Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Верное слово. Мастерство публичного выступления


«Эти глаза напротив...».  Устанавливаем качественный зрительный контакт.

Здравствуйте, друзья! 

Ну что ж, встреча наша происходит несколько позже запланированных последних чисел ноября – сначала пришлось отвлечься на приведение в порядок тренерского рабочего инструмента. Как известно, Боевая Машина Тренера №2 – это его компьютер. А компьютер иногда сталкивается с суровой необходимостью лечения от вирусных атак. Как, впрочем, и БМТ №1 – сам тренер )). Лечение компьютера уже дало успешные результаты, а лечение тренера можно совмещать с неконтактной творческой работой – так что виртуально я снова с Вами, продолжаем разговор.

В прошлый раз мы говорили о том, насколько важен для успешного выступления оратора качественный контакт глазами с аудиторией.  Как Вы помните, он:

- рождает доверие к оратору.

- дает возможность управлять аудиторией.

- дает возможность получать от аудитории немедленную обратную связь и оперативно корректировать свое выступление.

- дает публике правильную (ту, какую запланировано) информацию о профессиональных и личных качествах оратора, его отношении к себе, к  публике, к предмету выступления.

Теперь самое время более подробно рассмотреть – что значит «качественный»? Как смотреть? Куда смотреть? Сколько времени смотреть? Ответы на эти и другие важные вопросы дают нам

ПРАВИЛА КОНТАКТА ГЛАЗАМИ С АУДИТОРИЕЙ.

1. Сколько глядеть? 

Это один из самых частых вопросов от начинающих ораторов на тренинге. Мне всегда интересно уточнить в ответ: «А Вы как думаете?» Варианты предлагаются разные – от смущенного «секундочку…» до задумчивого «ну-у… долго». Интересно, что большинство предлагаемых вариантов имеют право на жизнь: ведь наши зрители – разные… И правильным будет ответ универсальный: смотрим столько сколько нужно.

Смотреть в глаза отдельно взятому зрителю нужно до установления контакта с ним.

О том, что контакт «состоялся», мы обычно понимаем практически интуитивно, «считывая» мелкие внешние признаки ответной реакции зрителя. Это может быть легкий кивок, изменение выражения лица, наклона головы или позы тела – чем больше опыта выступлений имеет оратор, тем легче он улавливает эти «тайные знаки». Обычно на одного слушателя уходит 2-4 секунды: контакт установили – можно переводить взгляд на следующего.

2. Куда глядеть? 

Оно, конечно, понятно, что глядеть нужно в зал, где находятся наши дорогие слушатели, а не в пол или потолок. Тем не менее, неопытного оратора чаще всего выдает именно характерный «архитектурный взгляд», задумчиво скользящий по люстрам и гардинам – или сосредоточенно сверлящий пол вокруг ботинок. Чаще всего это говорит о том, что выступающий «завис» - потерял нить, не знает, что сказать. Совсем недавно (вот здесь http://wp.me/pU54C-8e ) мы уже говорили о том, что делать с взглядом, если вдруг потерялась мысль – искать ее в глазах наших зрителей!

Кроме того – важно помнить о ВСЕМ ЗАЛЕ! Из школьного и студенческого прошлого всем хорошо известно: если во время лекции хочешь спокойно позаниматься своими делами – садись в задние ряды, «на галерку», там взгляд лектора «гостит» реже всего. Действительно, для неопытного оратора характерно забывать о так называемых «мертвых зонах» - к ним вместе с «камчаткой» относятся еще и края всех рядов, начиная с первого. Соответственно –

Смотреть нужно всегда в глаза своим зрителям, а не в пол или потолок. Включать обязательно в область взгляда задние ряды и края аудитории.

Когда мы уже умеем уверенно удерживать в поле внимания всю аудиторию, специально «закатывать глаза» в качестве специального художественного приема бывает очень даже кстати – чтобы украсить речь и придать ей выразительность. Например – сделать вид, что мы что-то забыли и просим аудиторию о подсказке. Впрочем, об этом и других замечательных приемах, которые называются «цепляющие действия», мы еще поговорим.

3. Как глядеть?

Под вопросом «как глядеть?» я не имею в виду доброжелательное выражение – то, что в большинстве случаев позитив в глазах оратора быстрее и легче расположит к нему аудиторию, надеюсь, и так понятно. Я сейчас говорю про умение правильно распределять взгляд по залу. Если снова обратиться к опыту студенческих лекций, можно вспомнить, что «типичный» преподаватель (если он таки да – уделяет внимание студентам) обычно направляет взгляд в зал по однотипной траектории – например, слева направо зигзагом от ближних рядов к дальним. Траектория эта прозорливыми студентами очень быстро вычисляется – и в дальнейшем используется с максимальной выгодой. Так что, если взгляд уважаемого профессора только что покинул правый ближний ряд – у его обитателей есть добрых 26 (например) секунд до завершения цикла для решения своих важных дел (сколько бывает важных дел на лекции – не мне вам рассказывать )) ).

Чтобы поддерживать уважаемых слушателей в тонусе постоянно, очень хорошо, кроме всего прочего, смотреть в разные части зала бессистемно – так, чтобы вычислить какую-либо систему было невозможно.

Распределяем взгляд по аудитории хаотично.

И тогда наш взгляд будет бодрить слушателей и оставлять их «в теме» постоянно. Пусть чувствуют, что здесь не забалуешь )).

4. и еще  - Как глядеть?

Бывает так (особенно, если сесть на краю ряда) что смотрит оратор на нас при выступлении и часто, и подолгу – а внимания его все равно не хватает. Почему?

А потому что смотрит он на края рядов, поворачивая только голову – словно через плечо косится. И взгляд получается в итоге неполноценным, «усеченным». Зрители подсознательно «переводят» подобный взгляд примерно так: «Все важные дела у меня там, в центре, а вы только отвлекаете!» - и, конечно, чувствуют дефицит внимания со всеми вытекающими последствиями. Поэтому важно помнить: чтобы взгляд оратора создавал полноценный контакт со зрителями в любом месте зала – нужно поворачиваться к ним всем телом, а не только лицом. Это правило хорошо запоминается в виде красивой метафоры:

Создаем контакт со зрителем «от сердца к сердцу»,

Это еще не все правила создания качественного зрительного контакта, но пока  - на приятной лирической ноте – давайте закончим. Изучайте, применяйте, делитесь впечатлениями, задавайте вопросы. Продолжим изучение правил качественного зрительного контакта мы уже в следующем выпуске, обсудим:

- как «включить форсаж» и усилить воздействие взгляда;

- куда смотреть, когда задают вопрос;

- как правильно смотреть на босса…

и другие интересные вещи.

Как обычно, буду рад Вашим рассуждениям, идеям, вопросам о мастерстве публичного выступления. Оставляйте комментарии, пишите на почту vsl7@mail.ru

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте журнала на страничке новостей

http://vernoeslovo.wordpress.com/


В избранное