Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления. Оратор и аудитория с прицепом


Оратор и аудитория с прицепом.

Здравствуйте, друзья!

Очень сожалею, что в наступившем 2013 году мы встречаемся в первый раз. Очередные творческие задачи технического плана были-таки благополучно решены (постучу по дереву), интенсивный ритм тренингов в Синтоне и занятий со студентами в Университете практической психологии более-менее сложился – возвращаюсь к любимым читателям!

В одном из предновогодних выпусков обещал рассказать вам о так называемых «цепляющих действиях». Эти нехитрые приемы помогают оратору позитивно и ненавязчиво удержать аудиторию под контролем и улучшить с ней контакт в самых разных (неожиданных, непредвиденных, «безвыходных») ситуациях. Рассказываю:

ЦЕПЛЯЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

Само название подсказывает содержание и назначение этих самых действий оратора «по наведению порядка во вверенном подразделении» )). Цепляющие действия, словно рыболовные тройники или пиратские абордажные крючья, используются дл прочного захвата и быстрого подтаскивания добычи. Они хорошо помогают нам, когда нужно:

- установить начальный контакт с аудиторией;

- «освежить» внимание подуставших зрителей;

- вернуть в работу «трудного слушателя»;

- конструктивно отреагировать на неожиданности, происходящие в зале;

- взять небольшую паузу в речи для каких-то своих целей – так, что никто этого не заметит;

- сделать что-нибудь еще в этом роде )).

Собственно, пару таких приемов мы уже рассматривали, когда изучали мастерство словесной импровизации (здесь). Если вы упражнялись в импровизации, то должны хорошо их помнить – и даже активно применять )).

Если нет – тоже не беда, все повторим и отработаем.

1. Риторический вопрос к зрителям.

Риторический вопрос, как вы знаете – это вопрос, подразумевающий всем известный однозначный ответ, либо вообще не нуждающийся в каком-либо ответе.

В чем хитрость? Когда человеку задают вопрос, он автоматически обращает свое внимание на него, даже если был в этот момент погружен в свои мысли – и тут же «всплывает». Как раз то, что нужно, чтобы быстро и ненавязчиво «перезагрузить» подуставший зал. А поскольку на умелый риторический вопрос проще всего ответить согласием – «разбуженный» зритель с готовностью кивает головой. Согласие отлично подкрепляет восстановленный контакт!

Справедливости ради нужно отметить, что здесь мы имеем в виду не только риторические вопросы в чистом виде. Чтобы «зацепить» зал, пригодятся и другие виды вопросов. Основная их особенность в том, что они, привлекая внимание адресата,  не требуют от него развернутого подробного ответа – и это важно. Потому что одних зрителей необходимость пространно высказываться на людях сильно напрягает – они чувствуют себя неуютно, сбиваются и сердятся. А другим дай только повод – так разойдутся, что начнут перетягивать внимание зала на себя. Этого допускать, конечно, нельзя, главное слово в аудитории должно оставаться за оратором.

Итак, какие вопросы нам подойдут.

Закрытые вопросы. Это те, на которые можно ответить односложно, коротко: «Да… Нет… Вчера… Семь…».

Вопросы-опросы, на которые нужно ответить простым коротким действием – поднятием руки, например, или хлопком ладоней. Хорошо, если, задавая такой вопрос, оратор подсказывает, как именно на него нужно отреагировать – спрашивает и при этом поднимает сам руку или просто говорит «встаньте, пожалуйста, те, кто…».

Вопросы-предположения со специальными словами, обозначающими определенную степень вероятности. Лучше не отправлять их в пространство, а адресовать непосредственно тем, кто находится сейчас перед нами:

«Возможно, многие из вас согласятся с тем, что традиционная форма семьи переживает кризис…».  «Наверное, в этом зале есть те, кто бывал в Египте…». «Вероятно, вы удивитесь, если я предложу вам прямо сейчас спеть гимн Замбии…».

Вопросы-утверждения. Они обычно содержат слова, подчеркивающие уверенность в чем-либо: «наверняка… ясно, что… можно уверенно сказать, что…». Очень важно разбавлять эту уверенность так называемыми шаблонами неопределенности: «многие из нас… есть люди… некоторые из присутствующих…». Это избавит оратора от опасной категоричности и связанных с ней неприятных сюрпризов. Категоричность сама по себе производит отталкивающее впечатление, а уж если она окажется направленной против конкретных людей в зале – пиши пропало!

Попробуйте заявить: «Наверняка всем известно, что женщина за рулем – источник повышенной опасности!» - моментально обратите против себя всю женскую аудиторию (да и часть мужской также). Если же заменить безапелляционное «всем известно» на дипломатичное «есть люди, которые считают…» - то согласно кивнут все. И каждый мысленно дополнит так, как ему удобно – в диапазоне от «вот балбесы!» до «и правильно считают!».

В итоге каждый услышит то, что хочет – и останется доволен нашим выступлением.

Вопросы «с хвостиком».  Если дополнить какое-нибудь очевидное утверждение просьбой о его подтверждении в виде вежливого хвостика «не правда ли?», «не так ли?», «вы ведь согласитесь?», то в вопрос можно будет превратить чуть ли не любое предложение. Кстати, с такого хвостика можно и начинать предложение – тогда он станет уже не «хвостиком», а «хоботком», не правда ли? ))

«Вы ведь согласитесь, что мастерство общения является полезным навыком?». «Приятно беседовать с человеком, который умеет говорить комплименты, не так ли?»

Здесь также необходимо избегать абсолютных категорий и активно пользоваться шаблонами неопределенности

Потому что с категоричным «Все мужики – сволочи, не правда ли?» огласится далеко не каждый. А вот вариант «Не правда ли, некоторые  женщины постоянно твердят, что все мужики – сволочи» - вполне очевиден. Я бы кивнул )).

Для отработки цепляющих риторических вопросов к аудитории я предлагаю вам упражнение «Десять пальцев» - простое и веселое. Берем любую тему, предмет, явление – и придумываем к ним пять цепляющих вопросов по первой схеме, загибая пальцы на одной руке, и по второй, загибая пальцы на другой:

Закрытый на «да» – опрос – предположение – утверждение – хвостик.

Закрытый на «нет» - опрос  – предположение – утверждение – хоботок.

Возьмем, например, слово «Трамвай»:

Друзья, вы ведь знаете, что в нашем городе есть трамваи?

Поднимите, пожалуйста, руку, кто регулярно пользуется трамваем…

Возможно, не все из вас знают, что раньше трамваи работали на конной тяге…

Наверняка многие согласятся, что у трамваев есть определенные преимущества…

Некоторые считают трамвай довольно шумным видом транспорта, не так ли?

Все понятно, не правда ли? Тогда второй круг давайте уже сами, я сойду…  ))

Итак, мы рассмотрели сегодня один из ораторских приемов, относящийся к группе цепляющих действий – риторические вопросы к аудитории. Отрабатывайте, применяйте, делитесь впечатлениями – остальные «цеплялки» прибережем для следующих встреч.

Жду, как обычно, ваших рассказов о своих успехах в письмах и комментариях, задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Пишите на почту vsl7@mail.ru.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/


В избранное