу.

Помним о правилах продаж – обращаем внимание зрителей на то, что им, действительно, важно. Им, а не нам )).

Чрезвычайно важно помнить еще один принцип. К сожалению, даже опытные ораторы порой его забывают, отчего все их предыдущие усилия могут пойти насмарку.

5. Оратор сам исполняет объявленные правила и следит, чтобы зрители их выполняли тоже.

В одном из предыдущих выпусков мы уже немного говорили об этом – аудитория обязательно несколько раз «попробует на прогиб» установленные правила. Не всегда из вредности – просто с одного раза к новым рамкам поведения привыкнуть трудно, особенно, если они сильно отличаются от поведения обычного.

И если правило объявлено, но на деле не соблюдается (и оратор на соблюдении не настаивает) – плохо дело.

Во-первых, это фактически отменяет данное правило – то есть, разрешает то, чего оратор пытался не позволить. Во-вторых, это намекает зрителям, что и другие правила не так уж обязательны, обесценивает их. В-третьих, что хуже всего, это бьет по авторитету оратора, потому что либо он придумывает глупые правила, которые не нужны, либо – не может добиться, чтобы важные правила выполнялись.

Поэтому важно помнить: если мы вводим правило – то четко следим за его выполнением, особенно в первые минуты, пока аудитория привыкает. При нарушениях доброжелательно напоминаем, при исполнении позитивно подкрепляем – формируем новые нормы поведения.

Когда в ответ на заданный вопрос один из участников начинает просто говорить, а другой поднимает руку – даем слово тому, кто помнит о правиле поднятой руки. Если ввели правило «Я говорю – вы молчите», то спокойно замолкаем, заметив болтающих зрителей, и доброжелательно ждем, когда они замолчат. Если аудитории интересно продолжение выступления – она сама говорунов быстро утихомирит.

 И, конечно, правила, касающиеся оратора, оратору следует исполнять образцово )) – например, вовремя приходить с перерыва. Это особенно важно, если публика склонна считать себя неравноправной, обездоленной, если зрители отличаются обостренным чувством справедливости (подростки, студенты) – здесь любая неосторожная мелочь может испортить все, что нажито непосильным трудом )).

Все перечисленные принципы довольно просты и логичны – и, видимо, именно поэтому созданные на их основе правила помогают нам вести свое выступление так, чтобы слушатели становились и лояльными, и активными – но не вредными )). Осталось убедиться в этом на практике – к чему я вас и призываю. Выступайте, руководите, общайтесь – используйте для тренировки любую возможность. И, конечно, рассказывайте о своем опыте в комментариях и письмах, задавайте вопросы – продолжим развивать тему работы со сложной аудиторией в следующих выпусках.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/


В избранное