Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Урок литературы: проблемы, методы, подходы. 23-й выпуск


Информационный Канал Subscribe.Ru

25 сентября 2002 г.

Методиколитературная почтовая рассылка

Выпуск № 23


Урок литературы:
проблемы, методы, подходы


Лирическая народная песня «Не шуми, мати зеленая дубравушка» на уроке литературы в 7 классе.


        Традиция совместного хорового пения, к сожалению, постепенно уходит в прошлое, иногда заменяясь коллективным исполнением под гитару «бардовской» песни, ставшей, особенно в крупных городах, своеобразным аналогом песни народной. Тем важнее приобщение современных школьников к традиционной культуре. Лирическая песня как элемент народной культуры хранит и доносит до нас многовековой эстетический и нравственный опыт, но современный человек, воспитанный на примитивных эстрадных шлягерах, часто не способен понять богатства смысла, красоты слога и интонации, заключенных в этой песне. Одна из причин такого положения – отсутствие у современного подростка «ключей» к пониманию народной культуры, которая воспринимается сквозь призму письменной литературы, утверждающей идею авторства и, следовательно, идею индивидуальной неповторимости. То же происходит и в литературоведении, и в методике, поэтому нам представляется важным на примере комментария песни «Не шуми, мати зеленая дубровушка» проиллюстрировать важнейшие способы выражения мысли и чувства в народной поэзии, отличающейся от поэзии Нового времени. Выбор именно этой песни и включение ее в обязательную школьную программу сделан, в сущности, не нами, а А. С. Пушкиным, когда он включил ее в «Капитанскую дочку». Таким образом, изучая эту песню как самостоятельное явление в 7 классе, мы создаем предпосылки для осмысления важнейшей дилеммы пушкинской повести: свобода — воля. Кроме того, сам образ народного сознания, представленный в этой разбойничьей песне, поможет ученикам лучше понять образ мысли героев гоголевской повести «Тарас Бульба».

    Смысл любого явления может быть адекватно понят только в том случае, если мы рассматриваем его в контексте той реальности, в котором это явление существует. Особенно это касается традиционной культуры, все сферы которой (в том числе и фольклор) отражают единую картину мира, то есть подчинены единой системе смыслов. Упрощенно говоря, из каждого микроэлемента традиции (представление, формула, мотив, сюжет, текст) фактически может быть восстановлена традиция целиком. Соответственно, если автор использует какое-либо фольклорное явление в своем произведении, то фактически он отсылает к народной традиции как целому, то есть в тексте неизбежно разворачивается коллизия взаимодействия двух типов культур. Особенно это заметно в том случае, когда цитируется полный фольклорный текст. Таким образом, художественная функция разбойничьей песни в смысловой структуре повести "Капитанская дочка" может быть прояснена только после того, как мы выявим собственные традиционные смыслы народной песни до изучения пушкинского произведения.

    Продолжить чтение статьи...


Все материалы, публикуемые в рассылке, принадлежат авторам и публикуются с их разрешения. Перепечатка в любых изданиях (бумажных или сетевых) без согласования с ними не разрешается.
Адрес электронной почты для присылаемых материалов и обратной связи: eelmaa@comset.net
Материалы рассылки расположены по адресу: www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html


Автор проекта: Ээльмаа Юрий,
аспирант кафедры методики преподавания рус. языка и литературы РГПУ им. А. И. Герцена, учитель литературы 610 классической гимназии.
e-mail: eelmaa@comset.net
ICQ: 67470889
HomePage



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное