Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Развитие творческого мышления школьников с помощью ТРИЗ Выпуск 36


В выпуске:

Вулканы и юные изобретатели

Приветствую, коллеги!

 Отдохнули, загорели?.. Вот уже и на работу скоро! Потренируемся по решению изобретательских задач?

Когда-то мы в 5 классе решали такие задачи: как узнать о приближающемся извержении вулкана? Как уменьшить ущерб? Как обратить вред в пользу, т. е. можно ли получить пользу от этого страшного и грозного явления природы?

 Итак, по первой задаче: ИКР (идеальный конечный результат) звучит так – вулкан должен САМ сообщить о приближающемся извержении. Ресурсы вулкана (выявляем вместе с детьми) – газы, высокая температура, магма. Ресурсы жителей – посуда, мебель, одежда.

Вспоминаем волшебное слово МАТХЭМ – перечень полей (воздействий): Механическое Акустическое Тепловое Химическое Электрическое Магнитное

Выясняем, что в вулкане есть механическое, акустическое (шипение газов, например), тепловое поле и химическое (газы), а надо получить на безопасном расстоянии звуковой или световой сигнал.

Идеи ребят:

∙ Используем тепловое действие вулкана: надо в жерле вулкана установить специальный градусник, когда температура поднимется выше нормы, ртуть замкнёт контакты, люди получат или звонок или лампочка загорится;

∙ можно наоборот, контакты всё время замкнуты через ртуть, людям идёт сигнал, что всё спокойно. Когда температура повысится, градусник лопнет, контакты разомкнутся, сигнал исчезнет, пора спасаться…

∙ в качестве датчика можно использовать посуду: если на кухне рядом с кастрюлей повесить ложку, то при сотрясении земли она загремит.

 По второй задаче: как уменьшить ущерб от извержения, если у подножия вулкана есть селения? Ищем возможности для решения этой задачи по системному оператору.

Надсистема : местность вокруг вулкана, атмосфера

Система: вулкан

Подсистемы: жерло, склоны, внутреннее сложение

Идеи:

 ∙ использовать углубления местности и склоны и направить поток лавы в безопасном для людей направлении;

 ∙ насыпать преграду на пути движения лавы.

По третьей задаче установили, что от вулканов уже есть следующая польза: образование полезных ископаемых (гранит, руды, драгоценные камни). При извержении Везувия Помпеи засыпало толстым слоем пепла очень быстро, поэтому как бы законсервировало быт того времени. Это была страшная трагедия для жителей Помпеи, но для современных историков и археологов это бесценный дар.

Как использовать тепловую энергию вытекающей лавы? Дети предложили: надо направить поток лавы в природное или специально сделанное углубление, проложив заранее по нему змеевик из труб. Полученное озеро лавы засыпать сверху огнеупорным утеплителем. Подавать в змеевик воду и полученным паром отапливать посёлок.

А у вас какие идеи возникли? Пишите на адрес: matchem@mail.ru

Кто хочет подробнее узнать о возможностях ТРИЗ в школе, освоить инструменты ТРИЗ, развить своё творческое мышление, познакомьтесь с архивом данной рассылки и с продуктами на моём сайте: http://www.triz-v-shkole.ru

 Желаю вам интересной, яркой, творческой жизни! Бояркина Валентина Ивановна. 17.08.2012.


В избранное