Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления


Жесты оратора. Соответствие Содержаний.

Здравствуйте, друзья!

Еще один выпуск рассылки рождается на основе «вагонно-путевых» впечатлений и заметок. Пока моя попутчица трех с половиной лет от роду с редким для прекрасных дам именем Слава воюет с утомленными родителями за свободу и независимость, я перелистываю записи с занятий по эриксоновскому гипнозу и готовлюсь к практическому внедрению новых знаний в тренерскую и консультантскую деятельность. Ведь всем хорошо известно, что теория без практики приносит мало пользы. Как говорит наш замечательный преподаватель Владимир Виноградов: «Знать не круто, круто – уметь».

Уверен, друзья, что у вас было достаточно времени в прохладный первомайский уикэнд для отработки упражнений на уверенную широкую выразительную жестикуляцию. Значит – пришло время продолжить изучение темы

ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖЕСТОВ.

Как вы помните, мы уже рассмотрели четыре принципа. Это:

1. Широта жестов.

2. Открытость жестов.

3. Симметричность жестов.

4. Законченность жестов.

Сегодняшний герой повествования –

5. Соответствие жестов содержанию речи.

Его еще можно назвать солидным научным словом «конгруэнтность» - но у меня это слово как-то больше ассоциируется со школьным курсом геометрии, чем с мастерством публичных выступлений )).

Принцип сам по себе предельно прост – информация, передаваемая в нашем выступлении должна соответствовать информации, которую мы параллельно транслируем слушателям своими жестами. Мы уже не раз говорили о том, что жестикуляция, мимика, перемещения и другие элементы «невербалики» (языка тела) дают зрителям огромное количество информации об ораторе, о его отношении к себе, к слушателям и к содержанию собственной речи. При этом языку тела оратора зритель склонен верить гораздо в большей степени, чем произносимым им словам.

Представьте себе докладчика, который радостно уверяет, что доходы его компании в последний год значительно выросли, и при этом, сам не замечая, проводит рукой по диагонали вниз. Поверите? А когда человек встречает вас радушным «добро пожаловать!» и улыбкой, а его руки при этом сжимаются в кулаки до побеления пальцев – он вам, действительно, рад?

Чаще, конечно, несовпадения бывают не такими явными, оратор «прокалывается» на мелочах – и это даже хуже. Зрительский взгляд улавливает эти мелочи моментально, и вот – слушатель даже не может осознать, почему вдруг не доверяет этому симпатичному парню на трибуне – но что-то в нем не так… Лучше проверить информацию,

Вспомним классическое: «Эй, ты, птичка, летим со мной – там столько вкусного!» - уточнение размеров вкусного оказалось совсем не лишним )). Для непосвященных - имеется в виду гениальный мультфильм А. Татарского «Крылья, ноги и хвосты». Если не видели – вам сюда: http://youtu.be/DLy8gPLyqVQ

Как избежать таких несовпадений? Довольно просто – для этого есть пара правил.

Главное и самое простое правило – быть искренним, избегать в выступлении лжи. Даже когда оратор говорит неправду, тщательно к этому подготовившись, он выдает себя рано или поздно – и чаще именно невербаликой.

Второе правило, несколько более сложное – уметь полноценно использовать жесты. Это, как нам уже хорошо известно, достигается регулярной практикой и качественной обратной связью. Уверенная свободная жестикуляция становится конгруэнтной естественно, без дополнительных усилий – мы подбираем нужные жесты так же легко, как нужные слова.

За чем на первых порах, пока раскованность и естественность еще не пришли, следует последить:

- За совпадением темпа речи и темпа жестикуляции. Плавное и медленное говорение сопровождаем плавными округлыми жестами. Резкая отрывистая речь «прорисовывается» энергичными «рваными» движениями.

- Позитивную информацию, доброжелательное обращение к публике сопровождаем открытыми жестами «от сердца» в сторону аудитории. Движения пальцев и кисти в запястье плавные, округлые.

- Если во время использования описывающего жеста увлеклись и перевели взгляд на собственные руки – в конечной стадии «рисования» обязательно восстанавливаем контакт глазами с аудиторией! Оратор, прячущий взгляд, доверия у зрителя не заслужит.

Для отработки соответствия жестов содержанию подходят все упражнения, которые мы уже рассматривали (и которые, как я понимаю, вы уже давно, активно и успешно выполняете). В качестве веселого дополнения можно воспользоваться веселой парадоксальной версией упражнения «Сурдопереводчик», когда мы, слушая рассказ партнера, изображаем содержание рассказа прямо противоположными жестами. Упражнение доставляет немало веселья и помогает взрывному росту креативности группы в единицу времени ))). Если же партнеров под рукой не оказалось – не беда, можно «переводить» все что угодно, хоть телевизионные новости.

Только не слишком вникайте в их содержание – профессор Преображенский категорически не советовал!

На этой позитивной исторической ассоциации предлагаю теоретическую часть закончить – практические занятия ждут своих героев! Продолжаем отработку уверенных, акцентированных, конгруэнтных жестов.

Жду, как обычно, ваших рассказов о результатах тренировок в письмах и комментариях, задавайте вопросы о жестах и мастерстве общения в целом. Пишите на почту vsl7@mail.ru.

В следующей беседе речь пойдет о некоторых не самых лучших ораторских привычках, о том, что неуместными в выступлении могут оказаться не только слова, и о том, как правильно бороться с общественными пороками, чтобы не попасть при этом в забавные или неловкие ситуации )).

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.wordpress.com/


В избранное