Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Вредный слушатель нам поможет!


Вредный слушатель нам поможет!

Здравствуйте, друзья!

Катастрофический минус за окном сменился уверенным плюсом, зима отступает по всем фронтам. Хотя – кое-где она продолжает тяжелые оборонительные бои, забрасывает нас могучими снежными десантами, сковывает хрустящими утренними морозами, атакует резкими холодными вихрями. Словом, вредничает – как те самые вредные слушатели, о которых мы вели речь в предыдущих выпусках рассылки. Но, как показывает практика, приход весны в большинстве случаев и местностей таки неизбежен, а с большинством вредных слушателей все же можно найти общий язык ). О том, как это сделать – и продолжим разговор сегодня.

Прежде всего, напомню (уж простите мою навязчивость, но без этой мантры любой разговор о теме вредного слушателя будет малополезным):

Главная задача оратора в любой творческой ситуации, в том числе – и с трудной аудиторией – сохранить спокойное ресурсное состояние. Пока мы держим под контролем себя, мы держим под контролем и ситуацию.

Это правило – действительно, ключевое, без него все замечательные приемы работы с вредным слушателем совершенно не действуют, сколько их ни изучай. Потому что потеряв самообладание, мы включаем эмоции, эмоции обесточивают голову – а оратор без головы к эксплуатации совершенно не пригоден )).

В прошлый раз мы беседовали о приемах, которые легко возвращают внимание отвлекшегося, зазевавшегося слушателя. Это разные способы изменения энергетики выступления:

- изменение громкости, темпа, интонации, других параметров техники оратора;

- акцент внимания оратора (и, если нужно, остальной аудитории) на слушателе с помощью взгляда, жеста, приближения, прикосновения, обращения к нему по имени.

Однако, среди публики иной раз встречается и другая категория зрителей. Эти живо чувствуют недостаток интереса оратора к собственной персоне, причем – не всегда обоснованно и не всегда осознанно. Ну а почувствовав – начинают энергично привлекать к себе его внимание сами. Они задают различные вопросы, активно комментируют содержание речи, стараются вести себя не так, как все. Способы могут варьировать – от самых безобидных до совершенно неадекватных.

Не всегда это – злой умысел. Наоборот, чаще такие зрители действуют «из лучших побуждений». Они вроде бы стараются помочь, высказать свое мнение по теме, добавить от себя интересной информации – и при этом не совсем понимают, что мешают и выступающему, и остальным слушателям.

Но и без мелкого хулиганства, конечно, тоже не обходится )). Попытки проверить оратора на прочность, подшутить, поднять свой авторитет, разрядить плохое настроение – и так далее – встречаются и среди вполне приличной внешне аудитории. Так что девиз пионеров и бойскаутов «Всегда готов!» очень полезен и для мастеров публичных выступлений.

Марк Твен, подъехал верхом к магазину. Намереваясь войти внутрь, он спешился и попросил стоящего рядом мужчину подержать его лошадь, пока он не выйдет с покупками.

- Как вы можете, мистер? Я – член парламента! – возмутился мужчина.

- Ну… У вас, вроде бы, вид честного человека. Я, пожалуй, рискну.

Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые неплохо срабатывают в самых разных ситуациях – и при простой потере концентрации в аудитории, и при неуклюжем стремлении зрителя помочь, и при его мелких пакостях.

Групповая активность.

Первый вариант. Даем аудитории какое-нибудь общее задание. Не слишком простое, чтобы не было скучно, но и не слишком трудное – чтобы получилось. Задание может иметь отношение к теме – тогда это сделает наше выступление более активным, а значит, еще более интересным и запоминающимся. Задание на отвлеченную тему поможет встряхнуть группу, изменить энергетику, освежить внимание участников. Отвлеченное упражнение полезно сначала хорошо «продать» слушателям, объяснить его необходимость  (идеально – в контексте основной темы) и замотивировать на выполнение.

Второй вариант. Если величина зала и количество участников позволяют, объединяем зрителей в несколько групп и даем задание для работы в таком формате. Пусть обсудят то, что услышали, подготовят список вопросов к оратору, составят тезисы речи – все, что угодно. В процессе выполнения задания вовлекутся те, кто отвлекся, и проявят себя те, кто жаждет признания, внимания или лидерства. Что и требовалось получить )).

Не всякий формат выступления позволяет использовать групповую активность. Не беда – есть еще варианты.

Наделение полномочиями.

Поручаем нашему вредине какое-нибудь очень важное дело – пусть расходует разрушительную энергию в мирных целях )). Хорошо, если это поручение займет его на все время выступления и будет носить явно помогающий оратору характер. Например, следить за временными отрезками, раздавать зрителям образцы и раздаточный материал, включать и выключать свет при показе слайдов презентации и видеофрагментов. Таким простым способом в большинстве случаев можно в один момент записного вредителя превратить в ревностного помощника и союзника – важная должность «главного по электричеству», а с ней и статус «особы, приближенной к императору» удовлетворяет лидерские амбиции и жажду внимания «вреднюг».

Близок к наделению полномочиями еще один хороший прием

Просьба о помощи.

Его принцип действия, в основных чертах, тот же. Просим вредного слушателя о помощи в некоем важном для процесса выступления деле и таким образом оказываем ему уважение. К уважению хорошо добавить пояснение, что может и должен помочь именно он в силу его несомненного авторитета, редкого ума, недюжинной силы – выбрать из списка значимых для него черт. Важно помнить о двух ключевых вещах. Первое - избежать фальши и даже тени на насмешку – иначе получим обратный эффект утроенной силы. Второе – даже когда обращаемся с просьбой, остаемся в позиции главного, сильного, иначе в главные полезет он.

А попросить можно о чем угодно, даже если это не совсем нужно )).

Один мой коллега, замечательный тренер, столкнувшись с тем, что полгруппы на выездном тренинге крепко накачаны, коротко стрижены, затянуты в кожанки и глядят хмуро,, попросил самого главного организовать перестановку всей мебели в месте проведения тренинга на 180 градусов, потому что это ну очень важно – иначе никак, тренинг будет сорван. Пока переставляли, нашли общий язык, общие интересы – и занятие прошло великолепно!

Возможно, и у вас есть интересные примеры применения этих приемов – поделитесь, будет интересно.

О других приемах работы с трудной аудиторией поговорим уже в следующем выпуске. Пока же прощаюсь, жду, как обычно, ваших рассказов о своих успехах. Задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7@mail.ru.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/ 


В избранное